Колесникова Т. А.
ПОДХОД Н. СМАРТА В ИЗУЧЕНИИ
НЕОНАЦИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ
Весь спектр неонацистских общественных
движений и моложеных группировок сравнительно мало изучен, так как при описании неонацистских мировоззренческих
тенденций и процессов в современном обществе возникает проблема методологического характера. Казалось бы,
можно отнести неонацизм напрямую к политике, но политологи всегда относят
неонацистские группировки к маргинальным, да и сами
представители этих групп неохотно идут на сотрудничество с политическими
партиями. С другой стороны, изучение этих группировок относится к социологии,
но тогда акцент делается именно на социальные процессы, а характер и содержание
идеологий данных группировок остается мало изученным. В таком случае
идеологическая составляющая становится именно предметом изучения религиоведа.
Наиболее эффективен в изучении неонацистских
движений подход Н. Смарта. По мнению Смарта, духовные формации, попадающие под
определение религий, имеют семь измерений, или аспектов. Начальным импульсом
для религиозной жизни является религиозный опыт, а эти семь измерений Смарта –
формы, в которых он сохраняется. К этим измерениям относятся:
1. Доктринальное — включает в себя формулировки
основных идей.
2. Мифическое — обозначает нарративы,
выражающие религиозный опыт.
3. Этическое (также
включающее подвид, правовое)– это совокупность предписанных традицией норм
поведения и законов.
4. Ритуальное,
которое можно также назвать практическим, объединяет культовые действия,
молитвы, обряды и т.д.
5. Опытное или
эмоциональное — обозначает определенные состояния психики, особенно интенсивные
и насыщенные религиозным содержанием.
6. Социальное —
это внешнее воплощение религии в социальных системах и отношениях людей. Из
этих отношений на определенных этапах развития возникают религиозные группы, а
затем и организации.
7. Материальное.
Религия в процессе своего существования создает материальные формы выражения доктрин:
здания, произведения искусства и пр. (это измерение было введено в 1998 году).
Также в некоторых поздних работах выделено и восьмое измерение, включающее
политические и экономические интенции религиозных традиций.
Подход Смарта может быть применен не только к
изучению религий, но и идеологий. Особенно четко семь уровней Смарта
прослеживаются в тоталитарных идеологиях марксизма в Китае и нацизма в Третьем
Рейхе.
Также при изучении неонацистских группировок
следует учесть подход Пауля Тиллиха. Тиллих первым ввел в научный оборот термин «квазирелигия». Так, в одной из своих работ под названием
«Христианство и встреча мировых религий» Тиллих
писал: «…Главной характерной чертой современной встречи мировых религий
является их встреча с квазирелигиями нашего времени.
Даже взаимоотношения собственно религий во многом определяются встречей каждой
из них с секуляризмом и одной или несколькими квазирелигиями, которые основаны на секуляризме».
По мнению Тиллиха, в секулярных квазирелигиях
предельный интерес направлен на такие объекты как нация, наука, особая
форма или состояние общества или высший идеал человечества, которые в этом
случае рассматриваются как божественные. Тиллих
считает нацизм и коммунизм квазирелигиями, поскольку
они обладают действительно религиозным потенциалом и являются радикальными
трансформациями национализма и социализма. Таким образом, современные
неонацистские группировки также можно изучать как квазирелигиозные.
И в процессе изучения можно заметить – чем более радикальной становится
группировка, тем отчетливее она несет действительно религиозный потенциал и тем
четче в ее идеологии, символике и деятельности можно проследить все семь
уровней Смарта.
Также семь уровней Смарта можно представить
как этапы самоорганизации и радикализации отдельно
взятой неонацистской группировки. В таком случае, первыми этапами создания
группировки становятся измерения эмоциональное и этическое – люди переживают
вместе особенные состояния психики, вырабатывают свои нормы поведения. Далее в
деятельности группировки появляется материальный уровень, создается символика,
а в современной реальности, это могут быть группы последователей в соцсетях, наполняющие группу тематическим контентом из
коллажей, видеоклипов и музыки. Также к материальному уровню можно отнести
татуировки, которые сами по себе представляют очень богатый материал для
изучения. Постепенно вырабатывается доктринальный уровень и мифический,
появляются ритуалы – хождение строем с флагами и лозунгами, расписывание
символикой стен домов. В отношении доктринального уровня это характерно не для
всех движений. Некоторые уже на начальном этапе уже имеют детально
разработанную доктрину, скопированную, как правило, с идеологии Третьего Рейха.
Эта доктрина в процессе оформления группировки корректируется какими-либо
местными, современными тенденциями, привязывается к политической ситуации в
данном регионе. Так, например , международная
организация “Blood & Honor”
не признает самопровозглашенные отделения “Кровь и Честь” в славянских странах, мотивируя это тем, что
славяне – низшая раса. В свою очередь, неонацистские группировки России
указывают на факт победы СССР в войне, как подтверждающий избранность
славянской расы. Международная группировка “Confederate
Hammerskins” (C.H.S.) зародилась в Далласе, США, в 1987 году, и поэтому
изначально в ее доктрине было заложено следование именно американской истории –
члены C.H.S считают себя последователями Ку-Клукс-Клана, тайного общества, учрежденного
бывшими солдатами-южанами после
Гражданской войны (1861-65). Особое место в доктринах неонацистских группировок
занимает тема смерти, что еще раз подчеркивает их квазирелигиозность
и собственно, религиозный потенциал. Почитание умерших, проведение ритуалов в
память умерших особенно важно, как совместные переживания людей внутри
группировки. И наконец, последним уровнем Смарта и уровнем радикализации группировки можно назвать социальный - сюда можно отнести создание вооруженных
отрядов, ударных групп для уличных драк и переход к активным действиям.
Также можно заметить, что не всякая
неонацистская группировка проходит подобные этапы радикализации.
Часто неонацизм в различных формах может существовать как мировоззренческая
тенденция, направление молодежное культуры. Иногда подобные явления могут существовать
только в соцсетях, а потребители контента данной
тематики в реальной жизни являются вполне законопослушными гражданами и не
собираются в группы для совместного времяпровождения.