УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Роман В. Янов, студент roman.yanov@gmail.com
Светлана Н. Крапивницкая, доцент Донецкий национальный технический университет
This work is is devoted to analysis profits and also is dedicated to developing an optimal structure management enterprises one. The part of profit in the economic process is continuously growing in conditions of modern economic. Income isn’t take part only in a main source of economic activity of any enterprise, but also stimulates its activity. It provides the state's interests, property owners, businesses and staff are the main driving force of the market economy. Market economy with its extremely high level of complexity puts additional demands on the business entities. In this way, great importance is the need to develop recommendations to improve the efficiency of formation and distribution of profits.
В процессе перехода Украины к рыночным условиям хозяйствования возрастает роль субъектов хозяйствования как основы и первичного звена экономики. Важнейший показатель, который отражает финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Величина прибыли предприятия влияет на формирование финансовых ресурсов предприятия; увеличение рыночной стоимости предприятия; эффективность производственной деятельности предприятия; экономическое развитие государства т.д.
Прибыль — это часть выручки, которая остается после возмещения всех затрат на производственную, коммерческую, финансовую и инвестиционную деятельность предприятия, и служит средством воспроизводства и главным мотивом осуществления такой деятельности для собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, а также является основной характеристикой эффективности этой деятельности.
На прибыль предприятия влияют внешние и внутренние факторы, которые представлены в таблице 1
Табл.1 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
Внешние факторы, которые не зависят от |
Внутренние факторы, которые зависят от |
||
деятельности предприятия: |
деятельности предприятия: |
||
|
|
|
|
|
Состояние рынка |
Объем и качество реализованной |
|
Цены и тарифы на некоторые товары и |
|
продукции |
|
|
продукцию, которые регулируются |
|
Политика ценообразования на |
|
государством |
|
предприятии |
|
Нормы амортизации |
Уровень себестоимости и других |
|
|
Система налогообложения |
|
затрат |
Нарушение дисциплины со стороны |
|
Качество менеджмента разных |
|
|
деловых партнеров |
|
уровней |
|
Благоприятные и неблагоприятные |
|
Уровень организации труда и |
|
социальные и другие условия |
|
производства |
Объем и качество природных ресурсов |
|
Уровень образования и квалификации |
|
|
|
|
кадров |
|
|
|
Технический уровень |
|
|
|
производственных фондов |
|
|
|
Материальное состояние и |
|
|
|
экономическая себестоимость |
|
|
|
персонала |
|
|
|
|
Таблица 1 систематизирована на основании проведенных экспериментов. Был использован известный в статистике метод «экспертного опроса». В эксперименте принимали участие научные работники и хозяйственники. В ранжировании участвовали 15 факторов как внешних, так и внутренних. По данным экспертного опроса была установлена связь соответствующих влияющих факторов, при коэффициенте конкордации по Кендаллу K=0,93 и коэффициенту ранговой корреляции R=0,872. Вклад, вносимый каждым фактором на прибыль предприятия, представлены на рисунке 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
6 |
7 |
8 |
|
|
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Факторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1 Вклад, вносимый каждым фактором на прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
1 - Состояние рынка; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
2 - Цены и тарифы на некоторые товары и продукцию, которые регулируются |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
государством; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3- Нормы амортизации;
4- Система налогообложения;
5 - Нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; 6 - Благоприятные и неблагоприятные социальные и другие условия; 7- Объем и качество природных ресурсов; 8 - Объем и качество реализованной продукции;
9- Политика ценообразования на предприятии;
10- Уровень себестоимости и других затрат; 11 - Качество менеджмента разных уровней;
12- Уровень организации труда и производства; 12 - Уровень образования и квалификации кадров;
14- Технический уровень производственных фондов;
15- Материальное состояние и экономическая себестоимость персонала.
Роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и работников определяют необходимость эффективного и непрерывного управления. Управление прибылью представляет собой процесс разработки и принятия эффективных управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии с целью максимизации благосостояния собственников предприятия в текущих и перспективных периодах. Главной целью управления прибылью является определение путей наиболее эффективного его формирования и оптимального распределения, направленные на обеспечение развития деятельности предприятия и роста его рыночной стоимости.
Теоретические и практические аспекты управления прибыли предприятий рассмотрены в трудах ученых: И.А. Бланка, Ф.Ф. Бутинца, Е.Р. Квасовського, А.М. Поддерегина, В.В. Сопко, Л.Д. Свеклы, Н.М.
Анализируя |
исторически эволюционное |
развитие научной |
мысли |
относительно |
учение о |
прибыли, можно отметить, |
что каждая школа |
своей |
концепцией |
прибыли побудила последующие поколения
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:
1.Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль.
2.Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны
иоказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью.
3.Высокий динамизм управления. Даже самые эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предыдущем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь — с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков.
4.Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий.
5.Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде
Метод управления прибылью предприятия - это способ воздействия субъекта
управления на объект для достижения определенного результата. Существует следующая классификация методов управления прибылью предприятия: экономическая, организационная,
Методы управления прибылью предприятия можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в случае, если применяется система методов, в которой каждый метод дополняет и усиливает другой. Выбор методов управления прибылью предприятия зависит от цели бизнеса, формы собственности и хозяйствования; размера предприятия, обеспеченности его материальными и трудовыми ресурсами; уровня подготовки кадров; конъюнктуры рынка; политики государства в отношении агробизнеса и т.д.
Управление прибылью состоит из двух взаимосвязанных направлений: формирование и распределение. Основными задачами управления формированием прибыли предприятия является: обеспечение максимизации размера прибыли, которая формируется и соответствует ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре; обеспечение постоянного увеличения рыночной стоимости предприятия; поддержка конкурентоспособности в долгосрочном периоде, обеспечение ликвидности предприятия и его платежеспособности; поддержка инвестиционной привлекательности.
Формирование прибыли происходит в процессах:
операционной деятельности;
инвестиционной деятельности;
финансовой деятельности.
Всвою очередь, формирование прибыли в процессе операционной деятельности подразумевает управления доходами, затратами, налоговыми платежами, ресурсами, рисками
Распределение прибыли необходимо для следующих действий:
управление уплатой налоговых обязательств по прибыли;
оптимизация пропорций распределения прибыли на части, которые капитализируются и потребляются.
На распределение и формирование прибыли влияет
система управления. Она выполняет следующие функции:
организационное обеспечение;
информационное обеспечение;
системы и методы анализа прибыли;
системы и методы планирования прибыли;
системы и методы внутреннего контроля.
Данная система регулируются государством благодаря двум функциям:
контроль и аудит;
правовое и нормативное регулирование.
Всовременных условиях развития экономики предприятия могут выбирать политику распределения чистой прибыли самостоятельно. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления распределения собственной прибыли. Весомость политики распределения прибыли определяется следующими положениями:
распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления прибылью — повышение уровня благосостояния собственников предприятия;
распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости субъекту хозяйствования;
пропорции использования прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия;
характер распределения прибыли является важным индикатором инвестиционной привлекательности предприятия;
распределение прибыли является одной из форм воздействия на активность персонала. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, обеспечивают стабильность персонала и рост производительности труда.
Вусловиях рыночной экономики чистая прибыль является основой экономического и социального развития предприятия. Постоянное увеличение чистой прибыли — это устойчивый источник финансирования развития производства. Чистая прибыль — важнейший показатель для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий, поскольку отражает степень его активности и финансового благополучия, а также эффективность менеджмента. В данной работе иллюстрируется только часть объемного процесса управления прибылью на предприятии, однако методы, описанные в данной работе, могут быть использованы для управления не только прибылью и рентабельностью предприятия, но и ряда других экономических показателей.