Назад в библиотеку
Система поддержки принятия решений
Автoр: Tutorialspoint
Автoр перевoда: Кошель А.С.
Иcтoчник: Decision Support System (DSS)
Системы поддержки принятия решений – интерактивные программные системы, предназначенные для оказания
помощи руководителям в принятии решений путем доступа к большому объему информации, получаемой из различных соответствующих
информационных систем, участвующих в организационных бизнес-процессах, таких как, системы автоматизации делопроизводства,
системы обработки транзакций и т.д.
СППР использует сводные данные, исключения, закономерности и тенденции, используя аналитические модели.
Система поддержки принятия решений помогает в принятии решений, но не всегда даёт само решение.
Программируемые и непрограммируемые решения
Есть два типа решений – программируемые и непрограммируемые решения.
Программируемые решения в основном автоматизированные процессы, в целом режим работы, где:
- Эти решения были приняты несколько раз.
- Эти решения следуют некоторым руководящим принципам или правилам.
Непрограммируемые решения происходят в необычных и неадресуемых ситуациях:
- Это будет новое решение.
- Не будет никаких правил для следования.
- Эти решения принимаются на основе имеющейся информации.
- Эти решения основаны по собственному усмотрению, инстинкту, восприятию и суждению.
Системы поддержки принятия решений обычно связаны с непрограммируемыми решениями. Таким образом, не будет никакого точного отчета,
содержания или формата для этих систем. Отчеты создаются на лету.
Атрибуты СППР
Атрибутами СППР являются:
- Адаптивность и гибкость
- Высокий уровень интерактивности
- Простота в использовании
- Эффективность и результативность
- Полный контроль со стороны лиц, принимающих решения
- Простота разработки
- Расширяемость
- Поддержка моделирования и анализа
- Поддержка доступа к данным
Характеристики СППР
СППР имеет следующие основные характеристики:
- Поддержка лиц, принимающих решения в полуструктурированных и неструктурированных проблемах.
- Поддержка менеджеров на различных уровнях управления, начиная от топ-менеджеров до руководителей среднего звена.
- Поддержка отдельных лиц и групп. Менее структурированные проблемы часто требуют участия
нескольких лиц из различных ведомств и уровней организации.
- Поддержка взаимозависимых или последовательных решений.
- Поддержка интеллекта, проектирования, выбора и реализации.
- Поддержка различных процессов принятия решений и стилей.
- СППР адаптивны в течение долгого времени.
Преимущества СППР
СППР имеет ряд преимуществ:
- Улучшает эффективность и скорость принятия решений деятельности.
- Повышает контроль, конкурентоспособность и возможность футуристического принятия решений организации.
- Способствует межличностной коммуникации.
- Так как это в основном используется в непрограммируемых решениях, СППР раскрывает новые подходы и устанавливает
новые доказательства для необычного решения.
- Помогает автоматизировать управленческие процессы.
Компоненты СППР
Компоненты СППР отражают скорее функциональный, а не формальное разделение системы на отдельные
подсистемы с точки зрения ее проектирования, то есть на первый план выступает вопрос о том,
что будет делать данная СППР, в частности, используя понятие ее архитектуры, прежде всего создают
пользовательский интерфейс, систему управления данными и систему управления моделями.
Ниже приведены компоненты системы поддержки принятия решений:
- Пользовательский интерфейс на данном этапе анализа охватывает вопросы формирования входов и выходов
системы: он сам по себе управлять синтаксическими аспектами диалога контроль диалога должен поддерживать
контекст взаимодействия; преобразователь запросов должен руководить переходом от словаря к внутреннему словаря
моделирования в системе и предоставлять словарь для доступа к данным .
- Управление данными охватывает модуль механизма доступа (базу данных и СУБД, хранилища и витрины данных), словарь данных,
средства запросов и функции перемещения блоков данных между запоминающими устройствами разного уровня и выделения с целью
организации доступа к внешним источникам и для соединения с другими системами
- Управление моделями и операциями моделирования способствует логическому Выбор данных (с помощью процесса, который руководит моделью).
Классификация СППР
Ниже приведена классификация СППР по сходству некоторых признаков:
- СППР, ориентированные на данные (Data-driven DSS, Data-oriented DSS);
- СППР, ориентированные на модели (Model-driven DSS);
- СППР, ориентированные на знания (Knowledge-driven DSS);
- СППР, ориентированные на документы (Document-driven DSS);
- СППР, ориентированные на коммуникации и групповые СППР (Communications-Driven Group DSS);
- Интер-организованные и Интра-организованные СППР (Inter-Organizational або Intra-Organizational DSS);
- Специфически функциональные СППР или СППР общего назначения (Function-Specific або General Purpose DSS);
- СППР на базе Web (Web-Based DSS).
Виды СППР
Ниже приведены некоторые типичные СППР:
- Статус Ваше система: помогает в принятии оперативного уровня управления или принятия управленческих решений среднего уровня,
например ежедневный график рабочих мест для машин.
- Система анализа даных: нуждается в сравнительном анализе и использует формулу или алгоритм, для анализа, например о
движении денежных средств, анализ инвентаризации и т.д.
- Информационно-аналитическая система: в этой системе данные анализируется и генерируется информационный отчет.
Например, анализ продаж, дебиторская задолженность системы, анализ рынка и т.д.
- Система основанная на моделе: имитационные модели или модели оптимизации, используемые для принятия решений, используемые нечасто и
создают общие руководящие принципы для функционирования или управления.