А.А. Непомящий
Донецкий национальный технический университет, г. Донецк
кафедра систем искусственного интеллекта
ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ - ПОРТАЛОВ
Международная научно–техническая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных. Информатика и компьютерные технологии — 2013 — Донецк, ДонНТУ — 2013, с. 96–100.
Аннотация
Непомящий А.А. Перспективы и необходимость развития образовательных школьных интернет - порталов. Выполнен анализ школьной образовательной системы и сравнительный мониторинг посещаемости и успеваемости учеников без системы контроля. Выделены основные проблемы и потребности субъектов изучаемой области.
Ключевые слова: школьный журнал, статистика посещаемости, контроль успеваемости, школьный дневник, система контроля.
Постановка проблемы. Сегодня люди ведут интенсивный образ жизни, при котором забывают о важности некоторых вещей. Так вот, например, родители не успевают следить за успехами и условиями образования их ребенка в школе, ходить на родительские собрания, общаться с учителями.
Необходимость развития школьных интернет – порталов, это не просто ведение электронных дневников и журналов, но и единая информационная среда, которая будет позволять оперативно реагировать на все события, происходящие в школе, взаимодействовать родителям с учителями и администрацией, ученикам с учителями с целью повышения успеваемости и качества образования.
Школьные интернет – порталы заменят все трудоемкие процессы ведения школьной документации, они станут современным инструментом для мониторинга и контроля успеваемости и посещаемости в школе. Это еще одна ступень к усовершенствованию образовательных услуг, которая полностью отвечает всем стратегиям построения информационного общества и методам воспитания ученической молодежи. Для педагогов такие порталы станут возможностью вовремя информировать родителей о проблемах, которые возникают в процессе обучения школьника, а родителям вовремя на них отреагировать и помочь своему ребенку.
Для реализации этого проекта необходимо осуществить такие основные шаги:
- Изучение потребностей школ и разработка необходимых функций;
- Разработать интерактивный, интуитивно понятный интерфейс;
- Обеспечить доступность к порталу с любого мобильного устройства, имеющего подключение к сети интернет;
- Разработать набор инструментов для удобного обмена и редактирования данных;
- Обеспечить защиту персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Украины;
- Предусмотреть средства авторизации и аутентификации пользователей, обеспечить разграничение прав доступа.
Цель статьи. Провести анализ школьного образования со стороны педагога и выяснить насколько эффективной будет предложенная система школьных интернет – порталов.
Решение проблемы и результаты исследований. Школьные интернет – порталы – это система электронной школьной документации, которая позволяет очень занятым родителям ежедневно получать информацию об успеваемости и посещаемости ребенка в школе в режиме реального времени. Это лучшая альтернатива родительским собраниям и учительским телефонным звонкам. Так же целью является не только упрощение жизни участникам образовательных процессов в школе, но и улучшение качества самого образования, путем расширение географии пользования сети школьных интернет – порталов по Украине.
Главный принцип, который позволит сделать школьные интернет - порталы эффективными – это системность.
Важно учитывать все моменты: инновационный подход к обучению, учебная программа и тщательно отработанная технология, и система стандартов качества, а также статус самого учебного заведения.
На рисунке 1 изображена структура школьного интернет – портала:
Рисунок 1 - структура школьного интернет – портала.
Теперь о каждом подробнее:
«Школьный дневник» - разработанный интерфейс будет приближен к реальному бумажному дневнику. Школьный дневник будет включать в себя следующие разделы:
- домашнее задание на неделю. Формируется преподавателем в начале недели, тем самым экономит время на уроках и дает возможность ученику для самообучения некоторых тем;
- оценки и замечания. Автоматически заполняются из школьного журнала, чтобы обеспечить оперативную информацию о их ребенке родителям;
- расписание уроков. Утверждается и публикуется в начале каждого семестра/четверти. Об изменениях сообщается по электронной почте либо смс оповещению.
