:
Назад в библиотеку
Кузнецов Евгений Владимирович. Обоснование
параметров крепления подвески монорельсовых дорог в выработках с
анкерной крепью : диссертация ... кандидата технических наук : 25.00.22
/ Кузнецов Евгений Владимирович; [Место защиты: Кузбас. гос. техн.
ун-т].- Кемерово, 2009.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-5/831
|
Актуальность работы. Высокие
темпы проходки и отработки запасов угля высокопроизводительными
механизированными комплексами предъявляют высокие требования к доставке
материалов, оборудования в очистные и подготовительные забои. Особого
внимания заслуживает вопрос перевозки секций механизированных крепей
массой более 20 т в сборе. Применяемые на шахтах локомотивный и
канатный транспорт не удовлетворяют этим требованиям. В настоящее время
перевозку тяжёлых секций механизированных крепей осуществляют
автомобильным транспортом - тягачами на пневмоходу, при помощи
напочвенных реечных дорог и подвесными монорельсовыми дорогами.
Применение подвесных монорельсовых дорог для
перевозки материалов, оборудования, секций механизированных крепей за
последние пять лет приняло масштабный характер. Подвеску монорельсовых
дорог производят в выработках, закрепленных как рамной крепью - к рамам
крепи, в выработках, закрепленных анкерной крепью - при помощи анкеров
подвески или специально установленной рамной крепи. Однако научно
обоснованные методы расчёта параметров анкеров подвески монорельсовых
дорог в выработках, закреплённых анкерной крепью, отсутствуют.
Недостаточно исследованными остаются вопросы влияния динамики от
движения поездного состава на анкерную крепь выработки, геомеханические
процессы, протекающие в углепородних массивах при анкерной подвеске
монорельсовых дорог, влияние анкеров подвески монорельсовой дороги на
анкеры крепления выработки.
В то же время объёмы применения анкерной крепи для
крепления подготовительных выработок на шахтах Кузбасса постоянно
возрастают. Анкерная крепь применяется во всём диапазоне встречающихся
горно-геологических условий на пологих пластах. Выполненные за
последние годы научно-исследовательские работы по взаимодействию
анкерных крепей с вмещающими породами подтверждают возможность
применения анкерной крепи для подвески монорельсовых дорог в выработках
с анкерной крепью.
В этой связи тема работы, направленная на
геомеханическое обоснование метода выбора параметров анкеров подвески
монорельсовых дорог в выработках, закреплённых анкерной крепью,
является актуальной.
Работа выполнена в рамках хозрасчётных
научно-исследовательских работ КузГТУ по заказам «Фонда
содействия координационному совету по обеспечению безопасности на
угольных шахтах» 2008 г. и ВНИМИ №11-07/Ф-2007.
Целью работы является обоснование
способа и метода расчёта параметров анкеров подвески монорельсовых
дорог в выработках, закреплённых анкерной крепью, обеспечивающих
устойчивость выработок и безопасную эксплуатацию монорельсовых дорог.
Задачи исследования:
обосновать целесообразность и основные параметры
анкерной подвески монорельсовых дорог в выработках с анкерным
креплением;
дать оценку влияния динамики подвижного состава на
анкеры подвески монорельсовых дорог;
- разработать методику расчёта параметров анкеров
подвески монорельсо
вых дорог в выработках, закреплённых анкерной крепью и провести её экспе
риментальную проверку в шахтных условиях.
Идея работы заключается в
использовании установленных закономерностей нагружения анкеров подвески
монорельсовых дорог при обосновании способа подвески и методики расчёта
их параметров.
Объект исследований - анкеры
подвески монорельсовых дорог для перевозки грузов большой массы в
подготовительных выработках угольных шахт.
Методы исследований. Для решения
поставленных задач принят комплексный метод исследований, включающий в
себя: аналитические методы расчёта, базирующиеся на основных положениях
теоретической механики и сопротивления материалов; шахтные
исследования, включающие в себя наблюдения и измерения геомеханических
параметров в приконтурных слоях выработок, закреплённых анкерной
крепью, при подвеске в них монорельсовых дорог; хронометражные
наблюдения за процессом перевозки секций механизированной крепи при
монтажно-демонтажных работах; методы математической статистики и теории
вероятности, компьютерная обработка результатов наблюдений и измерений.
