Эпифиты из семейства бромеливых
Меня интересуют многие вещи, такие как путешествия, цветы, поэзия, книги и многое другое. Можно написать о своем любимом городе или любимой книге, но я решила познакомить Вас с редкими, необычными растениями, которые проживают в моем зеленом уголке. Так как я увлекаюсь цветами на моих подоконниках усажены различные растения, начиная от кактусов и заканчивая эпифитами, о которых и пойдет речь в моем индивидуальном разделе. Эти растения привлекли мое внимание не так давно, но сразу стали одними из любимых. Удивили своим необычным местом жительства и питанием. Многие представители удивительного семейства бромелиевых обходятся без почвы и живут на деревьях, а то и вовсе берут питание из воздуха, свободно свисая пышными бородами с ветвей, телефонных или электрических проводов.
Эпифиты – это, в основном, бромелиевые растения из рода Tillandsia, которые не имея корней, поглощают из воздуха всю необходимую влагу и питательные вещества. Чаще всего они имеют вид плотной розетки из серо–зеленых листьев, а неповторимый серебристый оттенок им придают влагопоглощающие чешуйки – трихомы, которые в сухом виде заполнены воздухом и хорошо отражают свет.
Очень эффектно представляют свое семейство испанский мох, длинными космами свисающий с деревьев и скал. В диком виде он растет на юге США, в Центральной Америке, Аргентине и Чили, но под стеклом его выращивают и в умеренном климате.
Впрочем, семейство бромелиевых богато и обычными растениями. Самый знаменитый из них – ананас – первым из бромелиевых был привезен в Европу Колумбом из второго плавания в Новый Свет. Ананас единственный из бромелиевых представляет коммерческую ценность, но многие его сородичи стали любимцами цветоводов, радуя глаз необычными формами и яркими цветками. Некоторые надземные растения живут сами по себе, не нуждаясь в субстрате, но чаще всего эпифиты ищут опору на ветвях деревьев и других растениях. Есть среди них и наземные жители, растущие на почве или листовой подстилке.
Растения – диковинки
Самые крупные из бромелиевых растут все же на земле, достигая внушительных размеров. Признанные великаны этого семейства – хехтия и пуйя – обладают сильной корневой системой, которая не только кормит и поит растение, но и надежно крепит его к земле.
Гигантская пуйя Раймонда, растущая на высоте 3800–4300 м в центральном и южном Перу, за свой долгий век (80–100 лет) достигает 10–метровой высоты. Единсвенный раз в жизни она буйно цветет и вскоре после вызревания семян погибает.
Своим причудливым обликом криптантус лишний раз показывает, как богата на выдумки матушка – природа. Многие бромелиевые любят влажный климат, но криптантус облюбовал для своих приземистых розеток сухие леса восточной Бразилии. Его листья очень декоративны и в зависимости от освещения изменяют окраску.
В воронковидных розетках многих бромелиевых собирается вода, а яркая окраска присоцветных листьев покоряет многих цветоводов. В дикой природе они живут, как эпифиты на деревьях, скалах или на земле, а запас воды помогает им благополучно пережить сухой сезон. В больших розетках некоторых видов помещается несколько литров воды.
Эти природные резервуары не только снабжают растение водой, но и служат приютом для других растений и насекомых. В мини – водоемах часто селятся одноклеточные и диатомовые водоросли, а порой и цветковое растение малая пузырчатка. В одной лишь Коста – Рике один ботаник насчитал в розетках бромелиевых 250 различных видов фауны. В этих маленьких ушатах любят купаться пестрые красавицы древесные лягушки.
Отцвести – и умереть
Цветки некоторых броменелиевых очень красивы, но у розетковидных видов они обычно мелки, невзрачны и прячутся внутри розетки. Для привлечения насекомых – опылителей присоцветные листья часто краснеют перед цветением, придавая, например, неорегелии и нидуляриму неотразимую прелесть. Плотные колосовидные желто – красные соцветия вризии блестящей так ослепительно красавцы, что многие принимают их за настоящие цветки. Между тем цветки вризии очень малы, незаметны и появляются лишь по краям колоска.
Иные бромелиевые цветут лишь один раз за много лет, и проходит не один месяц, прежде чем на сформировавшемся соцветии распустятся все цветки. Так могучая пуйя Раймонда собирается с силами больше года, хотя другие виды свободно цветут с юного возраста.
У всех бромелиевых цветение неразлучно со смертью – по крайней мере, цветущей части растения. Однако к тому времени у них появляются придаточные корни или «отпрыски», которые отделяются при пересадке. Порой бывает трудно заметить, что какая – то часть растения отмерла, ибо ее листья какое – то время еще сохраняют свой серебристо – зеленый цвет.
Используемая литература