Система поддержки принятия решений по управлению локомотивом
Автор: Кириллов П. Ю., Секирин А. И.
Источник: Інформаційні управляючі системи та комп’ютерний моніторинг (ІУС КМ — 2014) — 2014 / Матерiали V мiжнародної науково-технiчної конференцiї студентiв, аспiрантiв та молодих вчених. — Донецьк, ДонНТУ — 2014, Том 1, с. 50-54.
Аннотация
Кириллов П. Ю., Секирин А. И. Система поддержки принятия решений по управлению локомотивом. В данной статье рассматривается проблема повышения безопасности ведения поездного состава и минимизация затрат на топливно-энергетические ресурсы. Определены основные понятия и разработана математическая модель. Проведен анализ моделей для формализации и представления знаний.
Ключевые слова
Локомотив, система поддержки принятия решений, нечеткий логический вывод, нечеткое продукционное правило.
Общая постановка проблемы
Локомотив — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. Локомотивная бригада — группа рабочих на железнодорожном транспорте, на которую возлагается обязанность обслуживания локомотива, безопасное ведение поезда, выполнение графика движения, экономичное использование топливно-энергетических ресурсов.
Проблема автоматизации рабочего места локомотивной бригады является актуальной, поскольку ее решение позволит повысить безопасность ведения поездного состава, минимизировать затраты на топливно-энергетические ресурсы, минимизировать отклонение от графика движения.
Процесс управления локомотивом упрощенно состоит из трех этапов:
- Оценка ситуации
- Принятие решения
- Реализация решения (управляющая операция).
Целью разрабатываемой системы поддержки принятия решений является автоматизация первых двух этапов процесса управления локомотивом. Устройство поддержки принятия решений будет оценивать поездную ситуацию, и выдавать рекомендации относительно действий по управлению локомотивом. Окончательное решение будет принимать локомотивная бригада.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Анализ предметной области, существующих методов и моделей принятия решений и пакетов прикладных задач
- Получение, с помощью метода экспертных оценок, алгоритма действий машиниста в различных ситуациях
- Разработка нечеткой базы знаний
- Разработка алгоритма нечеткого логического вывода
- Проверка точности модели и определение её эффективности.
Объект исследования
Объектом исследования является рабочее место локомотивной бригады.
Кабина машиниста — специальное отдельное помещение на локомотиве, которое служит рабочим местом локомотивной бригады.
В кабине машиниста обычно располагается следующее оборудование:
- пульт управления машиниста, контроллер машиниста;
- пульт управления помощника машиниста;
- приборы управления тормозами: кран машиниста, кран вспомогательного тормоза, блокировочное устройство, кран двойной тяги;
- привод ручного тормоза;
- регулятор давления;
- приборы безопасности: автоматическая локомотивная сигнализация, электропневматический клапан автостопа, дополнительные устройства безопасности.
На панели пульта машиниста находятся кнопочные выключатели, сигнальные лампы и измерительные приборы:
- вольтметр напряжения в контактной сети, вольтметр напряжения на тяговых электродвигателях, амперметры тока тяговых электродвигателей, амперметр тока возбуждения тяговых электродвигателей;
- манометры: главного резервуара, уравнительного резервуара, тормозной магистрали, тормозных цилиндров.
На пульте помощника машиниста находятся кнопочные выключатели, вольтметр напряжения на аккумуляторной батарее и в цепях управления, манометр давления сжатого воздуха в цепях электрических аппаратов.
Кран машиниста — прибор, предназначенный для управления всеми тормозами поезда. Кран машиниста расположен на пути движения воздуха из главного резервуара в тормозную магистраль. Кран машиниста выполняет следующие функции: зарядку тормозной магистрали поезда и полный отпуск тормозов, ступенчатое и полное служебное торможение, экстренное торможение, ступенчатый и полный отпуск тормоза.
Клапан управления подачей песка – входит в состав системы, которая в свою очередь предназначена для подачи песка под движущие колёсные пары, тем самым повышая коэффициент сцепления колёс с рельсами, что в свою очередь позволяет увеличить касательную силу тяги и исключить боксование [1].
Автоматическая локомотивная сигнализация — система сигнализации на рельсовом транспорте, передающая сигнальные показания на пост управления подвижного состава. Различают локомотивную сигнализацию непрерывного действия, при которой информация о сигнале светофора поступает непрерывно, и точечную, когда информация на локомотив передаётся в момент прохода мимо сигнальной точки [2].
Электропневматический клапан автостопа - прибор, служащий для приведения в действие автоматических тормозов поезда при утрате машинистом бдительности.
Разработка математической модели
Рассматривается задача поддержки принятия решения для локомотивной бригады
где – полученный сигнал от некоторой i-той ситуации;
– множество дополнительных сигналов, измеряемых при i-той ситуации и необходимых для принятия решения;
f – функция, принимающая решение;
– множество выходных сигналов (решение предлагаемое системой).
