История осознанных сновидений
А в общем случае данный раздел содержит информацию о достижениях и увлечениях магистра за пределами темы выпускной работы. Если вы приняли участие в уникальном профессиональном мероприятии, конкурсе, олимпиаде, стажировке, имеете опыт профессиональной работы – напишите об этом здесь!
Если вы приняли участие в продвижении каких-либо Интернет-ресурсов или каком-нибудь Интернет-проекте, или имеете такой опыт использования Интернет, какой будет интересен и другим – это тоже может стать темой данного раздела.
Или, может быть, вы съездили в Чехию, Таиланд, Антарктиду, или к любимой бабушке в старое заповедное село на западной Украине? Напишите об этом!
Сон — неиспользуемый потенциал
Человек в среднем проводит треть своей жизни во сне — это общеизвестный факт.
Что происходит с сознанием и телом человека пока он находится в состоянии сна? Ответ на этот вопрос можно найти во многих книгах по психологии.
Но согласитесь, треть жизни — это огромное количество времени. Одни люди борются за то — чтобы расширить свое рабочее время или время отдыха на десятки минут. Другие — за повышение продуктивности провождения часов бодрствования: техники скорочтения, быстрого запоминания, планировка оптимального рабочего дня, составление расписания отпуска
Ведь на сон отводится целых 8 часов бездействия! Почему бы, не обратить внимание на это время? Почему бы, не научится делать
Рисунок 1 — Возможности — рядом!
Один из вариантов «оптимизации» и более полного использования времени отведенного на сон — осознанные сновидения.
Осознанное сновидение (англ. Lucid Dreaming) — изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может, в той или иной мере, управлять его содержанием.
Рисунок 2 — Открой для себя дверь в другой мир!
На данный момент области практического применения осознанных сновидений плохо исследованы, но и сейчас можно отметить несколько весьма полезных аспектов:
1. Влияние на физиологию собственного организма.
2. Встречи с желанными, но недоступными или труднодоступными людьми(моделирование).
3. Дополнительная реабилитация любых инвалидов и новые возможности для них.
4. Дополнительная возможность отработки навыков для спортсменов.
5. Моделирование различных ситуаций во всех существующих областях.
6. Подробные воспоминания любых событий жизни с самого рождения, вплоть до мельчайших деталей.
7. Посещение любых мест во всей вселенной(моделирование).
8. Развлечение.
9. Реализация мечтаний, желаний, как тайных, так и нет.
10. Самолечение.
11. Совершенствование психики: избавление от комплексов, всех фобий, неуверенности в себе
12. Творческое развитие: создание музыкальных, скульптурных, архитектурных, художественных произведений и обработка их.
Разузнав немного больше о понятии осознанных сновидений и выполняя простейшие практики, я очень заинтересовался данной темой
Как и в любом вопросе, для правильного понимания объекта интереса, необходимо начинать путь познания с изучения истории становления и возникновения понятия.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ОСОЗНАННЫХ СНОВИДЕНИЙ
«Иногда, когда человек спит, нечто в его сознании позволяет ему понять, что все происходящее — лишь сон» — пишет Аристотель.
Из этого можно заключить, что в среде склонных к философии афинян явление осознанного сновидения было хорошо известно уже в IV веке
Самое первое в истории Запада сообщение об осознанных сновидениях содержится в письме, написанном в 415 году
Блаженный Августин рассказывает, что все сомнения сновидца были полностью развеяны. Убедительность таких аргументов (если бы они не сопровождались осознанным сновидением) весьма слаба. Юноша, утешавший Геннадиуса, мог объяснить природу глаз, которыми тот видел во сне, не лучше самого Геннадиуса. Несмотря на все доводы Аристотеля, для Геннадиуса и большинства его современников «видеть» означало «верить».
