в библиотеку


Формализация словообразровательного синтеза на основе семантических свойств формантов

Автор: Вороной С.М., к.т.н., доц., Егошина А.А

Источник: ea.donntu.ru

Введение

Неотъемлемой частью современных интеллектуальных информационно-поисковых и обучающих систем с естественно - языковым интерфейсом является модуль словообразования. Описание словообразования является важной составной частью описания языковой системы в целом. Словообразование – одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами. Комплексные единицы словообразования как системно организованные группы становятся объектом внимания лингвистов приблизительно с середины 70-х годов ХХ века. Их изучение тесно связано с вопросами систематизации производной лексики и с проблемой словообразовательного гнезда и образующих его элементов[1].

Ярусное представление словообразовательного гнезда

Проведем анализ соотношения компонентов немотивированной части значения мотивированных слов и значения словообразовательного форманта. Под словообразовательным формантом понимается наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство, которым отличается какое - либо слово от других слов, находящихся с ним в отношениях мотивации [4].

Формально определим мотивационное отношение следующим образом. Пусть слова а и b представляют собой некоторые упорядоченные множества символов, т.е.

формулы

Установив, что слово А имеет некоторый формант, отсутствующий в слове В, находящемся в отношении мотивации со словом А, определяем, что слово А является мотивированным, а слово В - мотивирующим., т.е. установлено направление мотивации.

Формант может включать в себя одно или несколько словообразовательных средств. Таким образом, формально можно определить формант как множество словообразовательных средств:

3 формула

На основании приведенных определений можно установить, что отношения мотивации устанавливаются между членами одного и того же словообразовательного гнезда – совокупности слов с тождественным корнем. Также словообразовательное гнездо можно определить как совокупность словообразовательных рядов, имеющих одно и то же исходное слово.

Заключение

Предложенная формальная модель словообразовательного синтеза, учитывающая семантические свойства формантов, а также заданные грамматические и лексические значения производного слова, используется при разработке интеллектуальных обучающих систем, разрабатываемых в институте проблем искусственного интеллекта. Планируется дальнейшая детализация модели, учитывающая схемы словообразования определенных частей речи.

Литература

1. Фатхутдинова В.Г. О принципе сопоставимости комплексных единиц словообразования разноструктурных языков // Русская и сопоставительная филология: Системно-функциональный аспект / Казан. гос. ун-т; филол. фак-т. Казань, 2003. – С. 172-178.

2. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. М.: Наука, 1977. – 255 с.

3. Егошина А.А. Формальная модель словообразовательной семантики// Радиоэлектроника. Информатика. Управление. Запорожье: ЗНТУ, 2008. №1. С. 54-57

4. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М.: Наука, 1980. – 292 с.

5. Егошина А.А. Алгоритмические методы доступа к словарям морфологического процессора//Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия «Информатики, кибернетика и вычислительная техника» (ИКВТ-2007). Выпуск 8(120) – Донецк: ДонНТУ. – 2007. С. 107-117


вверх