Назад в библиотеку

Оптимальная система управления гидротранспортным комплексом при технологических параметрах стабилизации

Автор: Алексеева Ю. А., Конох И. С., Коренкова Т. В.

Автор перевода: Семёнова Ю. А.
Источник: Геотехнічна механіка: Міжвід. зб. наук. праць – Ін-т геотехнічної механіки ім. М.С.Полякова НАН України. – Дніпропетровськ, 2006. – Вип. 62. – 242 с. http://www.kdu.edu.ua

Введение. Вероятностный характер водопотребления требует постоянных изменений в работе насосных станций (НС), что обеспечивается за счет автоматических систем управления АСУ НС, поддерживающих необходимые технологические регулирующие законы: стабилизация давления (мощности) в определённой точке сети трубопровода или выхода насосного агрегата, стабилизации гидравлической мощности и т.д. [1,2]. В большинстве случаев, существующие АСУ гидротранспортных комплексов (ГТК) обеспечивают решение технологических проблем и не принимают во внимание энергетические аспекты транспортировки воды.[3,4] предлагают комплексный подход к повышению эффективности ГТК, с учетом реальных диаграмм потребления воды и переменных эксплуатационных характеристик оборудования.

В общем, эта проблема может быть решена с оптимальными AСУ, которые разработаны в связи с требованиями любых качественных показателей, основанных на различных технико-экономических показателях управляемого процесса. Эти системы осуществляют необходимые изменения законов управляющего сигнала [5-7].

Цели. Разработка и исследование динамических режимов оптимальных автоматических систем управления гидротранспортного комплекса.

Материалы и выводы. Применительно к АСУ ГТК, оптимизация его работы основана на технологическом компоненте – минимальное несоответствие между требуемым и текущим значением давления ΔHdp(t) и энергии – минимальная общая потеря мощности ΔP(t) [4,8].

Тогда критерием оптимальности является:

где Kp – весовой коэффициент мощности; Hc.req(t)., Hc.cur(t). – обязательное и текущее давление в потребительской сети; HPS.nom(t). – номинальное давление на выходе НС; ΔP∑nom=ΔPIM+ΔPTM+ΔPLM – номинальная мощность общих потерь; ΔPIM, ΔPTM, ΔPLM – потери мощности в асинхронном двигателе, насосе, трубопроводе; ΔP∑cur, ΔP∑nom – НС текущая и номинальная потеря мощности.

Весовые коэффициенты в значениях формулы (1) принимаются на основе анализа приоритетных задач в ГТК. Поскольку основная цель НС является реализация необходимых законов технологического регулирования, коэффициент ΔP (t) имеет максимальную массу, равную единице. Проблема экономии энергии может быть решена путем поддержания минимальной общей потери мощности ΔP (t) которая является сопутствующей проблемой в разработке необходимых технологических условий регулирования в соответствии с требуемой точностью для поддержания параметров. Таким образом, весовой коэффициент мощности считается равным Kp (t).

Принципиально задача оптимизации (1) может быть решена с особой AСУ, которая использует принцип прямого измерения производной критерия оптимальности dI/du где u – управляющий параметр. В развитой АСУ ГТК контролируемым параметром является частота f(t) сети питающего электрического двигателя насоса, напряжение U(t) подаваемого на электродвигатель. Оно меняется в соответствии с выбранным законом частотного регулирования U/f2=const.

Был разработан алгоритм экстремального функционирования АСУ. Это позволяет контролировать режимы НС, находя значение переменной f(t) соответствующей минимальному критерию оптимальности. Это подтверждается результатами моделирования, приведенных на рис. 1, где: Q'PS=QPS/Qn – выходная мощность; ΔP'∑cur=ΔP∑cur/ΔP∑n – общие потери в ГТК; ΔP∑n= 309 kW; P'C=PC/PC.max – максимальное гидродинамическое сопротивление в трубопроводе потребителя; PC.max=3432,4 s2/m2. В связи с переменным потреблением воды в течение долгого времени в АСУ ГТК промежуток времени от 500 до 2300 соответствует требуемому давлению H'c.req=0,8 пока H'c.req=0,3 сохраняется в течение времени от от 2300 до 500

