ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Для эффективной деятельности органов, ведущих природоресурсные кадастры, первоочередной мерой должно стать приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. При этом важным моментом является не столько совершенствование организационной структуры существующей системы управления указанной сферой, сколько повышение качества и эффективности управленческого труда, сводится в основном к более четкого определения новых задач и методов их решения. Такой подход можно объяснить тем, что общество заинтересовано в его высоком качестве ведения кадастров. Качество управления обеспечивают четко определены, научно обоснованные цели и задачи, объективная определенность функционально-структурного построения управленческих органов, современные формы и методы деятельности, демократизм, техническая оснащенность и такие личностные характеристики служащих аппарата управления, как чувство долга, компетентность, соблюдение законности, дисциплинированность, принципиальность.

1. Актуальность темы

Исследованием деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей природной среды посвятили свои труды: А.П. Гетман, В.А. Зуев, Л.П. Коваленко, В.К. Колпаков, В.В. Костицкий, Н.Г. Малышева, М.И. Малышко, В.Л. Мунтян, Б.Г. Розовский, Ю. Шемшученко. Однако комплексного исследования административно-правовых основ деятельности органов государственной власти в сфере ведения природоресурсных кадастров не проводилось. Необходимо определение системы государственных органов, осуществляющих ведение природоресурсных кадастров. Ведение Государственного водного кадастра (УИК) - это систематический сбор, пополнение, анализ, обобщение информации о водных ресурсах, их состоянии, динамике водных объектов, выявление закономерностей изменения количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод во времени с учетом переменных водохозяйственных условий и всего разнообразия воздействия человеческой деятельности. Конечным результатом при этом служат данные о состоянии водных ресурсов, запасов и уровней загрязнения поверхностных и подземных вод. Одним из важных условий развития УИК является сопоставление накопленных в нем сведений как в территориальном аспекте, так и во временном. На сегодняшний момент четкая, существующая система ведения УИК отсутствует. Вся информация о водных объектах сохраняется в бумажном виде, что вызывает определенный дискомфорт в поиске той или иной характеристики водных объектов, графических материалов к ним. В данной магистерской работе рассматриваются задачи определения параметров и структуры входных данных, разработка алгоритма обработки информации в системе, связь водного кадастра по землеустроительным кадастром, создание модели базы данных водных объектов на примере города Донецка.

2. Цель и задачи исследования и запланированные результаты

В магистерской работе решаются следующие задачи:

  1. Анализ ведения водного кадастра в Украине и за рубежом;
  2. Определение параметров входных данных, разработка алгоритма обработки информации в системе, связь водного кадастра по землеустроительным кадастром;
  3. Создание модели базы данных водных объектов.

3. Кадастр его определение и классификация

Кадастр (франц. Cadastre) - это систематизированный фонд сведений, который периодически пополняют и уточняют с помощью соответствующей системы наблюдений за тем или иным природным объектом [ 2 ]. В настоящее время, кадастром занимаются во всех странах мира. Он тесно переплетается с понятием учета, оценки состояния и использования различных природных ресурсов, инженерной деятельности, их экологического состояния, а также отмечается выделением внутренне однородных по своим условиям территориальных объектов различных рангов, картографирования и составлением описи количественных и качественных характеристик этих объект объектов [ 2 ]. В зависимости от типа классификации кадастр приобретает разнообразной сути, отвечая той цели, с которой он создан. Таким образом, можно классифицировать кадастр по нескольким критериям. Схема классификации приведена на схеме 1.

Класификация кадастра

Схема 1 - Классификация кадастра

По назначению кадастр можно классифицировать на три большие категории:

- налоговый или фискальный - для характеристики недвижимой собственности с целью определения порядка и размеров ее налогообложения

- правовой или юридический - для защиты прав обладателя собственности

- многоцелевой - для решения широкого спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также для решения проблем управления и планирования развития территории.

Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах различного типа: природные ресурсы, инфраструктуру, социально-экономические явления.

Существует понятие одновидовых кадастра, содержащая сведения об одном объекте (строение, водопровод и т.д.), и многовидовой, содержащий сведения о нескольких объектов одного типа (кадастр инфраструктуры, кадастр природных ресурсов, социальных явлений и т.п.).

По территориальному принципу кадастре подразделяют на государственный и региональный. В первом случае кадастр действует на территории страны, во втором - область распространения кадастра ограничена территориальным регионом (областью, городом, поселком и т.д.). Когда обновление кадастра осуществляют по единым для страны требованиями, опираясь на качественное методическое обеспечение, то такой кадастр независимо от территориального принципа, называют государственным [ 2 ].

Вопросы рационального использования и охраны водных ресурсов регулируется Водным кодексом Украины. Рациональное использование водных ресурсов невозможно без систематизированных гидрологических данных. По состоянию на сегодняшнее время, составление кадастра по многим видам природных ресурсов, в активном процессе создания. Единая государственная система учета вод и их использования обеспечивает систематические наблюдения за режимом водных объектов и учет всех вод единого государственного фонда, обосновывает направления их рационального использования.

Ведение Государственного водного кадастра (УИК) - это систематический сбор, пополнение, анализ, обобщения информации о водных ресурсах, их состоянии, динамике водных объектов, выявление закономерностей изменения количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод в времени с учетом переменных водохозяйственных условий и всего разнообразия воздействия человеческой деятельности. Конечным результатом при этом служат данные о состоянии водных ресурсов, запасов и уровней загрязнения поверхностных и подземных вод [ 2 ].

