Колесникова Т. А.
Студентка группы ФиР-09(з) кафедры философии факультета
компьютерных наук и технологий
Донецкого национального технического университета
Научный руководитель Фесенко А. Н., к. и. н., доцент кафедры философии Донецкого
национального технического университета
Эсхатология Великого
Белого Братства
Доктрину Великого Белого Братства можно
отнести к неохристианскому типу новых религиозных движений,
хотя в вероучении присутствуют элементы буддизма, йоги, гностические идеи, получившие дальнейшее
развитие в доктринах розенкрейцеров и теософии. Также заметно влияние каббалистики. Хотя
основные положения эсхатологии Великого Белого Братства заимствованы из
Апокалипсиса Иоанна Богослова, движение явно тяготеет
к синкретизму, дополняя типично библейские апокалиптические представления собственными специфическими
трактовками.
На ранних этапах становления вероучения
Белое Братство еще не имело своих священных книг. Их функцию выполняли, в
соответствии с духовными предпочтениями основателя движения, Ю. Кривоногова,
ведические тексты, «Агни-Йога» Е. Рерих, кришнаитская
«Бхагавад-Гита», отдельные положения Библии. Также в
основу концепции Ю. Кривоногова легли идеи О. М. Айванхова,
болгарина-эмигранта, который создал во Франции в 1947 году свое Великое Белое
Братство. Со временем религиозно-философские положения, использованные на
начальных этапах становления вероучения, были отброшены. В основных своих
чертах эсхатология Великого Белого
Братства сформировалась в 1993 году. Сакральными текстами вероучения стали
кроме Откровения Иоанна Богослова, «Наука о свете и его трансформации» и «Поэма
величальная» - пророчество и проповедь в
стихах.
На начальных этапах формирования вероучения
в эсхатологии Белого Братства преобладали элементы, характерные для восточных
религий и теософии. Так, причиной Апокалипсиса называлось накопление Землей
негативной энергии в эпоху Кали-Юга и провозглашалось скорое наступление эпохи микрозолотого века, продолжающегося десять тысяч лет. К 1993 году в вероучение привносятся и
начинают преобладать элементы христианской эсхатологии, придающие доктрине
стройный и законченный вид. После 1993 года основные положения вероучения не
изменялись, за исключением элементов, связанных непосредственно с личностью Ю.
Кривоногова как члена божественной дуады Юоанн Свами – Мария Дэви Христос. Очевидно, это связано с
разрывом отношений М. Цвигун и Ю. Кривоногова в 1994 году и отлучением его от
церкви. Его заменил В. Ковальчук – Иоанн Петр II. Аббревиатура
ЮСМАЛОС, второе название Белого Братства и программы по спасению и насыщению
избранных энергией фохат, ранее расшифровывалась как Юоанн – Мария – Логос (Христос), а после отлучения Ю. Кривоногова стала
рассматриваться как перечисление имен планет, имеющих эсхатологическое значение
для человечества: Юпитер, Сатурн, МАрс, Луна, Орион,
Сириус.
Центральным элементом эсхатологии Белого
Братства является личность Марии Дэви Христос как Матери Мира – мессии, живого бога, пришедшего спасти
человечество посредством нового – Третьего Завета и насыщения избранных
верующих энергией фохат, которую можно расценивать
как эквивалент христианской благодати Святого Духа. Сакральное пространство в вероучении ЮСМАЛОС
четко разделяется в манихейском духе на мир добра, божественных сущностей и мир
Антибога, Сатаны как его зеркальное отображение. Время и история человечества в трактовке
Белого Братства приобретают эсхатологическое значение. Прошлое представлено как
сложное развитие божественного начала, а настоящее как драматическая борьба
Тьмы и Света, причем весь реальный мир находится под властью тьмы. Хотя в
последних работах Марии Дэви Христос (теперь Виктории Преображенской)
появляется идея того, что силы зла порабощали мир постепенно, поэтапно от
начала времен, искажая представления человечества о реальном понимании божества
– женском начале, Матери Мира, заменяя его Богом-Отцом, как мужским началом. Центральное
место в эсхатологической картине ЮСМАЛО отведено Киеву, который мыслится как
ядро эпохи, Новый Иерусалим. Микрозолотой век (сатья-юга, Царство Божье на земле) начнется с Украины. 144
тысячи избранных – характерный элемент христианской эсхатологии – составят
седьмую расу, избранных, исполненных энергией фохат.
Избранные вознесутся вместе с Матерью Мира
из бренного мира Адамова в мир Царства Небесного, Новый Иерусалим. Многоуровневая
структура Царства Небесного имеет подчеркнуто иерархический характер, что
обусловлено влиянием теософии и Каббалы.
Вероучение Великого Белого Братства является
подчеркнуто эсхатологическим и мессианским. Эсхатология ЮСМАЛОС выстроена по
принципу христианской эсхатологии. Так, главными элементами эсхатологии ЮСМАЛОС
являются мессия, Матерь Мира, живой бог, воплотившийся, чтобы спасти
человечество от грядущего Апокалипсиса. Матерь Мира насыщает верующих в нее
энергией фохат (эквивалент христианской благодати) и
указывает путь к спасению – Третий Завет. 144 тысячи избранных, насыщенных
энергией фохат, преодолеют бедствия Апокалипсиса и
вознесутся в Новый Иерусалим. Наступит сатья-юга, микрозолотой век (можно сравнить с христианскими хилиастическими концепциями). Эсхатология ЮСМАЛОС представляет
собой стройную и сравнительно устойчивую систему, так как, с одной стороны,
опирается только сама на себя (авторитет живого бога, воплотившегося в конце
времен, ибо остальные религии, по учению ЮСМАЛОС утратили силу и более
недействительны) и с другой стороны, открытую для дальнейшего эсхатологического
творчества. Это можно пронаблюдать в статьях Марии Дэви Христос (Виктории
Преображенской) за 2012-й год. В поле эсхатологических осмыслений
Преображенской попадают мировые лидеры и современные украинские политики. Любое
событие в окружающей действительности через призму доктрины может быть
истолковано как признак грядущего конца света. Виктория Преображенская больше
не дает точных сроков Апокалипсиса, хотя и напоминает, что он неизбежен. Но
стараниями Матери Мира конец света может быть
отодвинут на какой-то неопределенный срок, достаточный для того, чтобы
человечество признало Третий Завет.
Секція 12. Релігієзнавство в структурі філософського і
гуманітарного знання.
Підсекція
12.4 Історія релігії.