Колесникова Т. А.
ОСОБЕННОСТИ
ПРИМОРДИАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В РАБОТАХ РЕНЕ ГЕНОНА
Общим чувством современности стало ощущение
тревоги. Многоголосый хор аналитиков с самых разных позиций возвещает
безальтернативный упадок классических цивилизационных ценностей. Над
многоликим, а потому все более обезличивающимся миром зримо и глобально воцаряется
относительность. По Генону, одной из самых
примечательных черт нашего времени является фальсификация многих вещей, которая
хотя сама по себе еще и не ведет к разрушению современного мира, но вполне
может рассматриваться в качестве подготовительной фазы этого процесса. Генон говорит об общем обесценивании смыслов в мире
господствующего материалистического мировоззрения западного типа и анализирует
это на примере неправильного употребления понятия «Традиция».
Для Генона понятия
«традиция» и «цивилизация» не тождественны. В любом случае отождествление
традиции с цивилизацией в целом является совершенно обоснованным тогда, когда
речь идет о Востоке, поскольку любая цивилизация Востока, взятая в целом,
может, в сущности, рассматриваться как традиционная по своему характеру. Что же
касается цивилизации Запада, то она, наоборот, утратила свою связь с традицией,
можно сказать, полностью, если не считать религиозного элемента, который лишь в
самой незначительной степени эту связь еще сохраняет. Общественные институты,
рассматриваемые в качестве традиционных, должны быть
эффективно связаны самим принципом своего существования с определенными
доктринами, которые сами также являются традиционными, вне зависимости от того,
имеют ли они метафизический, религиозный или какой-либо иной характер.
По учению Рене Генона
Примордиальная Традиция является исконным, первозданным содержанием духовности.
Это целостный комплекс знаний, который имеет трансцендентное происхождение и
впоследствии распадается на отдельные духовные традиции. Сердцевина этого
комплекса – метафизическое учение о Первопринципе как
принципе единства универсума. Единство универсума предполагает иерархическую
подчиненность разных форм реальности как истин, которые подчинены принципам.
Земной мир является частью универсума, причем не количественной частью его
структуры, а уменьшенной проекцией архетипа-принципа, выраженного в человеческой
ограниченной истории. Под Традицией понимается архетипический миф, который как
Абсолют присутствует в определенных политических и исторических формах. Традиция выражает собой стабильность и само
бытие, а реальный мир – это только становление.
Идея Примордиальной традиции, по Генону, противостоит деградации современного мира.
Основание этой деградации Генон видит в европейской
метафизике, которая пошла по неверному пути и приходит к выводу, что в
европейской мысли отсутствует адекватные термины для определения понятия Бог
или Первопринцип. Отправной точкой в метафизике Примордиальной
Традиции является признание бесконечного Высшего Принципа, как единственной, в
полном смысле этого слова, реальности.. Генон
замечает, что западное понятие Бога не вполне совпадает с восточными
определениями и на основании этого говорит о
ошибочности европейской метафизики. Идеалистический монизм утверждает, что все есть дух, в то
время как материалистический монизм, наоборот, утверждает, что все есть
материя. По Генону, это не имеет большого значения, поскольку в каждом
из этих случаев утверждаемому принципу приписываются важнейшие свойства
отвергаемого принципа. Очевидно, что ведущаяся на этом основании дискуссия
между матери листами и идеалистами должна обернуться простой войной слов; два
противоположных друг другу монистических решения представляют собой на самом
деле только две стороны одного и того же решения, которое к тому же является
еще и неверным.
В
основе Примордиальной Традиции лежит именно адвайтическая
метафизика, которая, согласно Генону, адекватно не
может быть выражена при помощи рационального языка. Но она наиболее верно
отражает понятие Первопринципа. Доктрина
«не-двойственности», не принимая характерной для дуализма несводимости двух
терминов в не меньшей степени, чем монизм, отличается от последнего тем, что не
требует свести содержание одного из них к другому, оба термина одновременно в
единстве общего для них универсального принципа, которому они в равной степени
принадлежат, но уже не как противоположности в обычном смысле этого слова, а
как дополняющие друг друга полярности, чье взаимодействие
в сущности, никоим образом не влияет на устойчивое единство общего для них
принципа.
Единую Традицию Генон
соотносит с началом текущей Манвантары
– цикла, в котором существует человечество. Когда цикл развития человечества
приобретает нисходящий характер, Традиция подвергается затемнениям и искажениям
в результате адаптации к конкретным условиям эпохи, места, языка, расы и так
далее. На Западе Традиция в свое время была представлена пифагорейцами, орфиками, ранними христианами, герметистами,
тамплиерами, розенкрейцерами и масонами, но к настоящему моменту она
подверглась наибольшему искажению. В настоящее время Примордиальная Традиция
существует в образе нескольких духовных традиций – это даосизм, суфизм, каббала
и веданта.
Именно эти духовные
традиции, по Генону, наиболее адекватно выражают Первопринцип, что недоступно для европейской мысли. Духовные традиции, выражающие Первопринцип,
также имеют свои особенности отражения сотворения мира. Именно сравнивая
трактовку Шестоднева в них, можно заметить, что
некоторые места для христианских толкователей являются проблемными, а каббала и
ислам их объясняет. Василий Великий в беседах на Шестоднев
пишет: «Советую
тебе не доискиваться и того, на чем земля основана. Таким образом
пойдем в бесконечность, для находимых непрестанно оснований придумывая опять
новые. И чем далее станем простираться разумом, тем большую принуждены будем
вводить поддерживающую силу, которая бы могла противиться в совокупности всему
на ней лежащему. Посему положи пределы своей мысли». В свою очередь, книга Зогар, комментируя Шестоднев,
вводит в основание творения диалектику – мы видим изначально созданные
противоположности, стремящиеся к равновесию –тезис-антитезис-синтез.
Поэтому теодицея, как парадокс, существует только в христианстве, для каббалы и
ислама существование зла такой проблемой не является.
В работе «Кризис современного мира» Генон определяет, что европейская мысль зашла в тупик,
утратив связь с Примордиальной традицией. . Генон считает, что вера в бесконечный "прогресс",
считавшаяся вплоть до последнего времени неприкосновенной и непререкаемой
догмой, перестает быть абсолютной и всеобщей. Находится все больше людей,
осознающих, что западная цивилизация не может бесконечно развиваться в одном и
том же направлении, и что в какой-то момент она достигнет определенной точки, в
которой развитие прекратится. А причина этого кроется в первую очередь в том,
что европейская рациональность исчерпала
сама себя – она всегда остается по эту сторону рамок, образованных идеями
исторического разума. Это понятия истории, картины мира и субстанции
модернизации. Находясь в этих рамках, разум не может приблизиться к пониманию Первопринципа. Именно поэтому Генон
пишет о том, что европейский мир достиг критической стадии своего развития, но
он уверен в том, что частное и временное нарушение равновесия в конечном итоге
существует только ради достижения тотального равновесия и всеобщей гармонии.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белокобыльский
А. В. Основания и стратегии рациональности Модерна.
2. Генон
Р. Очерки о Традиции и метафизике
3. Генон
Р. Кризис современного мира
4. Василий
Великий. Беседы на Шестоднев
5. Блеск.
Извлечения из книги «Зогар» в переводе Анри
Волохонского.