Авторы:В. Бугаенко
Источник:Законодательное урегулирование прав пользования пляжами http://vsaratv.ru/stati/obshestvo-politika/vhod-na-pljazh-strogo-po-propuskam.html
Пляжная зона Ялты в настоящее время имеет протяженность около 15 километров. В ближайшие десятилетия она обещает увеличиться в три раза. При этом многократно возрастет и количество коллизий, связанных с проблемой земель пляжей. В этом плане весьма характерно и принятое в апреле 2003 года постановление Верховного Cовета Республики Крым, в соответствии с которым вход на пляжи общего пользования (такие как «Массандра») бесплатный. Частичное решение вопроса с пляжами общего пользования обозначило проблему регулирования правоотношений со всеми пользователями пляжей Южного берега.
Прежде всего, отметим, что в Земельном кодексе и в Законе Украины «О землеустройстве» (Закон о землеустройстве) отсутствует определение правового режима пляжных земель. Поэтому такой режим должен быть установлен на основе действующего законодательства.
Для целей нашего исследования больше всего подходит следующее определение: пляж — это полоса наносов на морском побережье в зоне действия прибойного потока. Лечебные пляжи (пляжи) оборудуются соляриями и аэрариями, используются для солнцелечения.
Пляж как государственная собственность
На Южном берегу Крыма (ЮБК) все существующие пляжи были сооружены на государственные средства и находились в государственной собственности. Исходя из этого, пляж как объект незавершенного строительства также должен составлять государственную собственность. В этом случае, согласно Закону Украины «О приватизации государственного имущества» (Закон о приватизации госимущества), пляжи как внутренне присущие объектам здравоохранения, санаторно-курортного или социально-бытового значения, могли быть включены в группу Ж объектов, подлежащих приватизации. Однако ни одной из программ приватизации, ни Законом о приватизации пляжи среди объектов приватизации на Украине не упоминаются. Среди объектов незавершенного строительства, подлежащих приватизации, пляжей также нет. Отсутствие такого упоминания не лишает надводную часть береговой зоны ее статуса земельного участка. Кроме того, по моему мнению, отказ законодателя от включения земельного объекта с расположенными на нем и необходимыми для его функционирования зданиями и сооружениями в перечень объектов приватизации справедлив.
Статья 14 Закона Украины «О собственности» (Закон о собственности) не предусматривает приватизацию земельных участков, отведенных под пляжи. Также прямо не предусмотрена в разделе 4 Закона о собственности передача пляжей в собственность для коллективных собственников (акционерных и хозяйственных обществ). Напротив, Закон обязывает упомянутых собственников приобретать имущество на основании, не запрещенном законом.
То есть на сегодня Закон, позволяющий приобретать земли пляжей, постройки и сооружения на них, отсутствует.
Пляж как элемент курорта
В связи с этим ответы на поставленные в начале статьи вопросы следует искать в Законе Украины «О курортах» (Закон о курортах). Наличие природных лечебных ресурсов в виде морской воды позволяет отнести пляжи к курортной инфраструктуре.
Известно, что решение о признании ЮБК курортной зоной было принято около века назад. При открытии курортов в соответствии с законодательством в разное время государство выделило земельные участки под пляжи. В настоящее время территория ЮБК включена в кадастр курортов Украины, ведущийся в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Действующее законодательство, в частности статья 13 Закона о курортах, обязывает использовать земельные участки пляжей по назначению. При этом Закон относит пляжи и примыкающую к ним территорию шириной в 100 метров к первой зоне санитарного окружения курортов. Важно, что на территории пляжей может осуществляться деятельность, связанная с использованием природных и лечебных факторов курортной территории.
Аренда пляжей
Известно, что до введения в действие нового Земельного кодекса все пользователи пляжей должны были урегулировать свои земельные отношения путем заключения (перезаключения) договора аренды земли. Поэтому есть все основания утверждать, что земельные участки ЮБК, в частности пляжи, в настоящее время находятся в аренде.
Требования к условиям договора аренды пляжей такие же, как и для других земельных участков, и изложены в статье 14 Закона Украины «Об аренде земли». Среди обязательных условий договора имеется требование об ограничениях и обременениях при использовании земельного участка. Можно допустить, что такими ограничениями или обременениями могут быть требования свободного доступа граждан на пляж, ограничения или отказа от взимания платы за проход на пляж.
Интересно, что отсутствие в договоре аренды обязательных условий, предусмотренных указанной выше статьей Закона, является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды земли, а также признания такого договора недействительным, что означает лишение возможности использования пляжа не по назначению или осуществления какой-либо деятельности на нем.
Отметим, что переоформление договоров аренды на ЮБК и издание соответствующих руководящих разъяснений ГНА Украины привело к тому, что в последние годы вокруг пляжей выросли мощные заборы, а арендаторы превратились в последовательных и ревностных плательщиков земельного налога. Однако, по-моему, уплата земельного налога не является законным основанием для превращения пляжа в крепость.
Данное утверждение требует анализа применительно к реализации прав и свобод граждан, рассматриваемых на примере столкновения интересов отдыхающих и арендаторов пляжей. Для упрощения решения задачи условимся, что отдыхающими являются граждане без ваучеров (путевок), а арендаторами – собственники санаторно-курортных заведений (учреждений здравоохранения).
