Назад в библиотеку

Повышение конкурентоспособности предприятия за счет внедрения системы общего управления качеством.

Авторы: Козакова К., руководитель Момот А.И.
Источник: Козакова К., Момот А. Використання мiжнародних стандартiв в цiлях пiдвищення конкурентоспроможності пiдприємств / Матеріали міжвузівської студентської конференції. Донецьк: ДонНТУ, 2013. — C. 57–60.

Актуальность

Актуальность данной темы заключается в том, что все предприятия и организации в разной степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях и развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а также принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентноспособности.

Изучение литературных источников

Проблема повышения качества продукции на основе внедрения систем качества рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными и специалистами: Андреев В.В., Архипов П.К., Бадалов Л.М., Бойко В.В., Брун М., Войтоловский В.Н., Георги Д., Гличев А.В., Киперман Г.Я., Дэниеле Д.Д., Исикава К., Ильдеменов В.И., Диллие X., Прокопенко Н.Ф. и другие.

Цель

Цель статьи является разработка методических основ внедрения системы общего управления качеством, обеспечивающей повышение конкурентоспособности продукции предприятий.

Выделение нерешенных вопросов

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

Основное содержание

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с поисками наиболее выгодных условий для производства и сбыта продукции с целью получения максимальной прибыли при минимальных затратах труда и средств производства. В научной литературе подобное столкновение интересов получило название конкуренции, а способность и возможность противостоять ей — конкурентоспособность. Но, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, кардинально новых идей в ее разработку было привнесено очень мало, существующие точки зрения на этот вопрос являются не более чем современной трактовкой теории сравнительных преимуществ, теории факторов производства, теории равновесия и теории жизненного цикла. Заметим, что в перечисленных теориях прямого упоминания термина конкурентоспособность не было: речь шла об эффективно развивающихся экономических объектах. Конкурентоспособность — концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. [2] Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара (услуги), определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность товара или услуги — решающий фактор коммерческого успеха субъекта на развитом конкурентном рынке.

Качество продукции (теоретическое и реальное) закладывается на стадии проектирования и производства и обнаруживается в процессе ее использования, т.е. в сфере потребления. Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения (потребительское качество). Поэтому при отождествлении понятий конкурентоспособность и качество, следует уточнять, что речь идет именно о потребительском качестве — как совокупности характеристик товара, обеспечивающих его способность удовлетворять определенным потребностям [3, 4, 5].

Первая задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий: анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения.

По достижении платежеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. Маркетинговые меры необходимо дополнять экономическими и организационно-технологическими мерами, такими как анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования и анализ эффективности производства, технологичности и т.п.

Третья задача — стратегичность управления. Менеджер предприятия после решения текущих задач должен сосредоточить свое внимание на более долгосрочных целях и задачах. Это даёт возможность представить данное предприятие в будущем. Четвертой задачей для предприятия является структурирование и адаптивность системы управления. Под адаптивностью системы управления предприятием понимается соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления должна способствовать реализации стратегической концепции предприятия.

Пятой проблемой для предприятия становится обеспечение финансовой и управленческой прозрачности. Подразумевается наличие у предприятия финансовой структуры (выделение так называемых центров финансового учета и ответственности), финансовой и учетной политики, соответствующей международным принципам и стандартам учета. Это достигается своевременным и правильным использованием таких инструментов, как: финансовый анализ, бюджетирование (финансовое планирование, прогнозирование и принятие решений на основе составления планов), менеджмент привлечения заемных средств, менеджмент размещения свободных средств, управление портфелем инвестиций, антикризисное управление, лизинг, факторинг, страхование. Шестая характеристика состояния предприятия — управляемость бизнеса. Решение данных проблем на современном уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными и белорусскими консультантами, внедрение современных информационных технологий, адекватных проблем. При этом возникает необходимость согласования и организации интегрированного взаимодействия множества финансовых и управленческих методик и информационных систем, внедренных на предприятие, а также создания и ведения на предприятии библиотеки или хранилища оптимальных управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений.

Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной для менеджеров каждого предприятия. Предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности — седьмой характеристикой состояния предприятия. Это важная задача, решение которой позволит предприятию увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками [6].

Выводы

Анализ проведенной работы показал, что конкурентоспособность предприятия это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Среди основных факторов определяющих конкурентоспособность фирмы (торгового предприятия) можно выделить следующие:

  1. Местоположение;
  2. Ассортимент;
  3. Цена;
  4. Качество.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в суровых условиях действительности и его последующего эффективного развития.

Рекомендации

С целью еще большего увеличения объема производства и снижению издержек предприятию необходимо:

Список использованной литературы

  1. ДСТУ ИСО 9000:2001 Системи менеджменту якості. Основні положення, словник.
  2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность России: как ее повысить // Стандарты и качество/1 — 2004
  3. Момот А.И. Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов. Донецк: ДонНТУ, 2000. — 120с.
  4. Ильенкова С.Д. Управление качеством: Учебное пособие — М.: Высшая школа, 2003. — 237 с.
  5. Гуляев С.Л. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования. Менеджмент в России и за рубежом.2001. № 3. — 47 с.
  6. Березкина А.А. Моделирование конкурентной среды с использованием технологий Database Marketing/ Маркетинг. 2003. № 3. — 31 с.