Структура управления организацией.
Автор: Рахманов С.О.
Источник: Сборник
тезисов докладов научно-теоретической конференции молодых ученых и студентов
«Менеджмент и маркетинг». Донецк –
Организационное построение компании, определяющее ее
состав и систему подчинения в обшей иерархии управления, отражает те
взаимосвязи, которые существуют между ее подразделениями и работниками. На
характер и избранную: разновидность организационной структуры оказывают влияние
такие объективные факторы и условия, как:
– размеры производственной
деятельности компании (крупная, средняя, мелкая)
– производственный профиль
компании (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой
номенклатуры изделий различных отраслей);
– характер выпускаемой продукции
и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей,
массовое или серийное производство);
– сфера деятельности компании
(ориентация на местный, национальный или внешний рынок);
– масштабы зарубежной деятельности
и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей -
производственных, сбытовых и др.);
– характер объединения фирмы
(концерн, финансовая группа и др.).
Схема любой организации отражает состав отделов,
секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако такой фактор, как
человеческое повеление, нередко воздействует на эффективность функционирования
структуры в большей мере, чем формальное распределение функции между
подразделениями. С учетом этого под структурой
управления следует понимать упорядоченную совокупность устойчиво
взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие
организации как единого целого. Организационную структуру управления можно
определить также как форму разделения и кооперации управленческой деятельности,
в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям,
направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С
этих позиций организационная структура представляет собой систему оптимального
распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядок и
формы взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и
работающими в них людьми.
В компаниях принято различать формальные и
неформальные структуры. Формальными
считаются структуры полномочий и функций, которые устанавливаются на основе
сложившегося взаимодействия между компонентами организации.
Формальные структуры характеризуются
определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют исчерпывающие
описания трудовых функций, множество организационных правил, четко определенные
процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень
формализации высока. Чем выше стандартизация, тем меньший личный вклад в
конечный результат труда должен вносить каждый работник. Степень формализации
различна в тех или иных организациях. Неформальные
структуры характеризуются тем, что взаимоотношения заранее директивно
не устанавливаются и создаются при наличии ряда факторов, таких, как общий
интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная
безопасность и др.
Приведем основные требования, которые
предъявляются к структурам управления современных организаций:
– отражение целей и задач организации, а
следовательно, подчинение производству, его потребностям и ориентации;
– оптимальное разделение труда между
органами управления и отдельными работниками, создающее условия для творческого
характера работы и обеспечивающее нормальную нагрузку, а также надлежащую
специализацию;
– связь между формированием структуры
управления (с определением полномочий и ответственности каждого работника) и
органа управления (с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей
между работниками);
– поддержание соответствия между функциями
и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью - с другой, нарушение которого приводит к
дисфункции системы управления в целом.
Организационное построение компании должно
соответствовать социокультурной среде организации, оказывающей существенное
влияние на решения по поводу уровня централизации и децентрализации,
распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и
масштабов контроля руководителей. Это означает, что попытки слепо копировать
структуры управления, успешно функционирующие в других социокультурных
условиях, не гарантируют желаемого результата.
Организационные структуры органов управления фирмы: общие
понятия
Список использованной литературы:
1.
Мильнер Б. З. Теория организации – М.: ИНФРА-М, 2000