Назад в библиотеку

Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии

Автор: Бекирова Э.Э., к.ю.н.,доц.
Источник: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ “ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ ”

Аннотация

Бекирова Э.Э., к.ю.н.,доц., Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии. Рассмотрены основные акты правового регулирования относительно использования возобновляемых источников энергии.

Хозяйственным кодексом Украины предусмотрено, что субъектам хозяйствования для осуществления хозяйственной деятельности предоставляются в пользование природные ресурсы. Вместе с тем статья 153 Хозяйственного кодекса регламентирует обязанности субъектов хозяйствования по использованию природных ресурсов, среди которых обязанность эффективного и экономного использования природных ресурсов на основе применения новейших технологий в производственной деятельности [1].

На сегодняшний день эффективность использования энергетических ресурсов в Украине недопустимо низка. Уровень энергозависимости Украины- составляет около 60%, в тоже время характерным является отсутствие диверсификации источников снабжения энергоносителей, прежде всего нефти, природного газа, ядерного топлива. В связи с этим угроза энергетической безопасности Украины становится как никогда актуальной.

Эффективным путем выхода из сложившейся ситуации является внедрение энергосберегающих технологий и переход на возобновляемые источники энергии. Этому способствует и довольно высокий потенциал возобновляемых источников энергии в Украине - около 80 млн. тонн условного топлива в год.

Исследования в области возобновляемых источников энергии, обеспечения энергетической безопасности государства проводились следующими учеными М. Ковалко, А.Шидловским, В.Кухарем [2]Однако вопросам правового регулирования использования возобновляемых источников энергии в правовой науке не уделено достаточного внимания.

Целью данной статьи является анализ законодательства Украины регулирующего отношения в сфере возобновляемых источников энергии, исследование международного опыта, а также выработка рекомендаций и предложений относительно эффективного правового регулирования возобновляемых источников энергии.

Особое место в правовом регулировании возобновляемых источников энергии занимает Закон Украины «Об электроэнергетике»[3]. Данный закон определяет правовые экономические и организационные основы деятельности в электроэнергетике, а также регулирует отношения связанные с производством, передачей, поставкой и использованием энергии, обеспечением энергетической безопасности Украины, защитой прав потребителей.

С 1 апреля 2009 года вступил в действие Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», в закон были внесены изменения, призванные стимулировать использование альтернативных источников энергии», и предусматривающие введение «зеленого» тарифа на продажу электроэнергии, выработанной за счет возобновляемых источников энергии.

Статья 5 Закона Украины «Об электроэнергетике» содержит основные принципы государственной политики в сфере электроэнергетики, среди, которых принцип содействия развитию ветроэнергетики как экологически чистой подотрасли энергетики. Ветроэнергетика – одна из подотраслей энергетики основанная на возобновляемых источниках энергии.

Поскольку, данный закон содержит единые принципы государственной политики в сфере электроэнергетики, целесообразным представляется закрепить в качестве принципа, принцип содействия развитию всех подотраслей энергетики, основанных на возобновляемых источниках энергии.

Специальное регулирование в области возобновляемых источников энергии осуществляется Законом Украины «Об альтернативных источниках энергии» [4]. Законом определены правовые экономические, экологические и организационные основы использования альтернативных источников энергии. Дано определение альтернативным (возобновляемым) источникам энергии, а также закреплено, что энергия, произведенная альтернативными источниками может выступать товарной продукцией.

Также, важным действующим документом в правовом регулировании возобновляемых источников энергии является Закон Украины «Об энергосбережении». Закон определяет правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения для всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории Украины, а также граждан [5].

Преамбулой данного Закона определены нетрадиционные и возобновляемые источники энергии – это источники, которые постоянно появляются в окружающей природной среде в виде потоков энергии солнца, ветра, тепла Земли, энергии морей, океанов, рек, биомассы.

Также, определение возобновляемых источников энергии содержит Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии». Альтернативные источники энергии – это возобновляемые источники энергии к которым относятся энергия солнечная, ветровая, геотермальная, энергия волн и приливов, гидроэнергия, биомассы, газы с органических отходов, газы с канализационно-очистных станций, биогазы, вторичные энергетические ресурсы, к которым принадлежат доменный и коксовый газы, газ метан, дегазации угольных месторождений, преобразование энергопотенциала технологических процессов.

Из вышеперечисленного следует, что Законы Украины «Об энергосбережении», «Об альтернативных источниках энергии» содержат определение возобновляемых источников энергии, и данные определения являются различными. Для устранения терминологических расхождений и единообразного толкования термина «возобновляемые источники энергии» следует привести в соответствие указанные законы.

В концепции деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения энергетической безопасности Украины, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 19.01.1998 г. №48[6], провозглашается о необходимости строительства и введения в действие установок, использующих нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательством Украины признается значение развития использования возобновляемых источников энергии, задекларирована необходимость поддержки, как предпринимательской, так и научно-технической деятельности в данной сфере. Однако, несмотря на определенные приоритеты государственной политики, доля возобновляемых источников энергии в энергоснабжении Украины является незначительной. Данная ситуация обусловлена недостатками в правовом регулировании возобновляемых источников энергии, это прежде всего декларативный характер Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии». На законодательном уровне не закреплены действенные механизмы достижения и реализации задекларированных целей и задач.