Предоставление определенного места на пляже для всех категорий отдыхающих (туристов) законом не предусмотрено. Означает ли этот факт, что закон позволяет любому гражданину иметь доступ на любой пляж ЮБК? Безусловно, нет. И вот почему.
Пляж как часть границы
Рассмотрение правового режима пляжей было бы неполным, а значит и необъективным, без учета, возможно, их главной характеристики как государственной границы.
Береговая линия пляжа — государственная граница, на которую распространяются полномочия Верховного Совета Украины в сфере землеустройства. В соответствии со статьей 22 Закона Украины «О государственной границе» (Закон о границе) в местах массового отдыха приграничная полоса не устанавливается, что не меняет правового режима контролируемого пограничного района. Проведение землеустроительных работ на границе, в соответствии со статьями 20 и 22 Закона о землеустройстве, обязательно. Разработка документации по землеустройству и установление границы в натуре, согласно статьям 42 и 43 Закона о землеустройстве, возложена на компетентные государственные органы и должна быть представлена на утверждение Верховным Советом Украины. Особый правовой статус пограничных земель является еще одним доказательством невозможности приватизации земельных участков пляжей. Неудивительно, что в Законе о собственности такой объект приватизации отсутствует.
Кроме того, статьи 60 и 62 Земельного кодекса устанавливают ограничения в виде особого режима прибрежных защитных полос, а статья 58 Закона о землеустройстве обязывает учитывать государственные интересы при осуществлении землеустройства на местном уровне.
Одновременно пограничные земельные участки пляжей ЮБК, в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса, могут быть отнесены к категориям земель заповедного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения. Принадлежность к этим категориям земель обязывает арендодателя в лице полномочного государственного органа в обязательном порядке вносить в договор аренды пляжа обременения, связанные с контролем их пограничного режима. В этом случае по представлению установленного законом компетентного пограничного органа, согласно статье 23 Закона о границе, могут быть установлены особые правила (ограничения) въезда, временного пребывания, проживания, передвижения граждан. Без сомнения, такие ограничения установлены Кабинетом Министров Украины для номерных государственных дач в Мухалатке или на Форосе, определенных управлений Министерства здравоохранения Украины.
В открытой печати отсутствуют указания на то, что подобные ограничения налагались на арендаторов пляжей. Ни Кабинет Министров Украины, ни власти Крыма, ни пограничные органы в других местах ЮБК никаких ограничений свободы передвижений граждан не вводили. Тем не менее для таких мощных структур, как «Артек», пограничные органы и СБУ могут ввести ограничения на свободное передвижение граждан.
Так как же быть? Наибольшую трудность для целей данной статьи представляет случай, когда собственник учреждения здравоохранения, курортного или туристического заведения имеет в аренде «собственный» пляж. Как следует из вышесказанного, ведение в прошлом адресного ведомственного строительства хозяйственным способом ведомственных пляжей не делает нынешних собственников прибрежных учреждений и заведений обладателями этих пляжей. Ограничивать свободу передвижения граждан, а именно их проход на любой пляж, собственники этих учреждений и заведений, в отличие от уполномоченных государственных органов, не имеют права. Взимать плату за вход на пляж также запрещено.
Проще всего вопросы режима пляжных земель должны решаться в отношении собственников-нерезидентов. До настоящего времени не зарегистрировано ни одного случая продажи Кабинетом Министров Украины по согласованию с Верховным Советом Украины земельных участков пляжей в контролируемых пограничных районах ЮБК. Нерезиденты являются обычными арендаторами пляжей и имеют те же права и обязанности, что и резиденты. Для них введение ограничений на передвижение граждан со стороны компетентных органов лишено смысла.
Органами, контролирующими соблюдение требований закона землепользователями, в силу закона являются представительные и исполнительные органы власти Республики Крым. Эти же органы обязаны содействовать установлению равных условий для ведения курортной деятельности на ЮБК. Бесконтрольное введение различного рода ограничений собственниками учреждений и заведений на арендованных ими пляжах ставит их в неравные, привилегированные условия по отношению к арендаторам, не ограничивающим права граждан. Резиденты и нерезиденты не имеют права ограничивать свободу передвижения граждан, их выхода к морю на пляж, более того, в соответствии с пунктом 5 статьи 313 ГК Украины граждане не могут быть выдворены с избранного ими места пребывания на пляже, доступ на который не запрещен законом.
Граждане, не имеющие ваучеров (путевок), в свою очередь не должны и не могут препятствовать ведению хозяйственной деятельности собственниками. Это также означает, что они не могут безвозмездно получать такие же услуги (бассейн, питание, место в гостинице, лечение и т.д.), как граждане — владельцы ваучеров. Собственники же учреждений и заведений могут и должны получать доход от услуг, оказываемых ими всем гражданам на своей территории.
Получается, что в соответствии с законом пляжи ЮБК являются собственностью народа Украины, государство обеспечивает их землеустройство и осуществляет управление этой народной собственностью. Поэтому все пляжи должны стать общедоступными, а должностные лица прибрежных учреждений и заведений обязаны содействовать свободе перемещения (доступа) на пляжи и к морю, а значит обеспечению здравоохранения всех граждан. Принятие собственниками учреждений и заведений ЮБК законного решения по использованию арендуемых ими пляжей избавит их от желания устанавливать при входе на пляж военизированную охрану и мазать самим себе ворота и заборы дегтем.