Теперь переместимся на несколько веков вперед и станем свидетелями удивительного развития утонченной техники сновидения. Тибетские буддисты еще в VIII веке и. э. практиковали разновидность йоги, созданную для сохранения бодрствующего сознания в состоянии сна. Они были первыми людьми, которые располагали экспериментально подтвержденным и ясным пониманием того, что сновидения являются творением исключительно ума сновидца. Такая концепция полностью согласуется с открытиями современной медицины и психологии. Во многом восточные мастера далеко опередили современную западную психологию. Например, древнее руководство для будущих йогов утверждало, что некоторые упражнения по контролю над сновидениями развивают способность переживать по сне любое воображаемое событие. Однако, вырабатывая в себе такую силу,
Очевидно, аналогичная практика примерно в то же время существовала и в Индии. Несмотря на то что тантра была в основном устной традицией, передававшейся от учителя к ученику, сохранился, датированный Х веком тантрический текст, посвященный методам сохранения осознанности после засыпания. Однако описание их очень непонятно и почти не поддается расшифровке. Например, в тексте говорится о достижении власти над сновидениями через «промежуточное состояние», возникающее в результате погружения в «глубокое созерцание» и перехода в «состояние слияния сна и бодрствования».
Через несколько веков, в период расцвета ислама, появляются новые упоминания об осознанных сновидениях. В XII веке известный арабский суфий
В XIX веке пришло понимание, что мозг способен на гораздо большее, чем мы думаем, что за светлой, но ограниченной областью сознания открывается огромное и непроглядное поле бессознательного. Явное
Хотелось бы обратить внимание на призыв Рихарда Вагнера превратить бессознательное в сознательное и занялся исследованием осознанных сновидений.
Рисунок 3 — Рихард Вагнер
Ярким их примером является Маркус д’Эрви де
Рисунок 4 — Маркус д’Эрви де
Зигмунд Фрейд, родившийся в день тридцатичетырехлетия
Его замечательная книга «Сновидения и как ими управлять», вышедшая в 1867 году и недавно в сокращенном варианте переведенная на английский, является документом, повествующим о более чем двадцатилетних исследованиях. В первой части книги
Возможно, многие эксперименты
В 1887 году в статье, посвященной феномену автоматического письма, Майерс мимоходом отвлекается от темы и пишет следующее: «Я долго размышлял над тем, что мы слишком ленивы по отношению к собственным снам. Мы пренебрегаем прекрасной возможностью экспериментирования, отказываясь прилагать волевые усилия… Мы должны постоянно представлять себе, что хотим узнать и испробовать в сновидении. Отправляясь спать, мы должны внушать себе, что собираемся предпринять эксперимент — провести в сновидении часть бодрствующего сознания, которая способна напомнить нам, что мы действительно спим, и побудить к психологическому экспериментированию».
Перед тем как оставить XIX век, приведем ряд коротких высказываний, способных дополнить описание ситуации, в которой в то время находилось осознанное сновидение. Все эти высказывания — это просто свидетельства «за» или «против» существования осознанных сновидений. В то время, как, впрочем, и всегда, существовали люди, рассматривавшие способность пробуждения во сне как невообразимую химеру. Среди таких скептиков наиболее знаменитыми были французский психолог Альфред Маури и английский психолог Хейвлок Эллис. Несмотря на то, что Маури считается пионером научных исследований сна, он,
Наконец, в работах самого маститого философа XIX века, Фридриха Ницше, тоже можно встретить короткое упоминание об осознанных сновидениях. Обсуждая возможность использования сновидении для экспериментирования с различными жизненными ситуациями, Ницше говорит, что «вся „Божественная комедия“ жизни и Ад (разворачивающиеся перед сновидцем) — это не только… картины на стене, он (сновидец) живет и страдает в этих сценах». Далее философ делает недвусмысленную ссылку на осознанные сновидения: «Эти сцены не лишены ощущения присутствия. Возможно многие, так же, как и я, могут припомнить случаи, когда посреди опасностей и ужасов сновидения их вдруг радостно осеняло: «Это лишь сон! Я могу продолжать спать!». Таким образом, мы видим, что и Ницше — «пророк современности» — переживал осознанные сновидения. Кроме того, по признанию самого Фрейда, он был пророком психоанализа и умер в 1900 году, когда, кстати, вышел фрейдовский шедевр «Толкование сновидений» («Die
Рисунок 5 — Зигмунд Фрейд
У Фрейда есть еще одно упоминание об осознанных сновидениях, больше говорящее не о феномене, а о самом Фрейде: «Если же такой человек видит сновидение, приводящее его в сексуальное возбуждение, он может сказать себе:
«Я не хочу, чтобы это продолжалось и окончилось поллюцией. Я сдержусь и подожду реальной ситуации». С помощью психоаналитических методов в герое фрейдовского замечания — безымянном сновидце из издания 1909 года — можно с легкостью узнать самого Фрейда
Применив теорию психоанализа к ее основателю, можно заключить, что Фрейд обладал собственной установкой: просыпаться всякий раз, когда понимал, что спит и находится в опасности компромисса со своей жесткой моралью.
