Назад в библиотеку
Формирование инвестиционной привлекательности предприятий угольной промышленности
Автор: Стегний А.И., Бучковская К.А., Степанова Т.А.
Источник:Сталий розвиток підприємств, регіонів, країн [Текст]: матеріали міжнар. наук. конф., 5–7 листопада 2012 р., м. Дніпропетровськ / реед. кол.: В.М. Шаповал та ін. – Д.: Національний гірничий університет, 2012.- Т. ". – 240 с. – С. 66–67.
В настоящее время уголь является единственным энергоносителем, объемы которого потенциально достаточны для полного обеспечения потребностей национальной экономики. Поэтому значение угольной промышленности Украины как гаранта энергетической независимости государства остается неизменно высоким.
За последние несколько лет в угольной промышленности Украины усилились процессы, связанные с трансформацией форм собственности угледобывающих компаний. Вместе с тем, отсутствие стратегических ориентиров развития национальной экономики, проведение непоследовательной государственной политики, недостаточность или отсутствие централизованного государственного финансирования развития приоритетных отраслей, эффективного механизма реформирования отношений собственности и их правового обеспечения, не способствует созданию атмосферы привлечения инвестиций в угольную отрасль. В результате этого осуществляемые процессы разгосударствления шахт и разрезов не соответствуют современным требованиям и преобразованиям, происходящим в национальной и мировой экономике. Как следствие, сложилось противоречие между крайне сложным состоянием отрасли по техническим, экономическим, финансовым и социальным критериям и значением угольной промышленности для национальной экономики и энергетической безопасности государства.
Одной из причин такого состояния можно назвать отсутствие четкого механизма стратегического планирования, как на уровне государства, так и на уровне отрасли.
Стратегические решения и их осуществление возможно только лишь при проведении кардинальных мероприятий общенационального и отраслевого масштаба, затрагивающих перекрестные интересы всех отраслей, связанных с угольной отраслью, а также в целом национальную экономику. Этим вопросам уделяют внимание многие ученые и специалисты, которые в своих работах рекомендуют более или менее существенные преобразования на уровне отрасли и экономики в целом. В частности, проблемы развития угольной отрасли рассматривали в своих трудах: В.Г. Красник, Г.Г. Литвинский. Все они рассматривали различные аспекты данной проблемы, но не отдали должного внимания причинам, вследствие которых сложилось такое состояние.
Стратегическая цель развития угольной промышленности состоит в стабилизации и дальнейшем развитии для достижения экономически обоснованных объемов производства угольной продукции, необходимых для энергетической безопасности государства и обеспечения деятельности других отраслей национальной экономики.
Вместе с тем в национальной экономике и отрасли накопились проблемы, препятствующие достижению этой цели:
- морально устаревший и физически изношенный шахтный фонд, который должен быть обновлен, что возможно только в условиях осуществления инновационной модели модернизации и развития угольной промышленности;
- хронический недостаток средств на обеспечение текущего функционирования, а так же на развитие угледобывающих предприятий;
- катастрофическая потеря кадрового потенциала вследствие снижения престижности шахтерской профессии и старения кадров;
- нерешенность вопросов адаптации механизма ценообразования на угольную продукцию к условиям рыночных отношений;
- необеспеченность экологической безопасности при ликвидации шахт, несоответствие цен на горно-шахтное оборудование и угольную продукцию и др.
Следует отметить, что решение этих проблем или же их части требует совместных усилий руководителей различных уровней управления, в соответствии с финансовыми и организационными возможностями, которые имеются на этих уровнях. Для формирования основы для стратегии развития отрасли, отдельных программ по ее реализации целесообразно систематизировать предложения по уровням управления.
Предложения по созданию основы стратегии развития, обеспечивающей одновременно и повышение инвестиционной привлекательности отрасли, могут быть задействованы для усиления возможностей страны и собственных возможностей угледобывающих предприятий в направлении разработки и обеспечения выполнения программ развития.
Для упорядочения предложений их необходимо распределить по уровням управления, которые задействованы в механизме стратегического планирования, как при разработке стратегий, программ, так и при определении источников их финансирования, где максимально эффективно могут быть решены вопросы улучшения работы угольной отрасли. С этой целью рассмотрим, какие программы, отдельные проекты и мероприятия можно осуществить на уровне государства, отрасли и отдельного предприятия:
- 1) на уровне государства:
- разработка стратегии развития угольной отрасли в совокупности со стратегиями развития других отраслей национальной экономики, основанной на критериях народнохозяйственной эффективности и обеспечения национальных интересов;
- создание системы стимулов, прав и ответственности для повышения инвестиционной привлекательности отрасли для отечественных и зарубежных инвесторов;
- обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли для отраслей-смежников, входящих с угледобывающими предприятиями в технологическую цепочку;
- консолидация государственных средств и средств инвесторов на стратегических направлениях стабилизации состояния и последующего роста угольной отрасли для выхода ее на путь развития;
- обеспечение социальной защиты работников отрасли в процессе осуществления стратегических изменений форм собственности, уровня централизации управления, реструктуризации и проведения других изменений и т.д.;
- 2) на уровне отрасли:
- разработка и реализация программ по формированию шахтостроительного комплекса на основе стратегии развития энергетической безопасности страны;
- разработка программ обеспечения шахт современным горно-шахтным оборудованием;
- разработка механизма ценообразования на продукцию угольной отрасли и др.;
- 3) на уровне субъекта хозяйствования:
- выделение стратегических приоритетов развития исходя из имеющихся ресурсов: запасов угля, его качества; состояния собственного производственного потенциала, уровня его механизации, автоматизации; кадрового потенциала и др.;
- оценка внешних и собственных возможностей обеспечения развития предприятия на ближнюю и дальнюю перспективу;
- оценка угроз внешней среды, представляющих опасность для улучшения деятельности предприятия, в особенности тех, которые могут кардинально ухудшить состояние предприятия и довести до утраты самостоятельности и банкротства;
- оценка собственных сильных и слабых сторон деятельности предприятия;
- разработка комплекса мероприятий, направленных на уменьшение влияния слабых сторон и превращение их в нейтральные, а в дальнейшем ndash; в сильные стороны;
- максимальное использование и наращивание сильных сторон для повышения конкурентоспособности предприятия и улучшения его инвестиционной привлекательности и др.
Таким образом, после осуществления приведенных выше мероприятий целесообразно провести уточнение имеющейся стратегии развития, а при ее отсутствии разработать стратегию предприятия и обеспечить ее эффективную реализацию.
На уровне национальной экономики получение качественных объективных данных о состоянии и перспективах развития угольной отрасли, проведение соответствующего анализа на основании этих данных позволит выработать, принять и реализовать оптимальные для страны решения и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Список использованной литературы
1. В.Г. Красник. Программы перспективного развития угольной промышленности Украины.«Уголь Украины», № 12, 2006– С.6-8.
2. Официальный портал Министерства топлива и энергетики Украины // [Електроний ресурс] / Режим доступа http://mpe.kmu.gov.ua/fuel/control/uk/index .
3. Г.Г. Литвинский. Стратегия развития горной промышленности. «Уголь Украины», № 12, 2006. – С. 3-6.
4. Национальный институт стратегических исследований // Угольная промышленность Украины / И. Хаджинов [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.niss.gov.ua/