Разница электронного дневника и обычного в том, что родители могут в любой момент, с любого мобильного устройства, имеющего подключение к интернет сети, на работе, дома или в командировке посмотреть как идут дела у их ребенка. Такой дневник не забудешь дома и не потеряешь.
«Школьный журнал» - Это так же является электронным протеже обычного классного журнала. Оценки, проставленные в электронный журнал, автоматически попадают в дневник ученика. На основе оценок электронного журнала формируются табели, отчеты по успеваемости и т.д.
Школьный журнал содержит следующие функции:
- переход между общим видом журнала и статистики по каждому предмету отдельно;
- предоставление аналитических данных по уровню успеваемости каждого ученика;
- функция план урока, с помощью которой каждый учитель сможет загружать необходимые файлы, менять по ходу урока упражнения и т.д.
- список классов школы. Дает возможность выбрать необходимый класс, где учится ребенок.
- список учащихся каждого класса. Есть возможность видеть
- список учителей. Дает возможность перейти на личную страницу учителя.
«Вспомогательные модули» - это набор дополнительных функций, модулей и разделов школьного интерне – портала, с помощью которых ученики, родители и преподаватели смогут узнать больше информации о мероприятиях, изменениях и просто пообщаться между собой.
Выделим следующие модули:
- личный кабинет;
- новости школы;
- отчеты;
- органайзер;
- медиатека;
- библиотека.
Система отлично взаимодействует с 3 видами пользователей, у которых разграничены права доступа к материалам портала. Пример взаимодействия школьного интернет – портала и пользователей приведен ниже на рисунке 2:
Рисунок 2 – Схема взаимодействия системы школьного интернет – портала с пользователями
Учитель может получать статистику посещений и оценок, связываться с родителями через портал, пользоваться органайзером, участвовать в форуме.
Ученик имеют право смотреть новости и события школы, нормативную информацию, домашнее задания, расписание и школьный дневник.
Родитель контроль успеваемости и посещения ребенка, новости и изменения в школе, оповещения по электронной почте и смс, участие в форуме.
Школьный интернет - портал – это шаг к современному подходу к системе образования в школе. Он облегчает образовательные процессы в школе, обеспечивает комфортное общение, повышает эффективность работы педагога и учеников и гарантирует полную безопасность данных. Обеспечивает удобное подключение и не требует дополнительного траты времени и материальных ресурсов.
Школьные интернет - порталы станут современным инструментом для мониторинга и оперативного контроля успеваемости и посещаемости в школе, и позволят вести электронное расписание, учительский журнал, электронный дневник, создавать и поддерживать ленты школьных новостей, обеспечивает удаленное общение между учителями и родителями с использованием интернет и средств мобильной связи.
Компьютерные коммуникации, обеспечивающие процесс образования, являются неотъемлемой составляющей современного общества, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды, как отдельного учебного заведения, так и города, региона, страны. Многие эксперты рассматривают Интернет технологии как революционный прорыв в развитии мирового сообщества. В интернет среде система контроля за обучением имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной формой обучения.
Выводы. Проведен анализ школьной образовательной системы и выделены основные проблемы и цели создания школьных интернет - порталов. Данные порталы – это в первую очередь помощь всем участникам образовательного процесса. Это лучший способ ведения документации и контроля за обучением в век информационных технологий, когда социальные сети и интернет – блоги стали частью нашей реальности. Данный ресурс предоставит ученикам возможность овладеть некоторым учебным материалом самостоятельно, и направлен на воспитание и внедрение новейших технологий и методов в образование. Портал позволяет каждому ученику иметь полноценную многофункциональную личную страницу с интегрированными в нее школьным дневником и электронным классным журналом. Пользователи имеют право общаться на форуме, получать информацию по электронной почте или смс - сообщению о собраниях, изменениях в расписании уроков, пропусках занятий и статистические данные об ученике (посещаемости, успеваемости, активности в школе и т.д.).
Список литературы