ДонНТУ   Портал магистров

Почему футбол считается спортом №1 в мире?

На протяжении истории многие игры в мяч появлялись и исчезали независимо друг от друга. Многие из этих игр были импульсивными, правил было мало, либо их вовсе не было, что скорее всего делало их жестокими. Древние кожаные мячи были найдены при раскопках в Египте и Греции. В зависимости от ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже полярное сияние [1].

Согласно преданиям античности, первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста [2].

Футбол – игра, поглотившая мужчин с головой. Игра, которой увлекается ни одно поколение, ни одна страна. Еще с раннего детства меня привлекали всевозможные подвижные игры с мячом. Но футбол был моей самой любимой игрой. В детстве я не расставался с мячом и, по возможности, постоянно гонял мяч во дворах, спортплощадках, стадионах. В возрасте 11 лет я случайным образом попал в городскую ДЮСШ по футболу. Именно здесь я осознал, что футбол становится для меня больше чем увлечение и хобби. С командой мы участвовали в различных соревнованиях, показывая отличные результаты в областных соревнованиях. Лично я старался не отставать от и поэтому через некоторое время встал вопрос о продолжении моей футбольной карьеры. Необходимо было выбирать дальнейший путь – учиться в специальной юношеской футбольной школе, выбрав приоритетным большой спорт, либо продолжать получение образования и оставаться любителем. Я выбрал второе по многим причинам, сейчас я об этом нисколько не жалею.

Футбол - здоровье

Футбол все же остался моим чуть ли не единственным, настоящим хобби. Но чем старше я становлюсь, тем меньше времени я уделяю своему любимому занятию, но по мере возможности всегда играю в эту прекрасную игру, смотрю по телевизору, горячо болею за некоторые украинские и зарубежные клубы.

Ну а с некоторых пор я задумался: «А почему футбол так популярен во всем мире?» Футбол сегодня называют «спортом №1». Говоря подобное, имеют в виду и общее количество фанатов этого вида спорта, и внимание к нему со стороны СМИ. Здесь, кажется, все чрезвычайно просто, однако возникает резонный вопрос: а почему футбол стал столь популярен? Действительно, почему именно футбол, какие причины выделили этот вид спорта? Все ли дело именно в спорте, и какие мнения публично высказывали на эту тему сильные мира сего? Ответ на этот вопрос начну прежде всего с точки зрения здоровья.

Чем полезен футбол?

Футбол не только увлекателен и интересен, но и невероятно полезен. Регулярные тренировки помогут оставаться в отличной форме. Футбол не знает возраста, в него играют люди разных возрастов. Почему футбол полезен?

Футбол - здоровье

Прежде всего футбол укрепляет мышцы. Играя, вы постоянно передвигаетесь по полю, боретесь, маневрируете. Этот спорт поддерживает общий тонус. Так же исследования показывали, что у людей, которые занимаются футболом, укрепляются кости, в результате чего уменьшается риск заболеть их истончением – эта болезнь называется «остеопороз».

Так как футбол связывает в себе бег, ходьбу и постоянное маневрирование в беге – улучшается работа сердца, снижается кровяное давление. В результате уменьшается риск проявления проблем с сердцем. Футбол полезен для тех, кто недоволен своим излишним весом. Побегайте 45 минут – обеспечена потеря 350 калорий.

Футбол развивает ловкость, баланс и координацию тела, так как вы постоянно работаете в движении, перемещаетесь с одной половины поля на другую, делаете обводки, меняете скорость, ну если вы действительно играете упорно и настырно. Ещё футбол улучшает сон и поднимает настроение. И конечно, такие важные преимущества как развитие умения думать быстро и на ходу, тактическое соображение на поле, развитие выносливости, гибкости тела, обучение командному духу, самоотдаче и решительным действиям [3].

Внутренние и внешние факторы, влияющие на популярность

В первую очередь, начнем с потенциала данного вида спорта с точки зрения его «внутренних» ресурсов. «Гонять мяч» – доступное занятие, которое куда проще организовать, чем тот же хоккей, играть может одновременно больше людей, чем в тот же стритбол, есть количество разнообразных вариаций даже для совсем «неумех», чем, к примеру, волейбол уже похвастаться не может. А также стадионы априори рассчитаны на большее количество зрителей, чем спортзалы, по телевидению акцент делается на футболе, «накручивая» популярность, и разговоры о славе и богатстве ведущих футболистов никогда не умолкают. Но здесь пора уже переходить и к внешним факторам, определившим популярность футбола.

