Малые народности Украины
Летом 2011 года мне посчастливилось побывать в городе Евпатории, где я познакомилась с представителями такой народности как крымские караимы. С того времени меня очень заинтересовал вопрос о маленьких народностях, проживающих на территории Украины. И в своем индивидуальном разделе я бы хотела рассказать о тех из них, с представителями которых я смогла пообщаться в то или иное время.
Начнем именно с крымских караимов. Как я уже говорила, первое знакомство с культурой и бытом караимов произошло у меня в июле 2011 года. Когда я со своими родителями посетила караимские кенассы в Евпатории, которые находятся на улице Караимской. Храмовый комплекс крымских караимов занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории, а с 1837 года — духовным центром караимов России.
Караимы очень дружелюбный народ, в своих домах они рады видеть всех людей любых вероисповеданий и национальностей. В столовой, которая находится на территории кенассы все желающие могут попробовать очень вкусные караимские пирожки – кибины. Вообще в питании караимов в основном преобладает мучная и мясная (баранина) еда. Многие блюда перешли из татарской кухни. В благотворительной столовой в любое время сытно и вкусно накормят всех нуждающихся.
В настоящее время украинские караимы компактно проживают в крымских городах: Бахчисарай, Евпатория, Севастополь,Симферополь, Феодосия, Ялта. Евпатория и Симферополь — центры караимской жизни Крыма. В Евпатории находится Соборная кенасса, памятник архитектуры XIX века, закрытая при советской власти и заново открытая 13 сентября 2005, а также караимская библиотека «Карай-битиклиги».
Согласно данным, предоставленным членом Правления Крымского национально-культурного общества караимов Б. С. Бебешем, в Симферополе в 2003 году проживало 320 семей; в Евпатории — 260; в Феодосии — 100; в Бахчисарае — 57; в Мелитополе — 30; в Ялте — 21; в Севастополе — 60; в Харькове — 30; в Одессе — 100; в Николаеве — 40; в Днепропетровске — 20; в Галиче — 10.
В 2012 году я снова отдыхала в Крыму и побывала в селе Добри лаки, которое является центром поселения еще одной малочисленной и малоизвестной национальности – влахи.
Влахи (самоназвание влахуря) — цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. Вероисповедание влахов – православие. Традиционно они занимались кузнечеством и гаданием. Многие сохранили этот промысел и сейчас. Средний уровень жизни и образования, к сожалению, достаточно низкий.
Чем мне запомнились представители этой народности, так это своими яркими нарядами, как у мужчин так и у женщин, и интересной манерой женщин повязывать платок на голову. В этой этнической группе отсутствуют жёсткие правила ношения косынки, в отличии от других цыган, она может быть завязана любым способом. Чаще всего, отправляясь просить подаяние, влашки завязывают косынку спереди, при этом узел может находиться не под самым подбородком, а несколько ниже. Часто они обматывают платок вокруг шеи, прикрывая при этом часть подбородка. Существует и специфически-влахский способ ношения косынки. Правый её конец подгибается и кладётся под подбородок с левой стороны, аналогичным образом левый конец кладётся с правой стороны. В свободное же от «работы» время, в кругу своих, молодые женщины чаще завязывают косынку сзади. В отличие от всех цыган, у влахов допускается и ношение косынки незамужними девушками.
Самым известным представителем влахов, является главный герой фильма «Возвращение Будулая».
Также очень известной крымской этнической группой являются крымчаки. Крымчаки (крымч. кърымчахлар, ед. число — кърымчах; самоназвания до 1917 года — еудилер — «иудеи» исрэль балалары — «дети Израиля») — немногочисленная (на сегодняшний день несколько сотен человек) этническая группа, представители которой традиционно исповедовали талмудический иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку.
В течение 1990-х несколько десятков семей крымчаков переселилось в Израиль. Крымчаки исповедуют иудаизм и имеют право на репатриацию в Израиль, так как согласно израильскому «Закону о возвращении» являются частью еврейского народа. Последняя крымчакская синагога в Тель-Авиве закрылась в 1981 году.
Общая численность крымчаков — около 1,5 тыс. чел., включая 600—700 в Израиле, 406 чел. на Украине , из них 280 чел. в Крыму и Севастополе, 90 чел. в России, 173 чел. в Узбекистане.
Зимой того же года, я побывала у своих родственников в Полесье в городе Пинск, где познакомилась с одной из представительниц полесских пинчуков.
Пинчуки(белор. пінчукі; укр. пінчуки) — жители пинского Полесья, пинские полещуки.
Проживая в труднодоступных районах белорусского и украинского Полесья, сохранили свой говор и этнографические особенности.Наречие пинчуков представляет собою нечто промежуточное между украинским и белорусским языками, но также имеет свои особенности. Например: господство звука «у» (рудный — родной, свуй — свой, зулье — зелье и др.) и звука ю (принюс, дрюбный, юмирати и др.), а также опущение звуков (твэю — твоею, еробей — воробей, ладыко — владыка, озьми — возьми и др.). У пинчуков, занимающих промежуточное положение между украинцами и белорусами,сохранилось множество самобытных песен, имеется множество песен украинских и белорусских, подвергшихся некоторому изменению в языковом отношении. Сохранился богатый фольклор пинчуков, благодаря тому, что в конце XIX века он был собран этнографами и изданный в нескольких сборниках.
Вот один пример всем известной песни на языке пинчуков:
Ой мороз, мороз, не зморозь мэне
Ой не так мэне, як коне мого;
Ой помэрзли ручки, коне ведучи,
Ой коне ведучи, сброю несучи.
Хороша сброя государская,
Ой тяжола бо служба солдатская.
Ой, доленька моя, дай несчастная.
Жена мужа зненавидила,
Повела в вышнев сад дай повисыла
На высоком древы дай на яблоны;
Пришшови до дому, сила за столом,
Ой сила за столом дай пыше пэром:
Цепер же мни дай погуршало
Щой дзилонька дай побульшола.
Ой пойдуж я у сад по милого назад:
День добры, милы, чи жив, чи здоров,
Чи жив, чи здоров, чи нависивса,
Вышиевых яблочок дай накушивса,
Солдатских песен дай наслушився.
И последняя народность, с культурой которой мне посчастливилось познакомится в прошлом году, это гагаузы, которые на территории Украины проживают в основном в Одесской области.
Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских языков. Религия — преимущественно православие.
Мне очень запомнилась кухня гагаузов. В народной кухне оседлых гагаузов прослеживаются многие черты кочевого быта (в особой обработке молока, хранении мяса, творога, брынзы в шкуре и т. д.). Важное место в питании занимает хлеб. Популярны пироги, в том числе слоёные с брынзой (кывырма), круто наперченные соусы (манджя), холодцы (пача). На праздники люди собираются вместе и совершают традиционный гагаузский обряд курбан, приготовление пшеничной каши (булгур) с бараниной.
Вот и все малые этнические группы с которыми мне удалось лично повстречаться и познакомится с некоторыми их традициями и обычаями, надеюсь, что в будущем этот список значительно расширится, ведь на территории Украины проживают представители более ста пятидесяти этнических групп.
Список использованной литературы
- Материал из Википедии. Категории:Народности Украины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org