В Украине назначения кадастра, его структура менялись согласно политико-экономической ситуации. Несколько веков подряд Украина переживала земельные реформы, которые существенно меняли содержание и формы кадастра. Первые реформы осуществлялись, когда Украина входила в состав Российской и Австро-Венгерской империй. Затем она была составной империи, которая называлась СССР. Последняя реформа осуществляется теперь - в годы, когда Украина получила статус независимого государства. В период первобытнообщинного строя плотность заселения территории сегодняшней Украины не была высокой, а значит земля не имела большой ценности. Тогда основную ценность составлял хозяйственный инвентарь, живая птица и скот, а также освоена земля, решение общих потребностей хозяйства и защиты двора могли объединяться в общины, а общины - в отдельные населенные пункты (города, села). Такой принцип объединения дворов и обществ способствовал возникновению фонда земель общего пользования, которым совместно распоряжались жители дворов, общин, сел, городов.

Но известно, что с формированием Киевской Руси как государства, в состав которого входили отдельные княжества, были определены границы отдельных княжеств, городов и владений населенных пунктов. Так по Городоцким миром (1026 p.) Киевской Руси были разделены па две части между князьями Мстиславом и Ярославом. Известно также, что в 1054 г. были даны определения по границам, межевых знаков и земельных площадей. Назначение кадастра, его структура менялись в зависимости от политико-экономической ситуации. За последние 120 лет Украина пережила четыре земельных реформы, которые существенно меняли содержание и формы кадастра. Первые две реформы осуществлялись, когда Украина входила в состав Российской империи, третья - была в составе империи, которая называлась СССР, четвертая осуществляется теперь, при приобретении статуса независимого государства. Таким образом, развитие кадастра в Украине можно характеризовать четырьмя основными этапами, первый - массы Киевской Руси, второй - времена Гетманщины, третий - период российского порабощения в царской империи, четвертый - период Империи СССР.

В 1097 году было закреплено право великих князей, бояр и других аристократов на наследование права собственности на землю, дарение, продажа и конфискации земельных владений. Тогда господствующая каста становится крупными землевладельцами, захватывая большие пространства свободных земель и завоевывая новые и постепенно переводя свободных граждан в подневольное состояние. С распадом Киевской Руси западная часть украинских земель переходит под власть великого литовского князя, для установления порядка в земельных отношениях в 1528 году организовал перепись землевладельцев, где указывалось количество дворов в каждом землевладении и его размеры. В 1557 году на правовых основах, регламентированных в документе "Устав на волоки Хозяина его милости во всем Великом княжение литовский" устанавливалось, что каждый крестьянин получал 1 волоку (17 га), несвободные крестьяне 1/3 волоки, войти сельских общин и бояре - по 2 волоки. Крупным землевладельцам предоставился размер до 20 волоков. Фактически этот документ был одним из земельных кодексов. В 1569 году, после заключения Люблинской унии между Польшей и Литвой, значительные территории Украины - Галичина, Холмщина, Подляшье. Подолье. Волынь, Киевщина. Черниговщина и Полтавщина - отошли к Польше. Берестейщина и Пинщина остались в Литве, Совращение в России, а Закарпатье - в Венгрии.

 

В 1569 году была проведена инвентаризация незанятых земель в Волынском, Подольском и Бранлавському воеводствах, эти земли заселялись поляками. В 1480-х годах в Приднепровье возникли казаки. Это были в основном крестьяне - крестьяне, мещане и ремесленники, которые не смогли выдержать чрезвычайно изнурительной работы и надругательства своих повелителей и чиновники в. Освободительная борьба украинского народа завершилась в 1654 году соглашением между Украиной и Россией. Сразу же после сделки половина земель, находившихся под властью казаков, было передано муниципалитетам крестьянским общинам, треть земель принадлежала казакам, а шестая часть - церкви. В 1729-1731 годах гетман Украины Данило Апостол провел инвентаризацию всех землевладений Гетманщины. Согласно проведенных работ все землевладения были разделены на 6 категорий ранговые, городские, свободные, спорные, церковные и владения, предоставленные за заслуги.

Конце ХУИП ст. Польша перестает существовать как могучая независимое государство. Вместе с распределением Польше проходит новое распределение земель Украины Галиция, Закарпатье и Буковина переходят под власть Австрии, а все остальные украинские земли попадают в 1975 году в Российскую Империю. В течение 1785-1789 годов на западноукраинских землях было принято земельном кадастре. На основе кадастровых данных был разработан принципы налогообложения. Крестьяне имели право 70% прибыли оставлять себе 12% - отдавали государству и 18% - господину. После отмены барщины в 1848 году 70% пашни разделены между крестьянами, а 30% осталось землевладельцам. Крестьянские хозяйства можно было делить, продавать, отдавать в залог. На Галичине в 1902 году крестьянские хозяйства площадью менее 2 га земли составляли 42.3%, от 2 до 5 га - 37.3%, от 5 до 1 га -14.9%. более 10га - 5.5%. После отмены крепостничества в России (1861 г.) украинские крестьяне получили 45,7% всех земель, крупные землевладельцы - 46,6%, церкви -7.7%. Пастбища и луга стали землями общего пользования.

На Полтавщине, Киевщине и Подолии земля была выделена для каждого двора, а на Харьковщине, Екатеринославской и Херсонской земля выделялась для общин. После проведения реформ 19% крестьянских дворов имели менее 33 га, 67% - от 3,3 до 11 га, 14% - более 11 га. Как известно, империя образца 1917 ликвидировала частную собственность на землю и средства производства, путем национализации земли, фабрик, заводов. Она завершилась полной ликвидацией как мелких, так и крепких по своей основе крестьянских хозяйств и созданием крупных коллективных и государственных сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Как показала практика, экономика стран, строили социалистическое общество на основе государственной и коллективной собственности, потерпела крах. Вот почему восстановление частной собственности на землю и другие средства производства вызвано необходимостью поднять духовный и социально-экономический уровень населения Украины, способствовать восстановлению чувство собственника и хозяина, созданию новых производственных структур: фермерских хозяйств, ассоциаций, акционерных предприятий, компаний и т.д. с принципиально новыми производственными отношениями. Следует заметить, что все кадастры, создаваемые с 1917 года, основывались на единых для всего СССР правилах и требованиях и представляли собой инструмент централизованного хозяйственно-экономического управления различными регионами и Империей целом.

