Назад в библиотеку

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК С ПОМОЩЬЮ ИМИТАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Автор: А.В. Чермалых, к.т.н., доц., И.Я. Майданский, инж., И.С. Воробьева, студ.
Источник: Национальный технический университет Украины “КПИ”, г. Киев

Аннотация

Приводится сравнительный анализ результатов исследования режимов работы подъемной установки с помощью имитационных моделей двух наиболее применяемых систем: тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока и преобразователь частоты – синхронный двигатель. Оценены динамические показатели и получены энергетические характеристики на основе компьютерного моделирования рабочего цикла шахтной подъемной установки. Даны рекомендации по выбору одной из систем в качестве рациональной.

Ключевые слова: имитационное моделирование, скоростные диаграммы, ПИД-регулятор скорости.

ВВЕДЕНИЕ.

На сегодняшний день как в научных изданиях, так и на сайтах фирм-производителей рекомендуются к использованию и предлагаются к внедрению различные системы электропривода для шахтных подъемных установок (ШПУ). При этом каждая из них обладает определенными достоинствами и имеет свои недостатки. В качестве аргументов приводятся такие факторы, как тип и мощность установки, влияние на сеть, динамические характеристики, экономические и энергетические показатели и т.п.

Таким образом, выбор рациональной системы электропривода ШПУ должен основываться на сравнительном многокритериальном анализе оценок технических и экономических возможностей конкретного предприятия.

С учетом технологической особенности работы шахтных подъемных машин для системы электропривода в качестве критериев оценки наиболее актуальными можно считать динамические показатели (точность отработки требуемой скоростной диаграммы за рабочий цикл) и энергетические характеристики (энергосберегающие аспекты).

Одним из способов, который может содействовать в решении вопроса выбора рационального автоматизированного электропривода ШПУ, является применение методов имитационного моделирования конкретной системы привода, что позволяет провести сравнительный анализ и сделать вывод о целесообразности применения того или иного варианта.

АНАЛИЗ ПРЕДЫДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Данная работа посвящена исследованию режимов работы электропривода ШПУ с помощью имитационных моделей. В качестве базовых систем рассмотрены два варианта: на постоянном токе система тиристорный преобразователь – двигатель (ТП-Д) и на переменном токе система частотного регулирования преобразователь частоты – синхронный двигатель (ПЧ – СД).

Выбор таких объектов исследования обусловлен тем, что сегодня на рынке Украины и на территории стран СНГ именно такие системы электропривода в основном предлагаются к применению для ШПУ.

Данный материал является дополнением и продолжением ряда публикаций. Научные статьи [1,2] посвящены вопросам синтеза имитационных (виртуальных) моделей рассматриваемых систем автоматизированных электроприводов. В работе [3] на примере экскаваторного электропривода изложена методика исследования системы электропривод – механизм в целом.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

На основе исследования с помощью имитационных моделей режимов работы и сравнительного анализа электропривода ШПУ на базе систем ТП_Д и ПЧ-СД оценить преимущества и недостатки этих систем и дать рекомендации относительно выбора рациональной системы электропривода в целом.

МАТЕРИАЛ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Имитационные модели систем ТП-Д и ПЧ-СД синтезированы в среде MATLAB.

Силовой канал реализован с помощью виртуальных блоков специализированного пакета расширения SimPowerSystem, а управляющий и информационный каналы построены на основе блоков основного пакета Simulink. Силовой канал системы ТП-Д (рис. 1) обеспечивает реверсирование скорости электродвигателя M с помощью двух вентильных групп в цепи якоря (подсистема UM). Задание требуемого напряжения и тока возбуждения двигателя реализует одна вентильная группа (UL). Схемы тиристорных групп – симметричные трехфазные мостовые. Питание преобразователи получают от сети переменного тока AC через токоограничивающие реакторы LFa, LFf.

В цепи якоря система управления содержит блок задания требуемой скоростной диаграммы подъемной установки ER, задатчик интенсивности первого порядка AI-1 и цифровой ПИД-регулятор скорости AR. В системе использована одна отрицательная обратная связь по скорости двигателя с общим коэффициентом передачи Kw. Такая структура в настоящее время занимает доминирующее положение на рынке электротехнической продукции в области систем управления.

В канале цепи управления возбуждением установлен блок задания номинального значения тока возбуждения EIf, использован аналоговый ПИ- регулятор тока возбуждения AAL и реализована отрицательная обратная связь по току возбуждения с коэффициентом передачи Kif.

Задание активного характера нагрузки, характерного для подъемной установки, обеспечивается с помощью подсистемы EMc.

Силовой канал системы ПЧ – СД (рис. 2) содержит: синхронную машину M, автономный инвертор напряжения UZ2 с системой управления AUZ2, конденсаторный фильтр C, активный выпрямитель UZ1 с системой управления AUZ1, сетевой фильтр LF и сеть переменного напряжения AC.

Канал управления реализован аналогично системе ТП – Д.

pic1

ВЫВОДЫ.

Результаты исследования показывают, что обе системы обеспечивают примерно одинаковые динамические показатели при отработке требуемой скоростной диаграммы ШПУ, однако с точки зрения энергетических характеристик система ПЧ – СД оказывается предпочтительнее системы ТП – Д.

Список использованной литературы

1. Чермалых А.В., Майданский И.Я. Исследование на виртуальной модели режимов работы электропривода с ПИД-регулятором скорости // Промислова електроенергетика та електротехніка. “Промелектро”. – 2005. – № 6. – С. 27 – 33.
2. Чермалых В.М., Чермалых А.В., Майданский И.Я., Кузнецов В.В. Исследование динамики и энергетических характеристик частотно- регулируемого синхронного электропривода методом виртуального моделирования // Вісник Кременчуцького державного політехнічного університету імені Михайла Остроградського. – Кременчук: КДПУ, 2009. – Вип. 4/2009 (57), ч. 1.– С. 112 – 118.
3. Чермалых А.В., Пермяков В.Н., Майданский И.Я. Исследование динамики экскаваторного электропривода с помощью виртуальных моделей // Вісник Кременчуцького державного політехнічного університету імені Михайла Остроградського. – Кременчук: КДПУ, 2008. - Вип. 4/2008 (51), ч. 1. – С 48 – 52.