Анализ энергетической политики Украины последних лет свидетельствует, о том, что в государстве было принято большое количество законов и программ, которые касаются использования возобновляемых источников энергии. Что не повлияло существенным образом на развитие электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии, поскольку существует ряд факторов тормозящих развитие среди них: неконкурентоспособность проектов использования возобновляемых источников энергии в существующей рыночной среде, отсутствие соответствующей инфраструктуры, а также недостаточность уровня и качества научного обслуживания ее развития, и т.д. Для укрепления энергетической политики Украины и широкого использования возобновляемых источников энергии необходимо разработать широкомасштабную комплексную программу и гарантировать соответствующую реализацию данной программы.

Международный опыт свидетельствует, что страны с широкомасштабным использованием возобновляемых источников энергии, имеют целевую правительственную политику для реализации энергоэффективного использования возобновляемой энергии.

Так, в частности, страны Западной Европы, входящие в число 15 стран – членов ЕС, а также Норвегия и Швейцария разрабатывают четкую политику и программы в области возобновляемых источников энергии, в особенности с начала 1990-х гг. Более того, в рамках ЕС все страны члены обязаны установить ориентировочные целевые показатели в отношении возобновляемых источников энергии и в соответствии с этим разрабатывать свою политику и законодательную базу [7].

В мире существует три основных направлений политики, которые влияют на развитие технологий и рынка возобновляемых источников энергии [8, с.346-348]:
- политика исследований инноваций – поддерживает развитие технологий возобновляемых источников энергии от базового и прикладного исследования до демонстрационной фазы путем бюджетного финансирования или привлечения частного финансирования;
- политика рыночного развития – упрощает внедрение технологий на рынке путем конкурентоспособности технологий и технической эффективности, привлечения производителей и конечных потребителей к таким технологиям;
- рыночная энергетическая политика – обеспечивает конкурентную рыночную среду.

Таким образом, необходимо путем экспертизы определить какое из указанных направлений поддержки является наиболее целесообразным для Украины и на основе такого исследования на законодательном уровне закрепить действующие механизмы стимулирования использования возобновляемых источников энергии.

При разработке соответствующих изменений законодательства Украины следует учесть международный опыт совмещения поддержки развития возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности. Это необходимо потому, что повышение энергоэффективности и увеличение использования возобновляемых источников энергии содействуют обеспечению надежному энергоснабжению, снижают потребность в обычном коммерческом топливе тем самым, уменьшая зависимость от импорта традиционных энергоносителей, а также решают экологические задачи, уменьшая выброс парниковых газов.

Для повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии необходимо предусмотреть в законодательстве правовые нормы относительно:
- специальных инструментов кредитования (возобновляемые фонды; кредитные линии);
- финансирование третьими лицами;
- налоговых льгот для инвестиционной деятельности;
- комплексного применения энергетической сертификации;
- наличия программ и компаний относительно информирования, просвещения и обучения [7].

Комплексная реализация таких средств в рамках единой энергетической стратегии будут способствовать обеспечению энергетической безопасности, повышению доли возобновляемых источников в структуре энергоснабжения, а также решению экологических задач.

Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 15.03.2006 г. №145-р[9], определено, что освоение возобновляемых источников энергии является важнейшим фактором повышения уровня энергетической безопасности и снижения антропогенного влияния энергетики на окружающую природную среду.

В период экономической нестабильности законодательство в области энергетики нуждается в дальнейшем совершенствовании. Наиболее приоритетными для Украины остаются, вопросы совершенствования правового механизма использования возобновляемых источников энергии энергоэффективности и энергосбережения, создание новой законодательной базы международного сотрудничества, завершение перехода к конкурентному рынку электроэнергии.

Литература

1. Господарський кодекс України: прийнятий Верховною Радою України 16.01.2003 р. № 436-IV // Офіційний вісник України. – 2003. – № 11. – Ст. 462.
2. Енергетична безпека України: чинники впливу, тенденції розвитку / За ред. Н.П.Ковалка, А.К.Шидловського, В.П.Кухаря. – К., 1998. – 160 с.
3. Про електроенергетику: Закон України від 16.10.1997 р. № 575/97-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1998. – №1. – Ст. 1.
4. Про альтернативні джерела енергії: Закон України від 20.02.2003 р. № 555-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2003. – № 24. – Ст. 155.
5. Про енергозбереження: Закон України від 01.07.1994 р. №74/94 ВР//Відомості Верховної Ради України. – 1994. – № 30. – Ст. 283.
6. Концепція діяльності органів виконавчої влади у забезпеченні енергетичної безпеки України, затверджена постановою Кабінету Міністрів України від 19.01.1998 р. № 48.
7. Интегрирование политики в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии – http:// www.energosovet.ru/stst54opshtml
8. Огляд енергетичної політики України 2006 р міжнародного енергетичного агентства // Printed in France dy JOUVE – 2006.
9. Про схвалення Енергетичної стратегії України на період до 2030 року: розпорядження Кабінету Міністрів України від 15.03.2006 р. № 145-р.