В 1954 г. принято Постановление Совета Министров СССР «О едином государственном земельном учете», в которой предполагалось составлять сельскохозяйственные карты для планирования и учета земель. С 1962 года в состав кадастра включена экономическая оценка земель. Важное место в системе кадастра было отведено планово-картографическом материала. Создавались земельно-кадастровые карты районов, на которых отображаться границы административного района, границы колхозов и совхозов и т.п.. На земельно-кадастровой карте показывали основные элементы проектов внутрихозяйственного землеустройства колхозов и совхозов, угодья и их подвиды, а также качество почв, гидрографии, дорожную сеть, населенные пункты. Масштаб земельно-кадастровых карт - 1:5000; 1:10 000; 1:25000. Помимо карт землепользования, в состав земельного кадастра входили карты оценки земель, охватывающие отдельные хозяйства, административный район, область. Как правило, для составления кадастровых планов и карт используются топографические планы и карты, а в случае их отсутствия - материалы аэрокосмического съемки.

С 1978 г. начались работы по водном кадастре. Работы данного кадастра включают три основные группы:

- первая - режим, качество ресурсов поверхностных вод

- вторая - учет подземных вод, их режим, качество

- третья - регистрация водопользователей, контроль за сбросом вод, состояние инфраструктуры водоснабжения.

Важно, что 40% всей информации, касающейся водного кадастра можно взять с топографических карт. Только с 1926 года в Украине начало лесной кадастр, назначением которого является информация о количественном и качественном составе лесов, группы лесов и категории защиты, сведения о лесопользователи и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства. В лесопосадках используют такие планово-картографические материалы, как лесохозяйственные планшеты, планы лесонасаждений, схемы лесных предприятий. Планшеты составляют в М 1:5000; 1:10 000; планы лесонасаждений - М 1:25 000 - 1:100000. С 1927 года ведется реестр (кадастр) полезных ископаемых. Суть этого кадастра заключается в том, что на каждое месторождение полезных ископаемых составляют специальные паспорта и регистрационные карты. В паспорте указываются название месторождения, количество запасов и т.д.. Регистрационные карты составляют на основе топографических с населением границ месторождения.

Анализ современного состояния кадастровых работ в Украине указывает на необходимость коренного изменения как структуры, так и содержания этих работ. По сути дела кадастре не является еще целостной системой учета, оценки состояния и использования природных ресурсов и всей социально-промышленной инфраструктуры.

Особого внимания заслуживают организационно-экономические вопросы создания и ведения кадастра. Необходимо решить вопрос взаимосвязи информационного обеспечению кадастра всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Как правило, отдельные фрагменты кадастра ведут различные ведомственные службы и организации. Так, например, бюро технической инвентаризации владеют информацией об индивидуальной государственную застройку; геодезические службы управлений архитектуры частично обладают топографической и инженерно-геологической информации, отдельные управления, департаменты и отделы местных органов власти - вопросами количества и качества всей производственной и социальной инфраструктуры, что находится в их ведении. Такая неупорядоченность и ведомственная децентрализация приводит часто к дублированию одних и тех же работ несколькими организациями, требует значительных материальных и экономических затрат. Это указывает на необходимость создания единой целостной системы управления кадастром, особенно в период становления и развития различных форм собственности. Каждый потенциальный владелец должен знать, где можно найти информацию о том или ином объекте, который его интересует. Законодательством независимой Украины предусмотрено создание и ведение ряда государственных кадастров, приведены на схеме 2.

Государственные кадастры Украины

Схема 2 - Государственные кадастры Украины

Другой важной проблемой является отсутствие нормативно-технической и правовой базы для создания и ведения кадастра, организанийно технологическая неподготовленность отдельных отраслей промышленности в кадастр.

4. Государственный Водный Кадастр Украины

Водный кадастр - это систематизированная сборник сведений о водных ресурсах страны, их количество, состав и возможности использования. Водный кадастр является государственным сводом данных по водным объектам, земель водного фонда, водного режима, водных ресурсов и их использования, необходимых для социально-экономического и экологической оценки водоресурсного потенциала и обеспечения устойчивого развития региональных образований и функционирования водных экосистем [ 6 ].

Водный кадастр является базой государственного управления водным фондом. Предусматривает государственный учет вод - систематическое определение и фиксацию количества и качества водных ресурсов, расположенных на определенной территории. Водный кадастр осуществляется с целью обеспечения текущего и перспективного планирования использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учет подземных и поверхностных вод базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, предоставленных водопользователями и данных государственного мониторинга водных объектов [ 2 ].

Принципы ведения государственного водного кадастра:

- охват всей территории страны учетом водных ресурсов

- единственная методическая основа сбора гидрологической информации

- достоверность собранных данных

- ответственность исполнителей

- информированность пользователей об имеющихся данные

- доступ к кадастровой информации широкого круга пользователей

- обязательность использования кадастровых данных в работе различных организаций.