Одной из типичных ситуаций является получения красного сигнала светофора (). Событиями и т.д. будут текущая скорость поезда, состояние тормозной магистрали поезда, расстояние до светофора, состояние реек, характеристика состава поезда и т.д. – решения о переводе управляющих рычагов в некоторое другое, более оптимальное, для данной ситуации положение.
Схематически система представлена на рисунке 1.
Методы и модели решения задачи
Для реализации процесса интеллектуального управления подвижным составом основную роль играет база знаний. Представление знаний - это формализация и структурирование знаний, с помощью которых отображаются основные характерные признаки [4]: внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность, семантическая метрика, активность.
Для формализации и представления знаний в памяти информационных систем существует ряд моделей, которые можно структурировать следующим образом:
- логические модели;
- продукционные модели;
- сетевые модели;
- фреймовые модели;
- математические модели;
- модели с нечеткими правилами логического вывода.
В основе логических моделей представления знаний лежит понятие формальной системы в виде четверки:
где T – множество базовых символов теории M (например, буквы алфавита);
P – множество синтаксических правил, посредством которых из базовых символов строятся формулы;
A – множество построенных формул, состоящих из аксиом;
F – правила вывода, определяющие множество отношений между правильно построенными формулами.
Продукционная модель – модель, позволяющая представить знания в виде предложений, называемых продукциями, типа Если (условие), то (действие)
. Под условием (антецедентом) понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под «действием» (консеквентом) – операции, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее в качестве условий и терминальными или целевыми, завершающими работу системы). Чаще всего вывод на такой базе знаний бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения – к данным).
Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого отображают некоторые понятия, а дуги – отношения между ними. Таким образом, семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений [6].
Фреймовая модель представляет собой систематизированную психологическую модель памяти человека и его сознания. Фрейм является структурой данных для представления стереотипной ситуации. С каждым фреймом ассоциирована информация разных видов. Одна ее часть указывает, каким образом следует использовать данный фрейм, другая - что предположительно может повлечь за собой его выполнение, третья - что следует предпринять, если эти ожидания не подтвердятся. Фрейм можно представлять себе в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними [4].
Подход с использованием нечеткого логического вывода предполагает использование знаний экспертов об объекте управления, представляемых в виде правил, выраженных на естественном языке. При описании объекта используются лингвистические переменные, определяющие состояние объекта.
Лингвистическая переменная определяется кортежем
где – наименование лингвистической переменной, отражающей некоторый объект или параметр изучаемой предметной области; Т – множество ее значений или термов, представляющих собой наименования нечетких переменных, областью определения каждой из которых является множество U; G – синтаксическая процедура, описывающая процесс образования из множества Т новых, осмысленных для данной задачи принятия решений значений лингвистической переменной; М – семантическая процедура, позволяющая приписать каждому новому значению, образуемому процедурой G, некоторую семантику путем формирования соответствующего нечеткого множества, т. е. отобразить новое значение в нечеткую переменную [5].
Дальнейшие процедуры формализации направлены на получение нечетких множеств, определяющих параметры объекта управления. Дальнейший расчет управления производится с помощью применения операций над нечеткими множествами (И
, ИЛИ
, НЕ
), а также операций взятия минимума, максимума. Последним этапом является обратное преобразование управления, полученного в виде нечеткого множества, в реальное значение выхода. Базовыми алгоритмами нечеткого логического вывода являются алгоритмы Мамдани и Сугено.
Выводы
В результате проведенных исследований были определены основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Кратко был описан объект исследования и разработана математическая модель. Проведен анализ моделей представления данных, выявлены их достоинства и недостатки. Для решения задачи был выбран алгоритм нечеткого логического вывода, т.к. модель нечеткой логики делает возможным реализацию в системе интеллектуальных функций, основанных на анализе неполной информации о предметной области, кроме того, благодаря непрерывности функции принадлежности появляются преимущества в скорости обработки данных.
Список использованной литературы
- Дробинский В.А. П.М. Егунов Как устроен и работает тепловоз – М.: Транспорт, 1980. – 370 с.
- Автоматическая локомотивная сигнализация частотного типа усиленной помехоустойчивости АЛС-ЕН/В. М. Лесяков, Д. В. Шалягин і ін. - М.: Транспорт, 1990. - 176с.
- Фреймовая модель представления знаний // Дьяконов В. П., Борисов А. В. Основы искусственного интеллекта. Смоленск, 2007.
- Олкконен Е. А. Модели представления знаний в языковых интеллектуальных обучающих системах // Прикладная математика и информатика : труды Петрозаводского государственного университета . 1997 . № 6 . С. 168-182.
- Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А.Н. Борисов, А.В. Алексеев, Г.В. Меркурьев и др. – М.: Радио и связь, 1989. – 394 с.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. Учебник. СПб.: Питер, 2001.