Downhill, DH
В индивидуальном разделе, мне хотелось бы рассказать о своем увлечении, которое затянуло меня совсем недавно и это даунхилл.
Немного о понятии и истории появления, и основателей этого вида спорта.
Скоростной спуск (даунхилл, англ. downhill – «вниз с холма») – экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в прохождении трассы по естественному рельефу склона горы на время. Типичная трасса даунхилла содержит в себе различные участки – крутые спуски, резкие повороты, неровности в виде ям и бугров, торчащие камни и корни деревьев, иногда строятся более сложные препятствия в виде биг–эйров и дропов. При средней длине трассы около 2,5 км перепад высоты обычно составляет 600 м.
Нельзя сказать, что даунхилл – это нечто лишенное смысла и недоступное для простых велосипедистов. Если освоить базовую технику спуска и приобрести хороший велосипед с большим ходом подвески, можно научиться получать от этого ни с чем не сравнимые ощущения. Головокружительная скорость, виражи, виртуозные прыжки и другие испытания сил гравитации – потрясающие атрибуты этого стиля. Недаром даунхиллом теперь увлечена не только молодежь, но и люди средних лет.
Первая даунхильная тайм-триальная гонка прошла в городе Фэйрфакс штата Калифорния 22 октября 1976 года на трассе, именуемой «дорогой переборки» (англ. «Repack Road»). Это название связано с тем, что после особенно крутых спусков требовалась переборка подшипников, поскольку в то время на велосипед устанавливались тормозные задние втулки, которые быстро перегревались, и в подшипниках выгорала смазка. Первые велосипеды, использующиеся для спусков, назывались «неуклюжими» (англ. «clunkers») или «велосипедами для почтальона» (англ. «paperboy bikes») – это были крузеры с ножным тормозом и баллонными шинами низкого давления, впервые импортированные в Америку Игнацем Швинном (Ignatz Schwinn).
К 1979 году двое организаторов и гонщиков даунхильной трассы Repack – Чарли Келли (Charlie Kelley) и Гари Фишер (Gary Fisher) – основали компанию Mountain Bikes (с англ. – «Горные велосипеды»), название которой впоследствии стало видом спорта. Популярность горных велосипедов стремительно росла в 80–е годы. В то время в даунхилле использовались как ригиды, так и хардтейлы с небольшим ходом амортизационной вилки (до 2 дюймов). По–настоящему специализированные даунхильные велосипеды начали выпускаться только в 90?х годах. Некоторые из этих моделей получили серию инновационных разработок: двойную корону амортизационной вилки, дисковые тормоза, а также улучшенную геометрию рамы с использованием заднего амортизатора.
Позже, гонщики из различных смежных велосипедных дисциплин стали также фокусировать своё внимание и на даунхилле. К примеру, в даунхилл перешли многие чемпионы гонок BMX, в числе которых были такие имена, как Джон Томак (John Tomac, из команды Tomac Bikes), Майкл Кроули (Micheal Crawley, команда Giant/Marzocchi Bikes), Джеймс Палмер (James Palmer, WHHFL Bikes), Вусаб Сонг (Woosub Song из Yeti/Fox Bikes) и Брайн Лопес. Их влияние сказалось, в основном, на усложнении даунхилла и появлении в нём различных прыжковых трюков.
Очередной вехой в истории даунхилла стал первый чемпионат UCI Mountain Bike Championship, проведённый в 1990 году в городе Дуранго штата Колорадо. Победителем стал гонщик Грег Херболд (Greg Herbold).
Велосипеды и оборудование
Еще бы хотелось немного рассказать о самих велосипедах и оборудовании, которое устанавливается велосипед для улучшения его работы.
Велосипед для даунхилла – настоящее произведение искусства. Можно представить себе мотоцикл класса эндуро без двигателя и спойлеров, весом 15–25 кг. Велосипед оборудован передней и задней подвеской с увеличенным ходом (200?300 мм), гидравлическими дисковыми тормозами, рулём с подъёмом и рамой из мощных алюминиевых труб повышенной прочности. Стоимость этих велосипедов весьма высокая, но цель оправдывает средства – очень часто качественное надёжное оборудование позволяет улучшить результат гонки и, что немаловажно, сохранить гонщику здоровье. Даунхильные велосипеды предназначены только для того, чтобы ехать вниз – они слишком тяжелые, подвеска затрудняет кручение педалей, а геометрия рамы не рассчитана на подъемы. Даунхилл является практически единственным велосипедным спортом, где требуется подъёмник.
Велосипеды для даунхилла и фрирайда в целом похожи, но тем не менее, у них есть некоторые различия. Гоночные даунхильные велосипеды сильно ниже и с меньшим углом наклона рулевого стакана, таким образом являются более устойчивыми на скорости и в поворотах. Велосипеды для фрирайда более вертикально ориентированы и с высокой кареткой, то есть более маневренные и позволяют выполнять различные прыжковые трюки. В том числе, фрирайдные велосипеды зачастую оснащаются однокоронными вилками, что делает их более лёгкими в сранении с велосипедами для даунхилла, на которые обычно устанавливаются двухкоронные передние амортизаторы. Ход двухкоронных вилок, как правило, варьируется в диапазоне 200–300 мм, ход однокоронных обычно не превышает 180 мм.
Стоимость даунхильных велосипедов начального уровня примерно равна 2000 $, верхнего уровня – доходит до 9000 $. Итоговая цена зависит от качества установленных компонентов, от материалов, которые используются в их производстве и от качества настройки всего оборудования. В даунхильных велосипедах, как, впрочем, и в других высококачественных велосипедах, всегда стоит выбор между прочностью и весом.
Начиная с 2007 года многие профессиональные даунхильные велосипеды стали постепенно снижать вес и, в частности, оснащаться воздушными амортизаторами. По той же причине была замечена тенденция к уменьшению хода подвески – вместо привычных 200 мм сейчас всё чаще можно встретить ход 150–180 мм.
Это привело к тому, что существующие границы между фрирайдом и даунхиллом размылись. И произошло это по нескольким основным причинам:
Многие трассы мировых чемпионатов по даунхиллу стали более технически подготовленными и выверенными, чем раньше, и поэтому стали требовать более маневренные велосипеды с большими углами для резких поворотов и перестроений.
Новые фрирайдные велосипеды разделились на две условные группы – лёгкие и более прочные, по весу приближающиеся к даунхильным.
Легкие велосипеды для фрирайда сконструированы таким образом, чтобы давать возможность велосипедисту как спускаться вниз, так и самостоятельно подниматься наверх без помощи подъёмников. Такие велосипеды лишь немного тяжелее и прочнее обычных горных.
Для прохождения трасс даунхилла и фрирайда обязательно использование защиты и шлема типа фулфейс (англ. full–face) – с полной защитой лица.
Источник:1. DH Downhill
2. Downhill,DH