Государственный водный кадастр (ВК) осуществляют по единой системе. Предоставление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления водопользованием и охраны водного фонда данных, необходимых для государственного водного кадастра, является обязательным. Данные ВК служат основой для принятия решений по осуществлению государственного управления в области использования и охраны вод. Государственный учет поверхностных и подземных вод, ведения государственного водного кадастра осуществляют специально уполномоченные органы управления использованием и охраной вод с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (из поверхностных водных объектов) и государственного органа управления использованием и охраной недр (с подземных водных объектов) [ 2 ].

Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливает Правительство страны. Порядок ведения государственного водного кадастра определено водным законодательством Украины. Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в документации «Государственного водного кадастра». Государственный водный кадастр является систематизированным сводом сведений о:

- поверхностные, подземные, внутренние морские воды и территориальное море

- объемы, режим, качество и использование вод (водных объектов) ;

- водопользователей (кроме вторичных).

Водный кадастр насчитывает также сведения о водохозяйственных объектов, обеспечивающих использование воды, очистки и сброса сточных вод, а именно:

- сооружения для аккумуляции и регулирования поверхностных и подземных вод

- сооружения для забора и транспортировки воды

- сооружения для сброса сточных вод

- сооружения, на которых осуществляют очистку сточных вод (с оценкой их эффективности).

Согласно видов водных объектов и их использования в государственном водном кадастре выделяют следующие разделы и подразделы:

1. Поверхностные воды.

1.1. Водотоки (реки, ручьи).

1.2. Естественные водоемы (озера).

1.3. Искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы.

1.4. Морские воды и источники.

Pоздил 2. Подземные воды.

2.1. Грунтовые воды.

2.2. Подземные воды.

3. Использование вод.

Данные о ресурсах поверхностных вод, их качества и изменения под влиянием производственно-хозяйственной деятельности обобщают по:

- водными объектами и их участками

- бассейнами рек, озер, внутренними морями

- административными районами, областями и в государстве в целом.

Данные о ресурсах подземных вод, их качества и изменения под влиянием производственно-хозяйственной деятельности обобщают по:

- месторождений (бассейнов) подземных вод

- водоносных горизонтов

- бассейнов рек

- административных районов, областей и государства в целом.

Данные по использованию вод обобщают путем создания:

- каталог водопользователей

- банка данных о ресурсах поверхностных и подземных вод и объемы их использования (заборы воды).

Три раздела «Государственного водного кадастра» содержат подробную характеристику поверхностных, подземных вод и водопользователей. Важной составляющей первого раздела «Поверхностные воды» является общая характеристика водного объекта (реки, озера, водохранилища), а именно: название; характеристика размещения водного объекта (административная область, район, физико-географическая область, район), определение категории водного объекта (основная река, приток), длина (км) характеристика площади водосбора (км ?), площади водного зеркала и объема воды, густоты речной сети (км / км ?), параметров и свойств рельефа; отражение гидрологических условий (режим и объем стока различной обеспеченности), определение модулей стока (max, min). Другая важная структурная составляющая этого раздела является характеристика антропогенных изменений бассейновых комплексов, которая мстит данные о структуре угодий и степень освоения территории водосбора, антропогенные изменения коренного биогеоценотического покрова (натуральных ландшафтов и их компонентов), в частности:

- освоеннисть территории водосбора (удельный вес пахотных земель, пашни, сенокосов и пастбищ, лесов, земель под водой),%

- лесистость (естественная, современная),%

- население, тыс. человек

- застроенные земли, тыс. га

- плотность поселений (населенных пунктов)

- количество и площадь прудов и водохранилищ (шт., га)

- площадь осушенных (орошаемых) земель, тыс. га

- площадь эродированных земель, тыс. га

- площадь оползней, га

- наличие селеопасных участков (шт., га)

- длина участков разрушения берегов (км).

В следующем подразделе дана характеристика техногенной нагрузки. Он содержит данные о существующих и проектируемых водохозяйственные объекты и их характеристики:

- водозабора (количество и объемы забора воды)

- источники загрязнения водных объектов (характеристика промышленных и других объектов на водосборе)

- очистные сооружения и эффективность очистки сточных вод (количество,% очистки)

- выпуски сточных вод (количество выпусков и объемы сброса сточных вод)

- виды и объемы сброса загрязняющих веществ с обратными водами

- внесение удобрений и пестицидов, возможностей их вынос с поверхностным стоком

- вынесение загрязняющих веществ из заселенных территорий, сельскохозяйственных угодий и т.д..

Далее внимание обращено на качество (степень загрязнения) поверхностных и подземных вод. Здесь отражают:

- обобщенные (ежегодные, многолетние) характеристики гидрохимического режима и санитарного состояния рек, озер, водохранилищ (показатели, характеризующие качественный состав и свойства воды в водных объектах)

- наличие превышений предельно допустимых концентраций основных загрязняющих веществ (органические загрязнения, минерализация, взвешенные вещества, соединения азота, фосфора, фенолы, тяжелые металлы, хлориды, сульфаты, радионуклиды и др.). Отдельным структурным подразделением подаются материалы о современном и прогнозируемом использования водных ресурсов

- характеристика предприятий, осуществляющих забор и сброс вод (каталог водопользователей)

- существующее количество водозаборов и объемы забора воды (объемы водопользования)

- прогнозируемый забор воды и возможность его обеспечения (объемы водных ресурсов, которые необходимы для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также нужд отраслей экономики).