Фредерику Уиллемсу ван Эдену, голландскому психиатру и известному писателю, мы должны быть благодарны за термин «осознанные сновидения» и первые серьезные исследования в этой области. На протяжении многих лет ван Эден вел дневник своих сновидений, с особой старательностью отмечая случаи, когда быстро засыпал, «полностью помнил о своей дневной жизни и мог сознательно действовать».17 Увлекаясь всеми аспектами сновидения, ван Эден отмечал, что осознанные сны вызывали у него «страстный интерес». Первые свои наблюдения он в аллегорической форме описал в романе «Невеста из сновидений». Позже ван Эден объяснял это тем, что под вымышленной маской он мог «свободнее обращаться с деликатным материалом». В 1913 году ван Эден представил доклад в Общество психических исследований, в котором сообщал о своих 312 осознанных сновидениях, за период с 1898 по 1912 год.
«Первый проблеск осознания, — пишет ван Эден, — я ощутил при следующих обстоятельствах. Мне снилось, что я парю над долиной, поросшей голыми деревьями. Я знал, что сейчас апрель, и заметил, как отчетливо и естественно выглядит каждая веточка. Затем, продолжая спать, я отметил, что мое воображение никогда бы не смогло создать сложную картину, в которой вид каждой веточки изменялся бы в точном соответствии с моим перемещением над деревьями».
Примерно в то же время, когда ван Эден проводил свои исследования в Нидерландах, французский биолог Ив Делаж занимался похожим изучением собственных осознанных сновидений.
На противоположном берегу
Фоке называл свои осознанные сновидения Снами Знания, «потому что только тот, кто обретает (в них) знание, видит истинные сновидения». Оп рассказывал, что в Снах Знания он чувствовал себя «свободным, как воздух, и спокойным в осознании полной безопасности». «Я знал, — читаем мы у него, — что в случае любой неприятности всегда могу проснуться. Я двигался, подобно маленькому богу, любуясь волшебными пейзажами Мира Снов».
Русский философ Петр Успенский, желая «проверить довольно фантастичную идею», явившуюся ему в молодости, спросил себя: «Возможно ли сохранять сознание в сновидении, то есть, зная, что спишь, продолжать думать сознательно, так же, как в бодрствовании?». Как и его предшественники, Успенский получил положительный ответ. Его интерес к осознанным сновидениям, или «состояниям полусна», как он их называл, заключался в простом наблюдении за возникновением и трансформацией сновидений.
Рисунок 6 — Петр Успенский
В 1936 году в статье «Сновидения, в которых сновидец знает, что спит», опубликованной в «Журнале психопатологии», Олвард Эмбури Браун сообщал о «почти сотне» собственных осознанных сновидений. Как видно из статьи, он был знаком со всеми ранними работами в этой области, за исключением работ
Вторая из этих двух статей появилась в немецком психологическом журнале два года спустя. Автор,
Научившись просыпаться во сне,
Десять лет спустя американский психиатр Натан Раппорт описал радость осознанного сновидения в статье, озаглавленной «Приятных снов!». Согласно Раппорту, «природа сновидении лучше всего поддается изучению в тех редких случаях, когда человек осознает, что спит», и я полностью с этим согласен. Его метод вхождения в осознанное сновидение очень похож на метод Петра Успенского: «Перед сном, лежа в постели, экспериментатор должен периодически прерывать поток своих мыслей, настойчиво припоминая каждую мелочь, стремящуюся в этот момент исчезнуть из сознания».
Несмотря на то что осознанные сновидения известны со времен античности, лишь в XIX веке люди поняли всю значимость этого феномена и занялись его исследованием.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Стивен Лаберж, Ховард Рейнголд «Практика осознанного сновидения».
2. Стивен Лаберж. «Осознанное сновидение»
3. Аристотель, о мечтах, от Hutchings, RM, изд Большой книги из западного мира, том. 8 (Чикаго: Британская энциклопедия, 1952), стр. 702–06.