Назад в библиотеку

ОБОСНОВАНИЕ ГЕЛИОЦЕНТРИЗМА В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ

Автор: Белоус Ю.А., Пасько З.О.
Источник:«Философское осмысление мировоззренческих основ и ценностей современного мира» / Тезисы региональной студенческой научно-философской конференции. — Донецк, ДонНТУ — 2014. Запланировано к участию в конференции 28.05.2014 г.

Обоснование гелиоцентризма потребовало создания классической механики и привело к открытию закона всемирного тяготения, что в свою очередь стало причиной абсолютизации механистической картины мира и восприятия ее как универсальной.

Николай Коперник свою гелиоцентрическую модель мира создал еще до изобретения телескопа, так что в его эпоху первым импульсом к развитию естествознания послужили не технические достижения. Расположив в центре мира Солнце вместо Земли и заставив Землю вращаться вокруг Солнца, а не наоборот, Коперник вновь привел в движение астрономическую науку.

Значение революции, произведенной Коперником, заключается в том, что после него уже всем стало ясно, что планеты движутся по эллиптическим орбитам. Охарактеризовать реформы Коперника можно следующим образом: коперниканская революция была революцией идей, трансформацией устаревших, но почитаемых представлений о человеке, его отношении к Вселенной и его места в ней.

По мнению Коперника, астрономы не смогли понять самого важного – форму Вселенной и неизменную симметрию ее частей.

Все явления (прямое, постоянное, видимое обратное движение планет) Коперник объяснял единообразным движением земного шара. Он предполагал, что Солнце неподвижно и находится в центре Вселенной и что Земля вращается вокруг Солнца. Таким образом, истинное понимание того, что происходит в небе, зависит от единообразных и регулярных движений земного шара.

Коперник понимал, что его теория не может не вызывать противодействия, как любые революционные идеи, способные не только перевернуть устойчивые представления, но и в корне изменить ход развития человеческой мысли. Ученый понимал, что могут возникнуть противоречия между интерпретацией определенных мест Библии и его гелиоцентрической теорией.

Приняв идею движения Земли, в результате многочисленных и длительных наблюдений Коперник установил, что «если движения других блуждающих звезд соотносятся с вращением Земли и рассчитываются в соответствии с вращением каждой звезды, то не только эти явления находят подтверждение, но и порядок и великолепие всех звезд и сфер, и все небо оказывается связанным таким образом, что невозможно ничего в нем переместить, не вызвав путаницы в других частях и в целом...».

Чувствуя уверенность в истинности своей теории, Коперник решает обнародовать свои мысли. В первой своей фундаментальной книге «Об обращениях» Коперник отстаивает следующие тезисы:

1) мир сферичен; 2) Земля также сферична; 3) Земля с водой образуют единую сферу; 4) движение небесных тел единообразное, круговое и постоянное, т. е. состоит из круговых движений; 5) Земля движется по круговой орбите вокруг центра, одновременно вращаясь вокруг своей оси; 6) пространство небес огромно в сравнении с размерами Земли.

Галилей стремился отграничить науку от религии, обеспечить свободное развитие научного мышления. Он выдвигал, прежде всего, значение опыта. Однако Галилей имел в виду не простое наблюдение природы, а планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

Величие Галилея заключается в преодолении эпистемологических барьеров, перекрывавших дорогу последующим исследованиям. Галилей превратил подзорную трубу из предмета, не имеющего никакого научного значения, в решающий элемент знания. Он видел в ней средство увеличения возможностей человеческих глаз.

В понимании природы Галилей рассматривал материю как реальную субстанцию вещей, обладающую совершенно определенной структурой. Для ее объяснения Галилей воскрешал античный атомизм.

Значение Галилея в истории философии и его влияние на развитие материалистического мировоззрения определяются, прежде всего, его естественнонаучными открытиями:

– доказательством бесконечности Вселенной, физической однородности земли и неба (тем самым Галилей развил идеи Коперника, Кузанского, Бруно);

– установлением законов механического движения тел, что приближало понимание объективности законов природы;

– освобождению от антропоморфизма и телеологии.

Философское значение открытий Галилея в области астрономии и механики состояло в том, что они способствовали решению важнейших проблем теории познания – проблем познаваемости мира и соотношения чувственных и рациональных моментов в процессе познания.

Одновременно с подтверждением теории Коперника рушилась концепция мира Аристотеля-Птолемея.

Наука объективна, потому что она интересуется не субъективными свойствами, меняющимися в зависимости от воспринимающего их человека, но теми характеристиками предметов, которые, будучи доступны исчислению и измерению, одинаковы для всех. Наука не стремится к «скрытой сущности природных субстанций».

Философия способна на обобщения, сложный анализ, нахождение взаимосвязей, создание картины целого. Это свойство философии позволяет изучать не только параметры, но и причинные связи громадной Вселенной. Человек постигает мир от большого к малому. Современное представление о модели Вселенной очень отличается от представлений философов и ученых прошлого. Но это и вселяет оптимизм, значит, еще много тайн Вселенной предстоит постичь человечеству.