Важной составляющей водного кадастра являются картографические материалы. На карту-схему наносят:

1) современные ландшафты с характеристиками компонентов природы: литогенной основы (геология), почвенного покрова, гидрографической сети, месторождений подземных вод, водоохранных зон и прибрежных полос вдоль рек и вокруг водоемов пахотных земель, осушенных (орошаемых) земель, эродированных земель, участков разрушения берегов рек

2) водохозяйственные объекты (водозаборы, гидроузлы, выпуски сточных вод и др.).. В частности, здесь отражают: название водохозяйственного объекта, расположение объекта (населенный пункт), расстояние от устья реки, цель водопользования (промышленное, хозяйственно-бытовое, сельскохозяйственное, рыбохозяйственное), объемы водопользования (забора)

Во втором разделе дана характеристика подземных вод. Прежде всего, это общая характеристика подземных вод: название месторождения подземных вод, размещение месторождений, их площадь; характеристика хозяйственного использования территории (структура угодий), запасы подземных вод (разведанные, эксплуатационные). Обязательной составляющей водного кадастра подземных вод - характеристика техногенной нагрузки [ 2 ]. Третий раздел водного кадастра отражает пути использования вод. Первичная информация по использованию водных ресурсов насчитывает: каталоги водопользования; разрешения на спецводопользование, которые выдают местные органы по регулированию использования и охраны вод; ежегодные данные государственного учета использования вод по водным объектам и водохозяйственных участках; бассейновые и территориальные схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, данные водохозяйственных балансов, данные о современных и проектируемые объемы использования водных ресурсов.

Перечень параметров и сроки наблюдений по количеству и качеству вод, точность измерений и расчетов, а также формы представления информации должны удовлетворять требованиям:

- планирование по использованию водных ресурсов

- проектирование водохозяйственных, транспортных, промышленных, сельскохозяйственных и других объектов

- ведение водного государственного кадастра

- гидрологического прогнозирования

- прогнозирование качества вод

- разработки мероприятий по предупреждению и устранению вредного воздействия вод

- оперативного управления водными ресурсами

- регулирование юридических и экономических отношений между водопользователями.

Данные государственного водного кадастра необходимы для:

- оценки и прогнозирования изменений гидрологических и гидрогеологических условий, ресурсов водных объектов и качества вод

- разработки схем комплексного использования и охраны водных ресурсов

- подготовки и выдачи разрешений на пользование водными объектами

- государственного контроля за использованием и охраной водных объектов

- обеспечение водопользователей необходимой информацией о водных объектах

- решение спорных вопросов, возникающих в связи с использованием водных объектов и т.д..

Исчерпывающую информацию относительно особенностей гидрологического режима водных объектов используют проектировщики при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений, гидроэлектростанций, мостов, дорог, водохранилищ, каналов, мелиоративных систем. ее используют также для прогнозирования и предупреждения угрозы и развития опасных стихийных гидрологических явлений на реках Украины [ 2 ]. Главными потребителями гидрологической информации остаются органы власти и управления всех уровней, организации системы МЧС и отраслей экономики, деятельность которых напрямую зависит от ситуации и показателей гидрологического режима рек. Это, в частности, водное хозяйство, гидроэнергетика, водный транспорт, коммунальное, сельское, рыбное хозяйства. Важно, что четкая существующая система ведения УИК отсутствует. Вся информация о водных объектах сохраняется в бумажном виде, что вызывает определенный дискомфорт в поиске той или иной характеристики водных объектов, графических материалов к ним. Следует обратить внимание на распоряжение Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2010 года по № 1029 «Об одобрении Концепции Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства на период до 2020 года» [ 8 ]., в котором четко указывается, что выполнение Программы будет осуществляться в два этапа, и на первом этапе (до 2015 года) предполагается: усовершенствовать порядок ведения государственного водного кадастра. Важно также обратить внимание на проект «Концепция перехода Украины к устойчивому развитию», в котором отмечалось, что одной из задач будет состоять в сфере водопользования, а будет:

- внедрение интегрированного управления водными ресурсами на основе бассейнового принципа

- поддержание и восстановление естественного режима функционирования водных объектов путем оптимизации использования водных ресурсов, запрета сброса в них загрязненных вод, соблюдение законодательства о водоохранные зоны, расчистка малых рек и предотвращения заиливание и зарастанию водоемов;

- уменьшение уровней удельного водоемкости производства и коммунального хозяйства

- совершенствование правового и экономического механизма регулирования водопользования на основе внедрения оборотного водообеспечения, экономии воды.

5. Зарубежный опыт ведения водного кадастра

European Water Framework Directive - Европейская Директива по Воде (директив) стала результатом многолетних обсуждений членами Европейского Союза политики комплексного управления водными ресурсами и собрала в себе все современные подходы к управлению водными ресурсами. Основополагающими принципами Директивы являются:

- обеспечение охраны, улучшения и восстановления всех поверхностных водных объектов с целью достижения к 2015 году их удовлетворительного экологического состояния

- управление водными ресурсами в пределах водного бассейна с созданием специального государственного органа управления

- изучение состояния и использования водных объектов каждого водного бассейна, оценки степени и источников антропогенного воздействия на водные объекты, проведение экономического анализа водопользования

- разработка долгосрочной программы действий по каждому водного бассейна, которая должна пересматриваться и уточняться каждые 6 лет, с обязательным их опубликованием для широкого обсуждения

- активное вовлечение в процесс разработки, корректировки и реализации бассейновых программ всех заинтересованных сторон, включая водопользователей, органы местного самоуправления и общественность;

- применение на практике принципа полного покрытия расходов по изучению, охране и воспроизводству водных ресурсов, восстановлению водных объектов за счет средств от платежей за водопользование и за загрязнение водных объектов (так называемые принципы «вода платит за воду» и «загрязнитель платит»);

- осуществление лицензирования водопользования на основе нормативов допустимых воздействий на водные объекты и целевых показателей качества воды;

- осуществление мониторинга состояния водных объектов и особо охраняемых территорий;

- согласование действий по трансграничных водотоков с соседними странами и желательность создания межгосударственного органа управления.