Основные научные положения, выносимые на
защиту:
подвеска монорельсовых дорог в выработках с
анкерным креплением осуществляется с использованием сталеполимерных
анкеров несущей способностью не менее 100 кН, замковая часть которых
располагается выше анкеров крепления выработки;
усилие закрепления анкерного стержня в шпуре
определяется длиной скрепляющего состава в шпуре и удельным сцеплением
скрепляющего состава со стенками шпура. Максимальное усилие закрепления
анкерного стержня в шпуре определяется прочностью материала анкерного
стержня на разрыв;
динамические силы, действующие на анкеры подвески
монорельсовых дорог, носят вероятностный характер, определяются
влиянием инерционных (динамических), центробежных и ударных сил,
возникающих при движении поездных составов. Основная доля динамических
сил определяется ударными нагрузками, возникающими при движении
поездных составов по стыкам и неровностям монорельсового пути (89,8%).
Влияние динамических нагрузок учитывается коэффициентом динамики;
методика расчёта параметров анкеров подвески
монорельсовых дорог в выработках с анкерной крепью позволяет определить
необходимую длину анкеров, количество анкеров в точке подвески дороги,
оценивать устойчивость подготовительных выработок.
Обоснованность и достоверность научных
положений, выводов и рекомендаций подтверждается:
- положительными результатами испытаний
сталеполимерных анкеров
различной конструкции (более 10) на 16 угледобывающих предприятиях Куз
басса;
представительным объёмом инструментальных
наблюдений за геомеханическими процессами в подготовительных выработках
с анкерной крепью, охватывающих типичные горно-геологические и
горнотехнические условия Кузбасса;
положительной практикой применения разработанной
методики расчёта подвески монорельсовых дорог на 6 шахтах Кузбасса.
Научная новизна работы заключается в
следующем:
в установлении наиболее благоприятных
геомеханических условий взаимодействия анкеров подвески монорельсовой
дороги с анкерами крепления выработки, которые обеспечиваются при
расположении анкеров подвески выше анкеров крепления выработки;
в установлении корреляционной связи усилия
закрепления анкерного стержня в шпуре от длины скрепляющего состава для
различных типов пород;
в установлении величины коэффициента динамики при
перевозке грузов массой 16-32 т со скоростью 2 м/с при максимальных
зазорах на стыках 5 мм;
в разработке методики расчёта параметров анкеров
подвески монорельсовых дорог в выработках с анкерной крепью, основанной
на сочетании метода выбора анкеров по смещению пород кровли с методом,
использующим теорию балок.
Личный вклад автора заключается:
в обосновании способа подвески монорельсовых дорог
в выработках, закреплённых анкерной крепью с расположением анкеров
подвески выше анкеров крепления выработки;
в установлении зависимости усилия закрепления
анкеров подвески в шпурах от длины скрепляющего состава для различных
типов пород;
в установлении рациональных технологических
параметров по перемешиванию скрепляющего состава при установке анкеров
в шпурах, обеспечивающих устойчивое закрепление анкерных стержней в
шпурах;
в оценке влияния динамических сил, возникающих от
действия монорельсовой дороги, на устойчивость подготовительных
выработок и анкерной крепи и в установлении величины коэффициента
динамики;
в разработке методики расчёта параметров анкеров
подвески монорельсовых дорог в выработках, закреплённых анкерной крепью.
Научное значение работы
заключается в том, что заанкерованные породы кровли при проведении
выработки рассматриваются как армированная балка с повышенным
сопротивлением пород, устойчиво выдерживающая нагрузки от налегающих
пород до земной поверхности и от действия монорельсовой дороги, что
является значительным вкладом в развитие методов расчёта параметров
анкерной крепи.
Практическая ценность работы
заключается в разработке методики расчёта параметров анкерной подвески
монорельсовых подвесных дорог, в выработках, закреплённых анкерной
крепью, позволяющего в условиях шахт и проектных институтов
осуществлять выбор параметров анкеров подвески.
Реализация работы. Основные
результаты исследований отражены в «Методических рекомендациях по
расчёту параметров сталеполимерных (ста-леминеральных) анкеров для
подвески монорельсовых дорог, в выработках закреплённых анкерной
крепью» (Кемерово: 2007. - 32 с.) и используются на ряде шахт
Кузбасса («Сибиргинская», «Ольжерасская»,
«Полысаевская», «Вла-димировская»,
«Анжерская - Южная», «Салек») при подвеске
монорельсовых дорог.
Апробация работы. Основные
положения и результаты исследований докладывались на научных
конференциях КузГТУ (2002, 2004, 2006 г., г. Кемерово), на VI
Международной научно-практической конференции «Безопасность
жизнедеятельности предприятий в угольных регионах» (15-16 ноября
2005 г., г. Кемерово).
Публикации. По теме диссертации
автором опубликовано 9 печатных работ, включая одну коллективную
монографию, в том числе 4 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Объём и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, четырёх глав и заключения, изложенных
на 146 страницах машинописного текста, включает 16 таблиц, 57 рисунков
и список литературы из 86 наименований.
|