Уве
Пушнер
История мировоззрения и
движения «фёлькиш»
История
движения «фелькиш» уходит корнями в начало
20-го века, и она не закончилась в 1945 году. Только немногие из национальных
организаций, такие как «Общество немецких верующих», или «Общество германской
веры» пережили национал-социализм и существуют вплоть до нашего времени.
Иначе происходит с мировоззрением «фёлькиш». Его идеологемы,
встречающиеся сегодня прежде всего в интернете, можно
проследить в самых различных общественных движениях, в частности, в
ультраправой среде. Мы находим их в различных областях эзотерики, например, в
форме специальной рунной гимнастики на манер Фридриха Бернхарда
Марби или Зигфрида Адольфа Куммера. Наследие
мысли «фёлькиш»
живет также в литературном жанре фентези – в романах
таких авторов как Штефан Грунди,
Харри Харрисон, Джон Хольм
и Диана Паксзон. Направления молодежной музыкальной
культуры – неофолк и Pagan Metal
сложились под влиянием германских
идеологических и этнорелигиозных моделей мышления, а
также соответствующих фундаментальных сочинений идеологов «фёлькиш»
начала 20-ого столетия (Людвиг Фаренкрог, Рудольф Джон Горслебен,
Бернхард Куммер, Гвидо фон Лист, Отто Зигфрид Рейтер
или Герман Вирт) . Большинство трудов
вышеперечисленных авторов в настоящее время переизданы.
Но, прежде всего, ультраправый экстремизм и
его окружение опираются на идеологию
национал-социализма, воспринявшую многие элементы мировоззрения «фёлькиш». Лозунги «Один вместо Иисуса» на футболках
противопоставляются европейской христианской культуре. Празднование
солнцестояния, трактующееся, как германский традиционный обряд, возрождает
германскую идеологию с ее парадигмам превосходства и избранности. Такие организации, как «Единство расы», которую возглавляет
известный ультраправый активист и блоггер Юрген Ригер, при помощи избранных компонентов идеологии «фёлькиш» начала 20-го века представляют уже в 21-м веке
сформулированную цель: освободить собственную идентичность от мусора
христианских столетий и вместе с тем выработать основания для нахождения в
каждом человеке отпечатка настоящей «нордической расы».
К истории движения «фёлькиш».
Движение «фёлькиш»
- не продукт послевоенного времени. Один из его идеологов в 1933 году
установил, что оно зародилось задолго – лет за 30 до Первой мировой войны.
Мировоззрение «фёлькиш» перед войной уже полностью
сформировалось. В 1911 году в систему
координат националистического движения был внесен лозунг: «Одна нация, один
Бог, одна империя!». Этот лозунг был настолько броским и запоминающимся, что
был использован националистами в качестве политической цели. Теперь,
однако, в этой фразе содержится иной
смысл, чем в видении будущего, которое националистическое движение надеется
достичь в своей политической деятельности. Эти три понятия основаны на одном
элементе – расизм. Расовую идеологию можно назвать основным ключом к пониманию мировоззрения
«фёлькиш».
Большинство националистических организаций поэтому требовало от своих членов «Исповеди
крови» - как первое объединение «Союз
немецкого народа», созданное в 1913 году. Сверх того, некоторые требовали дополнительно, как
основанный в 1911 году «Немецкий орден», доказательство дворянского
происхождения. Этим занимался «клановый наблюдатель» Бернхард
Кернер, который в течение многих десятилетий, вплоть до своей смерти в 1952
году вел Немецкую родовую книгу и публиковал Генеалогический справочник
гражданских семей.
Раса определяла судьбу человека, как
представителя определенного народа в
соответствии с националистическим учением. В случае с немцами это означало: «Мы
– обладаем священным немецким происхождением, этой кровью, от которой
проистекает спасение мира. Мы, немецкий народ, выходцы великой родины, и это
наша работа – встречать это возрождение. Но если мы отбросили благородство,
присущее нам, то должны теперь стремиться вернуть его, как наше самое великое,
первое и сейчас наше окончательное благо. От мирового древа, немецкой картины
необъяснимого всеобщего происхождения, сообщается, что придет день, когда оно
вздрогнет. Этот день наступил. Проснись, немецкий народ, твоя родина в
опасности! Скинь дремоту со своих глаз, твое дело ждет тебя! Оно должно быть
сделано! От Бога ты происходишь: направляй Его закон в мир! Закон крови! Закон
твоего сердца! Свободу и силу твоего Бога!».
То, что нужно было понимать под «расовой
экономикой», как «демографической политикой
и политикой роста населения», шокирующе кратко обобщает опубликованный в
1913 году «план расовой работы» «Немецкого союза»: «С одной стороны, нужно стремиться к запрещению иметь потомство неполноценным
(душевнобольным и нервнобольным, людям с венерическими заболеваниями, и т. д.),
и перед вступлением в брак люди должны проходить медицинское
освидетельствование. С другой стороны, нужно благоприятствовать размножению
благородных слоев населения, противодействовать угрожающему снижению
рождаемости, например, налоговыми
скидками для многодетных семей, налогами для свободных от воинской
повинности и холостяков, защитой грудных
детей и охраной материнства, и тому подобное». В дальнейшем выступали против
любого вида искусственной контрацепции и призывали
напротив к «созданию прочного фундамента для поддержки расово ценного
потомства», далее, выбор партнера должен диктоваться расовой эффективностью, и,
наконец, «многодетная мать снова получает подобающее ей почетное место в
общественном мнении».
Для маленьких групп «фёлькиш»
эти планы, как и концепт реформирования жизни казались
недалекими. Они не верили, что долгосрочную цель «расовой чистоты» и идеал
высоких, с правильным черепом и
удлиненным лицом, голубоглазых расово чистых людей будущего, возможно
реализовать вышеописанными мерами. Они делали ставку на планомерную «
германскую расовую чистоту и высокую породу». Хотя крайне националистические
проекты обновления расы либо терпели неудачу на стадии планирования, либо в
условиях общества, было бы ошибочно не воспринимать их всерьез, как утопии. Но
идеологические пророки «фёлькиш» и их последователи
относились со всей серьезностью к тому, что «обретший национальность народ
стремится к расовой чистоте», или, как насмешливо, недооценив
националистический фанатизм, писал историк, лауреат Нобелевской премии Теодор
Моммзен: «собственно, решили заменить германским Адамом все великолепие
человеческого духа».