Этим руководящим принципам Директивы по Воде наибольшей степени соответствует действующее водное законодательство Франции. В 1921 году во Франции был принят закон по созданию программы бассейна реки Роны, которая предусматривает три приоритета - электроэнергия, судоходство, орошение и сельскохозяйственное водоснабжение. В 1933 году была создана Национальная Компания реки Роны с функцией государственного заказчика реализации этой программы, в первую очередь, за счет средств от выработки электроэнергии. Государство предоставило компании все права по развитию водохозяйственной системы реки Роны и эксплуатации всех сооружений. Принятый в 1964 году Закон о Воду внес коренные изменения в систему государственного управления водными ресурсам Франции. Вся территория страны была разбита на 6 гидрографических бассейнов, в каждом из которых были созданы бассейновые комитеты (водные парламенты) и бассейновые Агентства. Бассейновые Комитеты, включающие представителей всех заинтересованных сторон, были наделены правами определения политики развития бассейна и установление платежей за водопользование (что, в принципе, противоречит Конституции Франции, которая предусматривает решение вопросов общего налогообложения только избранным законодательным собранием). Бассейновые Агентства являются исполнительными государственными финансово-техническими органами, обеспечивающими реализацию бассейновой политики на условиях самофинансирования с использованием рычагов экономического стимулирования (платежи и субсидии). Принятый в 1992 году Закон о Воду дополнительно:

1) ввел в число приоритетов управления водными ресурсами бассейна решения экологических задач на основе целевых показателей

2) определил необходимость совместного управления поверхностными и подземными водами;

3) установил необходимость разработки бассейнового Комитетами Генеральных планов развития и управления водохозяйственным комплексом бассейна, а также планов развития под бассейнов.

В Испании Водный закон 1985 года, который заменил действовавший с 1879 года закон, объявил все водные ресурсы государственной собственностью и ввел национальное комплексное управление водными ресурсами на основе планирования, бассейнового управления и платности водопользования. Генеральный план водохозяйственного развития разрабатывается Федеральным правительством с учетом всех региональных планов. В стране с 1926 года управление водными ресурсами осуществляют 14 бассейновых Конфедераций, в функции которых входит: развитие водных ресурсов, установления цен на воду, выдача разрешений на водопользование (забор и сброс), мониторинг водных объектов и контроль за соблюдением установленных норм (количества и качества). Конфедерацией руководит Президент и Комитет Директоров, в который входят представители министерств, водопользователи и представители автономий. В структуре Конфедераций предусмотрены комиссии по различным направлениям водохозяйственной деятельности. Закон 1985 установлены платежи: за общественное водопользование, за водозабор, за загрязнение воды. Однако эти платежи покрывают в настоящее время лишь незначительную часть расходов Конфедераций, остальная часть покрывается субсидиями от правительства. Предметом законодательного регулирования в странах СНГ есть только отношения, связанные с водой, находящейся в водных объектах (поверхностных и подземных). В Великобритании главным вопросам законодательного регулирования является обеспечение питьевого водоснабжения, очистки и сброса сточных вод. В Германии в основе законодательного регулирования лежит проблема очистки и отвода сточных вод, в том числе ливневых. Основу водного законодательства США составляет законодательство отдельных штатов, которым, главным образом, регулируются отношения в сфере использования талых и ливневых вод. В ряде стран в засушливой зоне право владеть водой, что значительно повышает ценность земли, является имущественным правом и рассматривается как принадлежность земли. Так в ряде штатов США действует принцип старшинства (по времени) права водопользования, в связи с чем, даже при собственности штатов на воду, растущие города и промышленные предприятия вынуждены выкупать «водные права» в их традиционных властителей - фермеров. Кроме того, предусматривается законодательное регулирование «рациональности» водопользование в части талых и подземных вод. В речных бассейнах обычно существуют ассоциации водопользователей, которые следят за тем, чтобы каждый водопользователь не превысил своего права и не злоупотреблял им, а главное, защищают свои интересы и права в отношениях с соседними ассоциациями. В Восточных штатах США применяется так называемый принцип «берегового права» (который существовал и в России до 1917 года), согласно которому право на пользование водой имеют только владельцы прибрежных земель. Отбор воды разрешается в таких пределах, чтобы не нарушить права расположенных ниже по течению пользователей. Вопрос разумности (рациональности) использование водных ресурсов и соблюдения других «водных прав» в США проверяются в порядке. В настоящее время практически во всех странах происходит усиление роли государства в регулировании водных отношений. Все большее значение приобретает разрешительный порядок предоставления водных объектов в пользование с учетом приоритетности водопользователей. В странах с развитой экономикой законодательно установлена ??необходимость разработки долгосрочных программ комплексного использования и охраны водных объектов с целью снижения уровня их загрязнения и предотвращения истощения водных ресурсов. Водное законодательство большинства зарубежных стран предусматривает государственное регулирование в области использования и охраны водных объектов. Практически во всех странах созданы государственные водохозяйственные органы, на которые возложены функции регулирования отношений в сфере водопользования исходя из интересов общества.

