Назад в библиотеку

Представления об эвтаназии в исламе

 

 

Автор: Бардинова А.И.
Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI міжнародної науково–практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПШІ "Наука і освіта", 2012 року. – С. 177–178.

Аннотация

Бардинова А.И. Представления об эвтаназии в исламе. Было определено, что ислам категорически отвергает эвтаназию, Выделено два вида эвтаназии: активная и пассивная. Пассивная эвтаназия — это отказ от мер, способствующих поддержанию жизни смертельно больного человека. Активная эвтаназия запрещена исламом однозначно. Согласно исламскому учению, тело, данное человеку Аллахом, не является его собственностью, которой он может распоряжаться по своему разумению, поэтому любые виды эвтаназии – запрещены.

С греческого языка «эвтаназия» переводится как «милосердное убийство». Речь идет о намеренном ускорении смерти или умерщвлении неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Если понимать эвтаназию именно так, то ответ мусульманских богословов–правоведов однозначен это запрещено. Когда больной человек сам просит прекратить его жизнь это приравнивается к самоубийству одному из самых больших грехов во всех религиях. Если такое решение принимает врач то это посягательство на убийство.

Мусульмане отвергают эвтаназию, ибо Бог никогда и никого не обрекает беспричинно на страдания и мучения, считают они. К тому же подобное «милосердное убийство» практически не предоставляет обреченному человеку права выбора в принятии решения и лишает его возможного осознания по воле Божьей истинных причин своих недугов. Для верующих даже сама мысль о том, что кого–то можно предать смерти вопреки привычным общественным установлениям, невообразимо ужасна.

Мусульмане убеждены в том, что свои личные трагедии следует переживать с любовью и стойкостью, не забывая при этом оказывать посильную помощь больным и немощным в облегчении их страданий.

Однако не всё так однозначно. Прежде всего, различают два вида эвтаназии активную и пассивную. В первом случае по отношению к безнадежному больному, находящемуся при смерти, применяют активные меры по ускорению смерти. Пассивная эвтаназия это отказ от мер, способствующих поддержанию жизни смертельно больного человека.

Активная эвтаназия запрещена исламом однозначно. Независимо от того, испытывает ли больной сильную боль или находится продолжительное время в коматозном состоянии никто не имеет права ускорить его смерть. Что же касается пассивной формы, то се мусульманские правоведы допускают. Однако каждый случай должен рассматриваться отдельно, и решение принимается квалифицированным врачом совместно с родственниками и близкими больного.

Сегодня медицина достигла таких высот, когда даже в очень сложных случаях есть возможность поддерживать жизнь пациента очень долго. При этом больной имеет право отказаться от медицинской помощи. Но важно понимать, что просьба о введении смертельной инъекции – это совсем другое.

Согласно исламскому учению, тело, данное человеку Всевышним, не является его собственностью, которой он может распоряжаться по своему разумению. Тело человека – это вверенное ему Аллахом творение, за которое он должен отвечать перед его Творцом. В Коране говорится: «Не убивайте самих себя! Воистину, Всевышний Всемилостив к вам. [Потерпите, не ослабевая и не опуская рук, Он поможет вам преодолеть трудности и воздаст из милости Своей неописуемыми результатами в мирском и вечном]» (4:29).

Таким образом, можно подвести итог, что исламские ученые запретили любые виды эвтаназии. Если же больному со смертельной болезнью дают спокойно умереть, естественным образом, в краткий срок в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях, то это не считается эвтаназией. И сколько бы больной ни просил их совершить это деяние, они не должны выполнять его просьбу или требование, поскольку убийство человека запрещено, терпение и выносливость очень высоко ценятся и почитаются в исламе.