Назад в библиотеку

Проблемы поиска внеземных цивилизаций как фактор мистико‑религиозной креативности

Автор: А.Т. Щедрин
Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали ХХХ Міжнародної науково-практичної конференції. – Донецьк: ІПШІ "Наука і освіта", 2011. – С. 158-161.

Аннотация

А.Т. Щедрин – Проблемы поиска внеземных цивилизаций как фактор мистико-религиозной креативности. Рассматривается проблема внеземного разума, что стимулировало социотехническое мифотворчество, которое вызвало к жизни девиантную науку, и создало специфическую сферу религиозно-мистической, мистическо-религиозной креативности, основанную на реинтерпретации традиционной мифологии и Священных Текстов этнических и мировых религий.


Становление человека как разумного существа сопровождается его напряженным диалогом с Иным, многоликим (и безликим) внеземным разумом (ВР) – одушевляемой, живой природой, которая становится полисубъектной, населяемой разумными внечеловеческими сущностями различной природы; непрерывное структурирование Универсума в культурогенезе, концептуализация представлений о многообразии локусов Универсума, вело не только к дальнейшему росту числа субъектов, но и выстраиванием из них определённой иерархии. Аксилогизация проблемы Иного ведёт к его поляризации; Иной становится амбивалентным Своим / Чужим. Населённый Универсум, где человек (человечество) является одним из субъектов, предполагает диалог (полилог) с Иными. Изменение представлений о темпоральных характеристиках Универсума выступало дополнительным фактором динамики полилога, его структурированию. Потребность в Контакте, присущая человеческой культуре на всех этапах её развития – это потребность в мировоззренческом «зеркале», которое позволило бы человеку определить свое место Универсуме.

Проблема бытия ВР и полилога с его разообразными формами, прошла ряд этапов развития, репрезентируемых различными культурными практиками. Мифологический Универсум – тотально населённый, локусы бытия его субъектов как совпадают, так и принципиально расходятся с «миром человека»; формируются специфические магические, шаманские практики как коммуникативные технологии общения с внечеловеческими сущнностями различной природы. Философия как культурная практика эпохи цивилизации в Древнем мире проявляет интерес к возможным субстратным отличиям человека и обитателей иных миров, связь с астрономической проблематикой (античная философия; программа «Обитаемая Луна»); к возможным локусам бытия, не совпадающим с наблюдаемой астрономической Вселенной и уровням развития разумных сообществ (древнеиндийская философия). В Средние века в контексте религии складывается дуальная теистическая модель разума, качественно превосходящего человеческий, и тотально определяющего бытие не только общества, но и природы; коммуникативные технологии общения с ним были представлены «предельными технологиями» – визионерским опытом, так и «Молотом ведьм». В эпоху Возрождения берёт начало процесс нарастающей дивергенции культурных практик, претендующих на роль каналов коммуникации с внечеловеческим разумом (наряду с религией – эзотерика, затем наука).

Первая научная революция ведёт к становлению концепции множественности обитаемых миров (МОМ) с астрономическим измерением, – в отличие от онтологических подходов Античности, сформулированных Демокритом (исключением здесь была философско-научная программа «Обитаемая Луна»). В классической науке планеты Солнечной системы рассматриваются как населённые разумными существами; «Обитаемая Луна» дополняется программой «Обитаемый Марс», в которой отразились глубокие изменения не только в естественнонаучной, но и исторической картинах мира (открытие европейцами «гидравлических цивилизаций» Древнего Востока). Новые возможности установления прямых контактов открыло создание теоретической космонавтики К.Э. Циолковским, которая «достроила» здание механической картины мира Н. Коперника – И. Ньютона. В контексте развития философии формируется космизм; в его контексте «мир человека» включает в себя новые локусы астрономической Вселенной; последняя является сферой креативной деятельности не только человечества, но и иных субъектов.

Дальнейшая дивергенция культурных практик Нового и новейшего времени способствовала в перспективе не только постановке проблемы контактов с ВЦ в её современном виде; в контексте программы «Обитаемый Марс» на установление контактов с его обитателями претендуют спиритизм; теософия, Живая Этика постулируют не только возможность установления контактов с Далёкими Мирами по мере роста нравственного уровня развия человечества, но и актуальное присутствие Иного разума на Земле; само развитие Разума рассматривается в контексте эволюционных представлений (последовательная смена рас в геологическом историческом прошлом Земли).

С середины XX в. ускоряется также дрейф проблем бытия ВР из сферы философской рефлексии, выполняющей функции «Космического Зеркала» человечества, в конкретно научную плоскость; этому способствует развитие инженерно-технической деятельности как специфической культурной практики, как сферы культуротворчества, которая на протяжении пяти последних столетий для человечества трансформировалась системообразующую. Особая роль в этом процессе принадлежала теоретической, а затем и практической космонавтике; радиотехнике.

Во второй половине XX в. складываются две программы, в центре которых находится проблема ВР. Первая из них – это программа СЕТІ (SЕТІ) – «Соmmunication with (Search for) Ехtгаtеггеstrial Intelligencce»; «связь (поиски) с внеземным разумом (внеземного разума)» – возникшая в конце 50-х гг. XX ст., была направлена на поиск искусственных внеземных сигналов средствами радиоастрономии, развитие которой приобретало социокультурные измерения. За пределами науки каналами таких контактов декларируется телепатия («контактёрство»); последнее представлено текстами с описаниями иных миров; позднее – энергоинформациоиные каналы (аномалистика; эниология); представлено феноменами «кругов на полях». Рядом с радиопоиском возникали сопутствующие направления поисков ВР (инопланетного зонда в Солнечной системе, следов «Посещения» Земли пришельцами из Космоса в геологическом или даже историческом прошлом, проявлений «астроинженерной деятельности» – креативной деятельности ВЦ в астрономических масштабах). Первое из этих направлений стимулировало социотехническое мифотворчество (ИСЗ «Чёрный Принц» внеземного происхождения; «Луны Бегби»); второе вызвало к жизни девиантную науку (палеовизитология; «Теория древней астронавтики») и создало специфическую сферу религиозно-мистической, мистическо-религиозной креативности, основанную на реинтерпретации традиционной мифологии и Священных Текстов этнических и мировых религий; третье направление стимулирует поиск разумной деятельности на мегауровне и отражается в массовой культуре (фотографии «красных квадратов», телескоп Хаббл).

Вторая, или уфологическая программа, претендующая на решение проблемы ВР, или UFO-программа (Unidentified Flying Objects – неопознанные летающие объекты, или НЛО) исходила из актуального присутствия на Земле, атмосфере, океане, околоземном Космосе внеземного, внечеловеческого разума; проявлениями его активности рассматривались феномены техногенной природы, далеко выходящие за пределы технико-технологических возможностей человечества. Неясность целей этой деятельности (приобретающей характер «внешнего тестирования» земной социокультурной системы) сопровождалась активными (и небезуспешными) попытками сокрытия её наблюдений, активной дезинформации земными субъектами (государством, частью научного сообщества) основной массы «непосвящённых». Частичным оправданием этих мер является то влияние, которое даже ограниченная информация «об НЛО» превратило UFO-программу в ядро мистико-религиозной креативности внедоктринальной природы.