Авторы: Козакова К., руководитель Момот А.И.
Источник: Козакова К., Момот А. Використання мiжнародних стандартiв в цiлях пiдвищення конкурентоспроможності
пiдприємств / Матеріали міжвузівської студентської конференції. Донецьк: ДонНТУ, 2013. — C. 57–60.
Актуальность данной темы заключается в том, что все предприятия и организации в разной степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях и развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а также принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентноспособности.
Проблема повышения качества продукции на основе внедрения систем качества рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными и специалистами: Андреев В.В., Архипов П.К., Бадалов Л.М., Бойко В.В., Брун М., Войтоловский В.Н., Георги Д., Гличев А.В., Киперман Г.Я., Дэниеле Д.Д., Исикава К., Ильдеменов В.И., Диллие X., Прокопенко Н.Ф. и другие.
Цель статьи является разработка методических основ внедрения системы общего управления качеством, обеспечивающей повышение конкурентоспособности продукции предприятий.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
конкурентоспособность предприятияи способы определения ее уровня;
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с поисками наиболее выгодных условий для производства и сбыта
продукции с целью получения максимальной прибыли при минимальных затратах труда и средств производства. В научной
литературе подобное столкновение интересов получило название конкуренции, а способность и возможность противостоять
ей — конкурентоспособность. Но, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, кардинально новых
идей в ее разработку было привнесено очень мало, существующие точки зрения на этот вопрос являются не более чем
современной трактовкой теории сравнительных преимуществ, теории факторов производства, теории равновесия и теории
жизненного цикла. Заметим, что в перечисленных теориях прямого упоминания термина конкурентоспособность
не было:
речь шла об эффективно развивающихся
экономических объектах. Конкурентоспособность — концентрированное выражение
всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
[2]
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара (услуги),
определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность товара или услуги — решающий фактор коммерческого успеха
субъекта на развитом конкурентном рынке.
Качество продукции (теоретическое и реальное) закладывается на стадии проектирования и производства и обнаруживается
в процессе ее использования, т.е. в сфере потребления. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь
в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения (потребительское качество). Поэтому при отождествлении понятий
конкурентоспособность
и качество
, следует уточнять, что речь идет именно о потребительском качестве — как
совокупности характеристик товара, обеспечивающих его способность удовлетворять определенным потребностям [3, 4, 5].
Первая задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий: анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения.
По достижении платежеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. Маркетинговые меры необходимо дополнять экономическими и организационно-технологическими мерами, такими как анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования и анализ эффективности производства, технологичности и т.п.
Третья задача — стратегичность управления. Менеджер предприятия после решения текущих задач должен сосредоточить свое внимание на более долгосрочных целях и задачах. Это даёт возможность представить данное предприятие в будущем. Четвертой задачей для предприятия является структурирование и адаптивность системы управления. Под адаптивностью системы управления предприятием понимается соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления должна способствовать реализации стратегической концепции предприятия.
Пятой проблемой для предприятия становится обеспечение финансовой и управленческой прозрачности. Подразумевается наличие у предприятия финансовой структуры (выделение так называемых центров финансового учета и ответственности), финансовой и учетной политики, соответствующей международным принципам и стандартам учета. Это достигается своевременным и правильным использованием таких инструментов, как: финансовый анализ, бюджетирование (финансовое планирование, прогнозирование и принятие решений на основе составления планов), менеджмент привлечения заемных средств, менеджмент размещения свободных средств, управление портфелем инвестиций, антикризисное управление, лизинг, факторинг, страхование. Шестая характеристика состояния предприятия — управляемость бизнеса. Решение данных проблем на современном уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными и белорусскими консультантами, внедрение современных информационных технологий, адекватных проблем. При этом возникает необходимость согласования и организации интегрированного взаимодействия множества финансовых и управленческих методик и информационных систем, внедренных на предприятие, а также создания и ведения на предприятии библиотеки или хранилища оптимальных управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений.
Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной для менеджеров каждого предприятия. Предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности — седьмой характеристикой состояния предприятия. Это важная задача, решение которой позволит предприятию увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками [6].
Анализ проведенной работы показал, что конкурентоспособность предприятия это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Среди основных факторов определяющих конкурентоспособность фирмы (торгового предприятия) можно выделить следующие:
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений
хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е.
его выживания в суровых условиях действительности
и его последующего эффективного развития.
С целью еще большего увеличения объема производства и снижению издержек предприятию необходимо:
Системи менеджменту якості. Основні положення, словник.