Автор: Березняк В.В., Чекавский Г.С.
Источник: Электротехника, электроника и микропроцессорная техника / Материалы 14-й Всеукраинской научно-технической конференции cтудентов, аспирантов и молодых ученых.   Донецк, ДонНТУ,   2014г.
В наше время асинхронные двигатели (АД) нашли широкое применение в различных отраслях промышленности, быту и сельском хозяйстве. Их используют в электроприводах различных механизмов: металлорежущих станков, лифтов, конвейеров, насосов, вентиляторов. Маломощные двигатели используются в устройствах автоматики и бытовой техники.
Широкое применение АД объясняется их достоинствами по сравнению с другими двигателями: высокая надёжность, простота ремонта, малое количество конструктивных элементов, возможность работы непосредственно от сети переменного тока, простота обслуживания.
Однако простота конструкции приводит к сложности при пуске двигателя. В момент пуска в ход скорости n=0, скольжение S=1. Так как токи в обмотках ротора и статора зависят от скольжения и возрастают при его увеличении, пусковой ток двигателя в 5 – 10 раз больше его номинального тока Iпуск=(5–10)Iн. Такие большие токи в статоре являются нежелательными по условиям динамических усилий в обмотках и нагрева обмоток. При частых пусках, а также при весьма тяжелых условиях пуска, когда маховые массы приводимых в движение механизмов велики, возникает риск перегрева двигателя.
При прямом пуске возникают такие негативные явления [1]:
1) Влияние на сам двигатель. Пиковые броски тока в переходном процессе пуска (5-10-кратные по отношению к номинальному) приводят к значительным усилиям на проводники, расположенные в лобовых частях обмотки электродвигателя. Как следствие, имеет место ослабление бандажирования обмотки, постепенное нарушение (перетиранию) изоляции и преждевременный выход двигателя из строя по причине короткого замыкания витков обмотки. Также проявляется и тепловое разрушение изоляции в результате превышения допустимого уровня температуры.
2) Влияние на питающую сеть. При питании от автономных генераторов или сетей малой мощности, а также при питании посредством протяженной линии падение напряжения на их внутреннем сопротивлении приводит к просадке напряжения на зажимах АД, особенно при протекании пусковых токов. Это также отрицательно сказывается на работе другого подключенного к сети оборудования (контроллеры, компьютеры, связь, терминалы релейной защиты и др.), а сам двигатель может не запуститься из-за малой величины развиваемого момента.
3) Влияние на технологический процесс. Значительные пиковые моменты переменного знака при пуске АД, превышающие номинальное значение момента до 4-5 раз, приводят к постепенному увеличению зазоров в механических соединениях между двигателем и механизмом, кроме того, в ряде случаев вредно сказываются на технологическом процессе, где такие механические нагрузки недопустимы. К числу таких механизмов относятся, например, магистральные конвейеры, когда может иметь место вытягивание приводного ремня, вентиляторы и смесители в случае опасности деформирования лопастей, поломка рабочих колес насосов, системы транспортировки развешанных, уложенных или хрупких материалов при возможности их раскачивания, падения или рассыпания и т.д.
Все способы пуска можно разделить для АД с короткозамкнутым ротором и АД с фазным ротором. Первые проще конструктивно и в обслуживании, а также дешевле и надежнее в работе, чем двигатели с фазным ротором, который имеет более сложную конструкцию.
В связи с этим, на наш взгляд, целесообразным является исследование пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. При этом исследования должны предполагать как теоретическую, так и практическую часть.
Как известно, различат следующие способы пуска АД с короткозамкнутым ротором:
Для исследования, анализа и выбора метода пуска АД на кафедре «Электропривод и автоматизация промышленных установок» (ЭАПУ) в лаборатории систем управления электроприводами спроектирован стенд для исследования схем пуска АД. Стенд включает в себя:
1) Релейно-контакторная система управления двухскоростным двигателем. В основу стенда положено коммутационное оборудование фирмы Мoeller, используемое в электроприводах лифтов многоэтажных зданий. На рис.1 представлена принципиальная схема управления двухскоростным АД, в качестве которого принят двигатель АИР80В4/2У3 мощностью 1,5 кВт/2,2 кВт (380 В, 50 Гц, 1410/2760 об/мин, 3,8А/4,6А).
2) Система плавного пуска АД на основе устройства Altistart_48_ATS48D17Q (17А, 170-460В), управляющего пуском двигателя АИР100S2 номинальной мощностью 4,5 кВт (~380 В, 50 Гц, 1440 об/мин, 14 А). Схема подключения устройства плавного пуска (УПП) приведена на рис.2. Нагрузка на валу исследуемой машины создается нагрузочным асинхронным двигателем АИР80S2 номинальной мощностью 2,2 кВт (~380 В, 50 Гц, 2780 об/мин, 4,8 А), питаемым от преобразователя частоты ACS550-01-012А-4 (12А, 380-480 В), что позволяет также выполнять исследование различных способов частотного пуска АД.
Применение УПП позволяет уменьшить ударные перегрузки путем снижения пусковых токов, снизить вероятность перегрева двигателя, повысить срок службы двигателя, устранить рывки в механической части привода в момент пуска и останова двигателей, исключить механические или гидравлические удары, поддерживать постоянное ускорение до достижения номинальной скорости даже при наличии значительного статического момента, увеличить срок службы конвейерных лент и механизмов, обеспечить предварительный прогрев двигателя во избежание появления конденсата, исключить работу при обрыве фазы питающей сети, обеспечить каскадный пуск и останов нескольких двигателей.
Кроме того, УПП позволяют снизить активную потребляемую мощность, существенно снизить реактивную мощность, защитить двигатель, снизить шум, нагрев и вибрацию электродвигателя. Вместе с тем, УПП, как правило, не предполагают регулирования скорости АД. Поэтому преимуществами УПП по сравнению с преобразователями частоты можно также считать: 1) значительно меньшая стоимость; 2) меньшие потери от прямого падения напряжения на силовых элементах; 3) простота схемы подключения; 4) более высокая надежность вследствие более простой силовой схемы; 5) наличие гармонических составляющих тока только во время пуска.
Разработанный стенд планируется к использованию в учебном процессе по подготовке бакалавров по направлению «Электромеханика» кафедрой ЭАПУ и в перспективе может быть расширен и дополнен. В качестве ближайшей перспективы рассматриваем реализацию системы логического управления АД на основе программируемого логического контроллера OVEN 100-24, а также разработку средств компьютерной регистрации напряжений, токов и скорости исследуемых АД.
1. Кацман М.М. Электрические машины – Москва: Высшая школа, 2000.- 526 с.