В законодательстве США поверхностные и подземные воды регулируются различными правовыми нормами. Основной акцент в регулировании использования поверхностных вод делается на систему разрешений на водопользование. Согласно законодательству потенциальный пользователь воды подает заявку, о которой публично сообщается общественность (для возможных возражений). Должностное лицо штата, в соответствии с законодательством, рассматривает заявку и принимает решение о его удовлетворении или отказе. После получения разрешения водопользователь обязан в установленный срок (обычно 5 лет) фактически начать водопользования, после чего его право водопользования не имеет ограничений по сроку. Разрешительные системы управления водными ресурсами, действующие по законодательству штатов, дополняются мерами управления, осуществляемыми федеральными властями и направленными прежде всего на обеспечение ирригации и защиты от наводнений. При верховенстве штатов в регулировании водных отношений в США уже длительное время действуют два бассейновых органа управления водными ресурсами. С 1933 года успешно действует Управление долины Теннесси, зона деятельности которого охватывает 7 штатов. Управление, в основном, занимается выработкой электроэнергии (1 место в США), ему принадлежат 29 гидроэлектростанций, 511 тепловых электростанций и 3 атомные станции. Однако с самого начала в функции Управление входило комплексное управление водными ресурсами и развитие бассейна, включая вопросы судоходства, противопаводковых мероприятий, охраны водных и природных ресурсов, восстановления лесов и борьбы с эрозией, поддержки рекреационной деятельности и борьбы со связанными с водой заболеваниями. С 1961 года действует Бассейновая Комиссия реки Делавэр, в состав которой входят губернаторы 4 штатов, расположенных в бассейне реки, и представитель Президента США. Комиссия ведает вопросами водоснабжения, сокращение загрязнений, сохранения и воспроизводства водных ресурсов, регионального планирования. Комиссия обладает разрешительными функциями и устанавливает целевые показатели качества воды. Законодательство Великобритании, на территории Англии и Уэльса действует централизованная система управления водными ресурсами. С 1945 года для распределения ограниченных водных ресурсов как консультативные органы начали создаваться Речные Советы, которые формировались, в основном, на выборной основе. В 1963 году Речные Советы были преобразованы в Управления (с постоянным штатом сотрудников), в задачу которых входил мониторинг качества и количества речной воды. В 1973 году было создано 10 региональных Речных Управлений, которые получили широкие полномочия в части управления системами питьевого водоснабжения, очистки и отвода сточных вод, ведение вопросов судоходства и противопаводковой регулирования, установления стандартов и выдачи разрешений (лицензий) на забор воды и сброс сточных вод, а также мониторинга вод. В составе управлений было от 60 до 40 процентов выборных местных представителей. В 1989 году Парламентом было принято решение о приватизации региональных Речных Управлений и создании на их базе Компаний Водной Службы, отвечающие за питьевое водоснабжение, очистка и отведение сточных вод. Функции государственного управления водными ресурсами были переданы Национальному Речном Управлению, которое отвечает за противопаводковые мероприятия, регулирует вопросы водопользования, рыболовства и некоторые вопросы судоходства. В 1999 году - очередное кардинальное изменение структуры управления с передачей функций планирования использования водных и земельных ресурсов в региональные (территориальные) Ассамблеи. Законодательство Германии, несмотря на то, что Германия является федеративной республикой, уполномочен к управлению водными ресурсами распределены между федеральным правительством и правительствами Земель. В 1976 году законодательно введена национальная система налогообложения за сброс загрязняющих веществ. Получателями этих средств является Земли, но они обязаны направлять эти средства управления качеством водных ресурсов. На национальном уровне единой системы комплексного управления водными ресурсами не существует, однако в некоторых землях еще в начале ХХ века были созданы Речные Ассоциации. Это Рурвербанд (Рурская долина), которая занимается строительством и эксплуатацией водохранилищ, сооружений по очистке питьевой воды, станций по очистке сточных и ливневых вод. Это самоуправляемая организация, но по закону контролируется Правительством Земли Северный Рейн-Вестфалия, а также федеральным Министерством окружающей среды. Деятельность Ассоциации осуществляется за счет платежей за забор воды и сброс сточных вод. Органами управления Ассоциации является Ассамблея партнеров (150 депутатов), Наблюдательный Совет и Исполнительный Комитет.

Если вернуться к распаду СССР в 1992-1995 годах во всех странах СНГ было принято новое водное законодательство - Водные Кодексы или Законы о Воде. В большинстве, эти Кодексы и Законы определяют всю систему водного законодательства, раскрывающие содержание и структуру законодательства в сфере регулирования водных отношений. Предметом правового регулирования водного законодательства стран СНГ являются водные отношения, которые определяют общественные отношения по поводу природных водных объектов. Во всех Водного кодекса и законах нашел окончательного решения вопроса о соотношении (разграничение) водного законодательства с другими отраслями природноресурсный законодательства. Полно отражена сфера государственного управления в области использования и охраны вод, раскрыты виды и формы контроля (государственного, ведомственного, производственного, общественного). Во всех странах СНГ в сферу управления в области использования и охраны водных объектов включен экономическое регулирование водопользования. Закрепленный юридический механизм обеспечения соблюдения водного законодательства всеми участниками водных отношений, разрешения споров и ответственности за нарушение водного законодательства. В настоящее время накопилось значительное количество международно-правовых источников в области управления водными ресурсами. Прежде всего, региональные договоры о режиме использования трансграничных водотоков.

Сведения кадастрового учета в большинстве стран мира оказывают большое влияние на общую землеустроительную политику страны, поэтому максимально точные сведения о размерах и состоянии земельных ресурсов чрезвычайно важны, а отсюда повышенное внимание к кадастрового учета [ 9 ]. Исторически сложилось так, что:

- данные земельного кадастра использовались при разделе, переделе, объединении земельных участков в ходе земельных сделок, на их основе выдавались документы, удостоверяющие право земельной собственности (пользования)

- земельно-кадастровые сведения применялись органами власти различного уровня для принятия управленческих решений в области землепользования (планирование использования земель, контроля земельного обустройства и т.п.)

