Колесникова Т. А.
ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ В ЭСХАТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ПОСЛЕДНЕГО ЗАВЕТА
Вероучения
нетрадиционных религий, появляющихся в периоды кризиса и общественных
потрясений, напрямую связаны с глубокими изменениями общего мироощущения
современного человека. Их содержание и направленность всегда отображают
характер современной духовности, настроения и ожидания людей в переломные
периоды. В настоящее время очень актуальной становится экологическая
проблематика. Она занимает значительное место в вероучениях новых религиозных
движений, таких как анастасиевцы, бажовцы,
виссариониты (Церковь Последнего Завета). Особенно
отчетливо проблема экологии проявляется в учении виссарионитов,
здесь она напрямую связана с эсхатологическими ожиданиями.
В
1990 году Сергей Тороп, уроженец г. Краснодара
объявляет себя мессией, спасителем человечества с именем Виссарион, или «дающий
жизнь». В. г. Минусинске Челябинской обл. в 1991 году на основе местного кружка уфологов
возникает культовое объединение последователей Торопа – Община Единой Веры,
позднее (в 2000 году) названная Церковью Последнего Завета.
В вероучении Виссариона
присутствуют элементы язычества (одухотворение Природы, Матушки-Земли),
гностицизма (дуализм тела и души и их
согласованность в процессе духовного
развития), буддизма, индуизма
(реинкарнация), йоги (путь духовного совершенства), христианства. Это
вероучение интересно в первую очередь тем, что призывает решать актуальные
проблемы современности при помощи новых эсхатологических и мессианских идей. Эсхатология
Виссариона несет явную экологическую направленность, потому что объявляет
загрязнение окружающей среды и техногенные катастрофы признаками грядущего
апокалипсиса. Призыв Виссариона к жизни в гармонии с природой и созданию
экологически чистых поселений сейчас звучит особенно актуально, и поэтому
через 20 лет существования вероучения у
Церкви Последнего Завета по-прежнему есть свои последователи. Город Солнца
Виссариона – эконоосферное поселение на озере Тиберкуль процветает и не теряет своих поселенцев. Изучение
эсхатологии Виссариона в настоящее время
очень актуально, так как вероучение
Церкви Последнего Завета дает возможность посмотреть на современные
экологические проблемы под необычным углом; загрязнение окружающей среды и кризис духовности,
по Виссариону, это явления одного порядка
и поэтому путь духовного развития современного человека обязательно
должен быть направлен на решение экологических проблем. Духовность сегодня уже
не может мыслиться без экологической ответственности.
Вероучение тяготеет к экуменизму,
и поэтому Виссарион принципиально отказывается от символики, несущей какую-либо
конфессиональную нагрузку. Основной символ Церкви Последнего Завета – крест в круге из цветов.
Основы вероучения Виссариона изложены в Третьем Завете – опубликованном
в 1993 году “Слове Виссариона, являющего последний
Завет от пославшего (прославившего) его Отца Небесного”. Третий Завет написан
по образцу Библии – разбит на главы и стихи. Большое место в нем занимает
«Повествование от Вадима», в котором библейским слогом ближайший соратник и
апостол Виссариона, бывший шоумен Вадим Редькин излагает историю чудесного
рождения мессии-Виссариона, его жизненный путь. «Повествование от Вадима»
постоянно пополняется описаниями поездок, бесед и выступлений Виссариона. Само “Слово...” включает в
себя «Предвозвещения», «Книгу обращений», «Книгу основ», «Послесловие»,
«Заповеди», «Молитву» и «Встречи».
В Вероучении Виссариона зло не прописывается
четко, а представляется как результат материализации негативных
человеческих мыслей. Человек сам виновен в возникновении сатаны, так как
изначально ему был дан, по Виссариону, закон Свободы Выбора. А если есть выбор,
значит, есть возможность совершить ошибку. Появление сатаны – результат этой
ошибки. На современном этапе (Царство силы, по Виссариону) человечество почти
полностью находится во власти зла. Это проявляется в утрате гармонии с природой
(Землей-Матушкой), разобщенности верований, техническом прогрессе, загрязнении
окружающей среды, стремлении к материальному благополучию. Большое внимание
Виссарион уделяет бинарным оппозициям «тепло – холод», «душа – тело», «душа –
разум». Зло – холод человеческой души,
душа - выше тела, а разум подчинен телу.
Поэтому порождение человеческого разума – техника, промышленность, производство
материальных благ – не должны довлеть над человеком, так как это приведет к
экологической катастрофе, и в результате, к концу света, который Виссарион трактует
как переход в Царство души из погрязшего
во зле Царства силы. Для того,
чтобы человечество смогло осуществить этот переход, Отец Небесный посылает
мессию – Виссариона, провозвещающего Третий Завет.
Эсхатология Виссариона носит экологический
характер и имеет эволюционную схему
развития. Поскольку все учение Виссариона подчинено идее Пути – духовного
развития и совершенствования, то и Страшный Суд трактуется как переход из
состояния греха и несовершенства в другое, совершенное состояние, а рай и ад переосмысливаются как успех и
неудача на пути духовного развития. Это объясняется еще и тем, что Виссарион
признает реинкарнацию – он считает, что человеческая душа может возрождаться до
десяти раз.
Чтобы обрести спасение – совершить организованный
переход в Царство души, человечество должно пойти по пути духовного развития.
Человек должен избавиться от холода души, обратиться к добру, восстановить
утраченную гармонию с Землей–Матушкой и перестать эксплуатировать ее недра и
загрязнять окружающую среду. Виссарион в своем учении большое внимание уделяет
построению нового гармоничного общества. В 1995 году на берегу озера Тиберкуль в Красноярском крае возникает эконоосферное
поселение – Город Солнца, поселенцы которого отказываются от благ цивилизации. Виссариониты не пользуются двигателями внутреннего
сгорания, бытовой химией. Город Солнца – полностью автономное экопоселение, обеспечивающее своих жителей электроэнергией
при помощи солнечных батарей. Поначалу поселенцы полностью отказывались от образования
и медицинского обслуживания. В настоящее время в эти пункты были внесены
некоторые изменения. Человек должен исцелять себя сам за исключением
хирургических случаев, стоматологических проблем и хронических заболеваний, при
которых может потребоваться медикаментозное вмешательство. Отказ от обучения
своих детей в общеобразовательной школе виссариониты
объясняют тем, что в школьной программе много тем связанных с насилием и
войнами. Поселенцы разработали собственную программу обучения детей, сосредоточенную
только на пропаганде любви и добра. Аттестацию дети виссарионитов
проходят в обычной общеобразовательной школе.
Немаловажно для духовного совершенствования
также творчество. Виссариониты осваивают народные
промыслы – резьбу по дереву, плетение из бересты, роспись, керамику. Сам
Виссарион считает, что бездарных людей нет, все талантливы и эти таланты можно раскрыть в процессе духовного совершенствования. Поэтому
многие главы своего Третьего Завета Виссарион заканчивает словами «Будьте
творцами!».
Церковь Последнего Завета – типичное
движение «нью эйдж», с
преобладанием экологических мотивов в вероучении, тяготеет к синкретизму и
экуменизму. Первоначальные радикальные эсхатологические мотивы со временем
смягчились и в вероучении начали преобладать экологические акценты, призывы к
самосовершенствованию и экуменические лозунги. Эсхатология Виссариона в ее
современном варианте не провозглашает конкретные сроки конца света, но
призывает к решению экологических проблем как к основному средству для его
предотвращения. В учении Церкви Последнего Завета дается новое актуальное
понимание духовности – человек духовный как человек, заботящийся о чистоте
окружающей среды.