Назад в библиотеку
Рефлексивный подход к управлению взаимоотношениями коммерческого банка с субъектами финансового рынка
Автор: Тузова О.А., Тарасова Е.А.
Источник: Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозайствования: Материалы VII международной научной конференции молодых ученых и студентов (18 апреля 2013 г., г. Донецк, ДонНТУ). – Донецк: ДонНТУ – 2013. – С. 143-146
Аннотация
Тузова О.А., Тарасова Е.А. Рефлексивный подход к управлению взаимоотношениями коммерческого банка с субъектами финансового рынка. Рассмотрены возможности применения рефлексивного подхода к управлению банковской деятельностью. Предложена концептуальная модель рефлексивного управления в банковской деятельности.
Актуальность
В настоящее время возникают определенные трудности во взаимоотношениях коммерческих банков с другими субъектами финансового рынка. Происходит изменение взглядов на построение отношений с контрагентами, что постепенно вытесняет традиционные управленческие подходы.
Так для обеспечения дополнительных конкурентных преимуществ на финансовом рынке перед банками стоит задача эффективного управления поведением субъектов финансового рынка, учитывая как объективные, так и субъективные факторы, которыми данные субъекты руководствуются при построении стратегий поведения на рынке. Решение указанной задачи обуславливает целесообразность применения рефлексивного подхода при организации взаимодействия с субъектами финансового рынка.
Принципы рефлексивного взаимодействия рассмотрены в трудах украинских, российских и зарубежных ученых, таких как Лепа Р.Н., Сергеева Л.Н., Таран Т.А., Крамер З.Х., Кайзер Т.Б., Шмидт С.Е., Дависон Дж.Е., Сорос Дж. и др. Исследованием вопросов рефлексивного управления человеческим поведением занимались Авилов А.В. [1], Лефевр В.А. [2], Новиков Д.А. и Чхартишвили А.Г. [3], Петрачкова Е.Л. [4].
Цель исследования
Рассмотреть возможности применения подходов рефлексивного управления в деятельности коммерческих банков.
Основная часть
Основными субъектами финансового рынка, с которыми банк взаимодействует в процессе своей деятельности являются банки и клиенты. Органы управления коммерческого банка вырабатывают управляющие воздействия исходя из целей управления, информации о клиентах, конкурентах и факторах, которые могут оказать влияние на достижение целей. Так банк формирует образы объектов управления и свой образ в этой системе, а также определяет факторы, влияющие на модели принятия решений данными объектами [4].
В рамках нашего исследования система рефлексивного управления деятельностью банка с позиции взаимодействия с субъектами финансового рынка представлена в след виде (рис. 1):
Рисунок 1. Система рефлексивного управления деятельностью коммерческого банка
Посредством рефлексивных воздействий коммерческий банк имеет возможность косвенно управлять процессом принятия решений субъектами. Рефлексивное управление взаимоотношениями банка с субъектами финансового рынка может осуществляться в нескольких направлениях:
- изменение представлений субъектов о банке, то есть воздействие на образ банка, сложившийся у контрагентов;
- изменение объективных характеристик банка или банковских продуктов, направленных на максимальное соответствие реальных характеристик образу банка у других субъектов;
- оказание влияния на представления клиента относительно своих предпочтений и идеального соперника для банков-конкурентов.
Учитывая рассмотренные возможности взаимодействия банка с другими субъектами рынка была разработана концептуальная модель рефлексивного управления в банковской деятельности (рис. 2).
Рисунок 2. Концептуальная модель рефлексивного управления в банковской деятельности
Выводы
Таким образом, у коммерческих банков возникает необходимость в разработке и реализации соответствующих экономико-математических инструментов, обеспечивающих возможность применения рефлексивных управляющих воздействий в управлении взаимоотношениями с субъектами финансового рынка.
Список использованной литературы
1. Авилов А.В. Рефлексивное управление: методологические основания/ Авилов А.В. – М.: Изд-во ГУУ, 2003. – 202 с.
2. Лефевр В.А. Рефлексия/ Лефевр В.А. – М.: Когито-Центр, 2003. – 496 с.
3. Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Модели рефлексивного принятия решений // Проблемы управления. 2004. № 4. С. 62-70.
4. Петрачкова Е.Л. Рефлексивное управление механизмами формирования спроса на продукцию промышленных предприятий/ Петрачкова Е.Л. // Экономика промышленности. – 2006. - №4. – С. 165-172.