Колесникова Т. А.
КРИТИЧЕСКОЕ
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИСЕМИТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛОВИИ НА
ПРИМЕРЕ ВЕРОУЧЕНИЯ УКРАИНСКОЙ РЕФОРМИРОВАННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (УРПЦ)
Термин «еврейский вопрос» в самом общем
значении обычно относится к основам сосуществования евреев с неевреями. Впервые термин был употреблен в процессе дебатов
по Еврейскому биллю в Англии в 1753 году. Билль давал евреям гражданские права
в Англии. В христианском богословии еврейский вопрос - место иудаизма, не признавшего Иисуса
Мессией, по отношению к христианству. Христианская мысль на протяжении веков
ставила проблему – как относиться к евреям, чьи предки распяли Христа. В ранние
века христианства церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и
постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать
старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда
языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I
веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете. Начиная со второго века, антииудаизм получает распространение в христианской среде.
Об этом свидетельствует некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия
Медиоланского и Блаженного Августина. Первый крестовый поход в 1096 году
начался с уничтожения ряда еврейских общин Европы. Четвертый Латеранский собор в 1215 году потребовал от евреев
принудительного ношения на одежде специальных опознавательных знаков. Гетто –
обязательные резервации для поселения этнических меньшинств, возникают в Италии в ХVI веке, при папе Павле IV,
а затем получают распространение по всей Европе.
Холокост – страшная катастрофа европейского
еврейства, не только ударил по еврейско-христианским отношениям, но и причинил
травму самому христианству, затронув его основные теологические принципы. У
многих христиан геноцид евреев вызвал кризис доверия к основам собственной
веры. Спустя несколько десятилетий после окончания Второй Мировой войны
начинается критическое осмысление христианскими
богословами проблемы Холокоста. Одно их направлений этого осмысления –
признание христианскими церквями морально-политической ответственности за
Холокост. Другое направление – критический анализ христианской истории с целью
выявления в ней истоков и самого ядра антииудаизма,
приведшего к трагическим для всего человечества последствиям. Современные
католические и протестантские богословы приходят к выводу, что после Холокоста
самое ядро христианской догматики должно измениться. Опасный заряд
антисемитизма был заложен в христианском богословии в самом начале его
развития. Это положение о том, что христианская церковь должна стать новым
Израилем, новым народом божьим, а старый Израиль, как и весь еврейский народ
должен остаться в прошлом, относясь к Ветхому Завету. Но иудаизм и еврейский
народ продолжает существовать, и один факт его существования уже является для
многих богословов анахронизмом, недоразумением.
Это проблема христианства, подлежащая переосмыслению. Речь идет не о
признании христианской веры чем-то порочным, а о новой ориентации в мире,
который после Холокоста радикально изменился.
В основном работа по этой проблеме ведется
католическими и протестантскими теологами в Европе. В разные годы об этом
высказывались Пауль Тиллих, Фридрих-Вильгельм Марквардт, Роберт Эриксен,
Иоганн-Баптист Метц. Складывается целое направление –
«теология-после-Освенцима». В Украине в последние годы к этой проблеме
обращаются неоправославные религиозные течения, в
частности, Украинская Реформированная Православная Церковь(УРПЦ).
Ее глава и основатель, архиепископ Сергей Журавлев решает своим служением
перекинуть своеобразный мост от православия к иудаизму.
В
2003 году в Киеве состоялся Поместный Обновленческий Собор, на котором были
приняты 100 тезисов, из которых 6 посвящены проблеме антисемитизма. Участники
Обновленческого Собора принести покаяние в православном антииудаизме
и еврейских погромах на Украине в XVII веке, когда свыше
полумиллиона евреев было вырезано казаками гетьмана
Богдана Хмельницкого, решительно отреклись и прокляли всякую межнациональную
рознь. Также 67-й тезис Собора гласит: «Мы отрекаемся от ложной теории
«Всемирного еврейского заговора», основанной на т.н. «Протоколах сионских
мудрецов» и прочих антисемитских пасквилях времен царского самодержавия и
церковного самодурства конца XIX и начала XX века,
распространявшихся и распространяющихся порой и по сей день, от имени
Православной Церкви;» [1, с. 18].
Сам Сергей Журавлев, архиепископ УРПЦ
относится к проблеме христианства после Освенцима в характерном для православия
мистическом духе. Он не проводит последовательного рационального осмысления
проблемы, но видит ее как разрыв, имеющий сакральное основание, и этот разрыв
должен быть восстановлен также мистическим образом. Для Журавлева очень важно
восстановление исторической преемственности. По мысли Журавлева, для
христианства еврейский вопрос – настолько болезненная тема, что он в проповедях
сравнивает отношение «Церковь – Израиль» с разводом супружеской пары, от
которого страдают оба. И, по его мнению, христианство в результате
исторического разрыва с иудаизмом пострадало гораздо больше. Иисус Христос
должен устранить этот разрыв, ведь в результате своей смерти на кресте у него
есть сила устранить всяческое зло. Журавлев приводит как аргумент, стих Писания
(Инн, 25:2) – «Я есмь воскресение и жизнь, и верующий
в меня, даже если умрет, оживет». Таким образом, разрыв с иудаизмом – зло,
смерть для христианства, он приобретает
уже не историческое, а сакральное значение. Иисус мистическим образом
способен устранить этот разрыв и
восстановить историческую преемственность.
Своей кровью он совершил великое чудо примирения евреев и неевреев.
Журавлев открыто говорит о том, что в
православии очень сильны антисемитские настроения, это самая антисемитски настроенная конфессия, по его мнению. Хотя,
как ни странно, в православии больше всего еврейских корней, по мнению
Журавлева. Православные праздники можно соотнести с еврейскими,
православный день традиционно начинается с вечера. Православные византийские
песнопения уходят корнями в народные еврейские песни. Именно поэтому православие и должно
перекинуть мост от христианства к иудаизму.
Журавлев рассказывая
о себе, утверждает, что вырос в семье атеистов. Мать его была татарка, а отец –
еврей. Для него самого было очень важно обрести себя в вере, и каким–то образом
проблема «Церковь – Израиль» для него является личной. Он говорит, что это для
него вопрос наболевший. Восстановление связи между христианством и
иудаизмом - это преодоление глубинного
разрыва, не исторического, а сакрального. Поэтому оно должно вестись не
телесно, материальным способом, а мистически – Журавлев призывает к молитвенной
связи с евреями, почитанию еврейских праздников. Показательно также в этом
отношении еврейская символика, которую использует Журавлев во время своих
семинаров и служений. Также Сергей Журавлев проводит совместные служения с
общинами мессианских евреев. Он призывает помнить о том, что Иисус был еврей по
национальности, а свою жертву на кресте он принес не во имя вражды и разделения
народов, а во имя любви и примирения.
Основные
положения вероучения УРПЦ в отношении иудаизма
архиепископ Сергей Журавлев очертил на семинаре «Израиль и Церковь» в г.
Ильичевске, Украина, 19 декабря 2013 г.
ИСТОЧНИК
1. Тезисы
православного обновленческого собора [Электронный ресурс]/К.:2008// Режим
доступу до журн .: www.alivechurch.narod.ru