Никто не станет спорить, что «игрой в мяч» современный футбол не ограничивается: фанаты организовывают свои движения, где есть и особо радикальные отделения – «ультрас». Здесь уже выходит на первый план не сама игра, а то противостояние, которое царит между фанатскими группировками вне поля. Подсознательная агрессивность, бивалентная система восприятия «свой-чужой» и т.п. прекрасно находят выход в такой реализации. Не надо оценивать в категориях «хорошо/плохо» данный факт: просто так есть. И это тоже втягивает в футбольную тему многих.

Общественное явление, которое сеет в людях стремление к консолидации в группировки, к противостоянию (даже мирному) с «другими» и т.п. – это явление, которое частично пересекается с политическими и даже религиозными вопросами. Футбол позволяет получить из толпы определенную группу людей, которых можно с легкостью идентифицировать с точки зрения приверженности, а это дает точку влияния.

Политикам, крупному бизнесу и т.д. становится выгодно «нести» себя на фоне такого футбола: почетный президент профессионального клуба может рассчитывать на некое признание со стороны фанатов, откуда появляется стимул больше «вкладывать в футбол как в инструмент своей влиятельности». Изначальная массовость футбола подталкивает видеть в нем наиболее весомый инструмент «влияния» на массы и еще больше усиливать такую тенденцию.

Олигарх - владелец футбольного клуба Купленная популярность

Иногда футбол может выступить даже в роли консолидирующей национальной идеи (как произошло в Украине во время многолетней подготовки к Евро-2012), а это – повод «инвестировать» в него. И дальше – популярность порождает популярность, когда футбольные клубы как апофеоз «дорогих игрушек» покупаются шейхами, олигархами и бизнес-структурами с игрой в старое доброе мужское «у кого больше» уже между такими владельцами. Межгосударственная политика своей частью упирается в футбол, через футбол несут национальные ценности в мир, на футболе формируют черты психологического восприятия регионов и целых государств.

Политика и футбол

Но есть еще один фактор, который, возможно, отчасти может перевесить чуть ли не все названные выше: алкогольному рынку крайне выгодно нечто такое, что могут смотреть миллионы за бутылкой пива, отмечая каждый раз «праздничной» стопкой победы или «утешительной» стопкой поражения. И футбол уже давно и упорно превратился в локомотив рекламных потуг производителей алкоголя. Да, сложно представить себе водочный бренд в роли главного рекламного объекта на соревнованиях по художественной гимнастике, а вот футбол… Здесь сама специфика болельщиков культивирует уровень «переживания» не на уровне зрителей шахматного турнира или тенниса, а с явным доминированием тестостерона и импульсивности одновременно даже у женского пола. И такая аудитория для алкогольного рынка – просто «золотая». Алкоголю выгоден футбол – алкоголь делает на него акцент и помогает развивать через рекламные бюджеты.

Алкоголь - спортивный спонсор

Муаммар Каддафи в своей «Зеленой книге» отдельно посвятил главу футболу, где выставил под сомнение целесообразность данного вида спорта. Каддафи даже подумывал запретить футбол в своей стране, но не пошел на это. Экс-лидер Ливии считал, что губителен такой спорт, когда он пропагандирует «быть скорее зрителем, чем участником». Каддафи видел проблему футбола в том, что «игра становится популярнее не столько количеством вовлеченных в саму игру, сколько количеством вовлеченных в зрители, а это к спорту отношения не имеет». Спорить можно, но таково было мнение Каддафи.

Реклама алкоголя

В принципе, нельзя не указать и того, что видят в популярности футбола психологи: гармония природы (о которой, кстати, говорят и физики) проявляется в футболе для зрителя еще и на интуитивном уровне: красота четких пасов и эстетика дриблинга словно дает прикоснуться к гармоничной реальности через подобные проявления. Хотя, четко ранжировать разные факторы, обеспечивающие футболу статус спорта №1, будет вряд ли возможно [1].

Выводы

Из сказанного выше я делаю вывод, что футбол перестал быть просто видом спорта и превратился в сферу бизнеса, влияния, рекламы. Сегодня на каждом канале идет пропаганда торговых марок, а также предприятий различных сфер деятельности. Все больше и больше олигархов и мультимиллионеров покупают футбольные клубы ради влияния на массы. Даже люди, которые состоят в политике являются совладельцами некоторых футбольных клубов и получают за счет этого отличные возможности стать популярнее.

Но все-таки большинство настоящих любителей, к каковым и я себя отношу, любят этот вид спорта не потому что при просмотре футбольного матча можно выпить бутылочку пива, а просто потому, что футбол – это своеобразное искусство, увлекательный, общеукрепляющий, развивающий, командный вид спорта, который может воспитать в человеке выдержку, силу духа, стремление к новым победам и достижениям.

Список источников

  1. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.hint4.me/4361-pochemu-futbol-schitaetsya-sportom-1.html
  2. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://worldcup2018.name/text/
  3. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.sheva7.com/pro-futbol/pochemu-futbol-polezen.html