Переменная кривая потребления воды моделируется формирования сигнала на трубопроводе потребителя: где – математическая зависимость многофакторной линейной регрессии; HS – статический напор трубопровода; A2 ,B2 ,C2 – коэффициенты аппроксимации зависимости от конструктивных особенностей насоса и определяется номинальными характеристиками насосов; К – постоянный модельный коэффициент; a1 - a5 – коэффициенты регрессии; pDP – давление на определённую точку, в часах; Kh – дневной часовой коэффициент; KDW – недельный часовой коэффициент; Т – температура воздуха; P0 – атмосферное давление, миллиметров ртутного столба [9].

Анализ крайней эксплуатации АСУ ГТК, принимающих реальные графики потребления воды во внимание показали, что стабилизация давление в системе обеспечивается с точностью (0,2÷1,6%)Hc.req в то время как минимизация потерь электроэнергии во всех звеньях технологической системы осуществляется путем изменения единицы частоты вращения насоса.

Рисунок 1 - Кривые изменения относительных параметров HTC на крайнем AСУ в момент расхода воды в день Q(t)

Рисунок 1 – Кривые изменения относительных параметров HTC на крайнем AСУ в момент расхода воды в день Q(t)

Выводы. Разработанная крайняя система автоматического управления гидротранспортной комплекса позволяет свести к минимуму потребляемую мощность во всех звеньях технологической цепи при стабилизации давления в определённой точке трубопровода.

Режимы энергии из насосной станции контролируются путем нахождения частоты питающего напряжения, соответствующего минимальному критерию качества.

Предлагаемый подход может быть использован для прогнозирования потребления воды и электроэнергии, рассуждая схемы регулирования технологических параметров, оценки технического состояния оборудования, определение переходных режимов в гидротранспортном комплексе и т.д.

Список использованной литературы

1. Лезнов Б. С. Энергосбережение и регулируемый привод в насосных и воздуходувных установках. – М.: Энергоатомиздат, 2006. – 360 с.

2. Петросов В. А. Устойчивость водоснабжения. – Харьков: Фактор, 2007. – 357 с.

3. Алексеева Ю. А., Коренькова Т. В. Система повышения эффективности насосного комплекса с энергонаблюдателем в контуре управления // Проблеми автоматизованого електроприводу. Теорія й практика. Тематичний випуск науково-технічного журналу «ЕЛЕКТРОІНФОРМ». – Львів: ЕКОінформ, 2009. – С. 377-381.

4. Алексеева Ю.А., Коренькова Т. В. Требования к построению системы энергоуправления насосным комплексом // Електромеханічні і енергозберігаючі системи. Щоквартальний науково-виробничий журнал. Кременчук: КДУ. – 2010. – Вип. 2/2010 (10). – С. 17–22.

5. Зайцев Г. Ф. Теория автоматического управления и регулирования. – К.: Вища школа, 1975. – 421 с.

6. Власов К. П. Специальный курс по теории автоматического управления. – Харьков.: Политехнический институт им. В. И. Ленина, 1974. – 198 с.

7. ДСправочник по теории автоматического управления. Под редакцией А.А. Красовского. – М.: Наука, 1987. – 712 с.

8. Алексеева Ю. А., Коренькова Т. В., Конох И.С. Экстремальная система автоматического управления гидротранспортным комплексом при стабилизации технологического параметра // Електромеханічні і енергозберігаючі системи. Щоквартальний науково-виробничий журнал. Кременчук: КДУ, 2010. Вип. 2/2010 (10). – С. 34–38.

9. Алексеева Ю. А., Коренькова Т.В., Сидоренко В. Н. Модель водопотребления в системе энергоуправления насосным комплексом // Електромеханічні і енергозберігаючі системи. Щоквартальний науково-виробничий журнал. Кременчук: КДПУ, 2008. – Вип. 3-4/2008 (4). – С. 54–58.