- на основе земельного кадастра осуществлялись учет и оценка не только земельных участков, считались недвижимостью, но и других объектов недвижимого имущества, связанных с землей (зданий, инженерных сооружений и т.д.), которые давали информационную основу для налогообложения

- материалы земельного кадастра служили землевладельцам инструментом, что давало возможность обслуживать их земельную собственность в комплексе: координировать строительство различных объектов (зданий и сооружений, дорог, систем водоснабжения и канализации, рекреационных и торговых центров), осуществлять земельные сделки, согласовывать использование своих земель с общественными интересами.

Таким образом, как совершенно справедливо замечает С.Н.Волков, земельный кадастр за рубежом, включает в себя не только технические действия, но и определенный земельно-кадастровый процесс, связанный с регистрацией земельных участков и других объектов недвижимого имущества и сделок с ним [ 10 ]. В конечном итоге сведения, получаемые в результате проведения земельного кадастра неразрывно связаны с понятиями учета, оценки стоимости земельных ресурсов, оценки состояния и возможности использования по тому или иному назначению. Сначала земельный кадастр играл функцию фискального кадастра, и только с конца XIX века возросла его юридическая роль, связанная с регистрацией и защитой прав на землю. Следует заметить, что в зарубежной практике понятие «кадастр» чаще всего связывают с понятием «недвижимость». А под недвижимостью при этом понимается и дается такое определение: это общественный описание, содержащее данные о количестве, стоимости, собственности участков земли и другого недвижимого имущества, прочно привязанного (связанного) к земле. В 1985 г. международная группа экспертов по кадастру и земельной информации дала более обобщенное определение кадастра. В настоящее время в зарубежной практике принято понятие земельного кадастра, утвержденное ООН совместно с Международной федерацией геодезистов (FIG) в Богорского (Bogor, Индонезия, 18-22 марта 1996), а затем и в Бафертской (Bathurst, Австралия, 22 октября 1999 г.) ??декларациях, согласно которому «кадастр - это основанная обычно на земельных участках (парцелл) современная земельный информационная система, содержащая записи о правах на недвижимость (например, правах, ограничения и обязательства). Обычно он включает геометрическое описание земельного участка, связанное с другими записями, описывающих сущность прав, собственность или управление в отношении данных прав и часто стоимость земельного участка и его улучшение. Кадастр может быть предназначен для фискальных целей (например, оценки и равноправного налогообложения), правовых целей (например, регистрации передачи права собственности на недвижимость), для помощи в управлении и использовании земли (например, планирование и других административных целей), и создает возможность для устойчивого развития и охраны окружающей среды ».

6. Возможные результаты, которые ожидаются при выполнении работы, их новизна и значение

Автоматизированная система водного кадастра будет реализована в программном комплексе ArcGIS 10.1, благодаря чему будет решены следующие задачи:

1. Анализ ведения водного кадастра в Украине и за рубежом

2. Определение параметров входных данных, разработка алгоритма обработки информации в системе, связь водного кадастра по землеустроительным кадастром

3. Создание модели базы данных водных объектов.

Список источников

  1. Энциклопедический словарь Украины
  2. Б. Вишневсъкий В.И. Реки и водоемы Украины. Состояние и использование. - М.: Випол, 2000. - 376 с.
  3. Земельный кодекс Украины действующий, текущая редакция от 05.01.2013
  4. Геренчук К. И. Некоторые итоги и задачи географических исследований для оценки земли / / Вопросы географии. Сб. 67. География и земельный кадастр. - М.: Мысль, 1965. - С. 24-31
  5. Водный кодекс Украины -13 июня 1995 - согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 6 июня 1995 года N 214/95-ВР.
  6. Порядок ведения государственного водного кадастра: Постановление Кабмина Украины от 8.04.1996 (21.06.04), № 413.
  7. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2010 года по № 1029 «Об одобрении Концепции Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства на период до 2020 года»
  8. Лукьянчиков Д. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  9. Волков С.Н.. Землеустройство. Том 7. Землеустройство за рубежом. - М. Колосс - 2005.
  10. Сидоренко В.Н. Правовое регулирование ведения державного земельного кадастра. Автореферат диссертации на соисканию ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2003.
  11. Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - С.23.
  12. Рассказова А. Опыт управления Земельным ресурсами в зарубежных странах / / Электронный журнал Investzem.Ru
  13. Филиппова А.П. Зарубежный опыт функционирования кадастровых информационных систем / / Земельный вестник России, № 1 2, 2005 - с.63-68.
  14. Иофин З.К. Мировой водный баланс, водные ресурсы Земли, водный кадастр и мониторинг: учебное пособие / З.К.Иофин - Вологда: Вогт, 2009. - 141 с.
  15. Мартин А. докторант Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, кандидат экономических наук: статья «Проблемы государственного земельного кадастра в Украине», УДК ??322.2.
  16. Маценко А.М. Научно-методические основы совершенствования организационно-экономического механизма водопользования: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Сумы: Сумский государственный университет, 2009. - 202 с.
  17. Джуган В.А. Правовое регулирование использования и охрана вод в Украине: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Киев: Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, 2009. - 91 с.
  18. Водная стратегия Украины на период 2011-2020 годов (проект). - Киев: Национальная академия аграрных наук Украины Государственный комитет Украины по водному хозяйству Институт водных проблем и мелиорации НААН, 2010. - 31с.
  19. Перович Л. Современное состояние и перспективы развития кадастровой системы Украины: статья «Львовская политехника», национального университета, глава современные достижения геодезической науки и производства, выпуск II (22) в ИИ съезда УОГК, официальная хроника, образование, научное, производственное и общественную жизнь, 2011. - Ст. 40 - 42.