Автор: Процько Е.Г., Приходько Т.А.
Источник: Інформаційні управляючі системи та комп’ютерний моніторинг (ІУС КМ 2014) : V міжнародна науково-технічна конференція студентів, аспірантів та молодих вчених, 22-23 квітня 2014р., м.Донецьк : зб. доп. / Донец. націонал. техн. ун-т; редкол. В.А. Світлична. - Донецьк: ДонНТУ, 2014. - в 2 тт. - т.2. - 413 с. 217-222.
Процько Е.Г., Приходько Т.А. Разработка системы асинхронного дистанционного обучения с подсистемой тестирования знаний. В данной статье выполнен сравнительный анализ наиболее популярных систем дистанционного обучения. Представлена концепция интеллектуальной обучающей системы, обладающей свойствами интерактивности, адаптивности и индивидуальности.
Ключевые слова: : дистанционное асинхронное обучение, Web-сайт, система тестирования знаний.
Компьютерные технологии на современном этапе развития образования являются платформой его совершенствования и обеспечивают новые возможности создания перспективных форм обучения. Ведущие специалисты в области компьютерных технологий обучения отмечают, что в современной системе образования при возникновении потребности в качественно новых учебно-методических средствах предпочтение будет отдаваться компьютерным обучающим системам. Можно полагать, что по мере развития информационных технологий и совершенствования образовательной сферы компьютерные обучающие системы будут составлять ядро учебно-методического обеспечения. Вышеперечисленные факторы обусловливает необходимость внедрять новые методы обучения студентов и в нашем ВУЗе.
В предыдущей статье авторов [1] был выполнен обзор существующих систем и сформулирована задача проектирования и реализации обучающего комплекса с применением синхронной (очной), асинхронной и дистанционно-асинхронной форм обучения, с последующей проверкой знаний, с домашними заданиями и оценками, а также с тестированием уровня усвоения пройденного материала с целью сделать обучение более мобильным легким и доступных для всех категорий студентов.
Приведем сокращенный сравнительный анализ существующих обучающих систем: см. табл. 1 и вытекающий из него список требований к обучающей системе.
Сравнение выполнялось по различным критериям: удобство в обучении, объем обучающих ресурсов, простота обучения, наличие вспомогательных средств для обучения, функциональность, результативность, возможность бесплатного обучения, полезность.
Таблица 1 – Сравнительный анализ существующих обучающих систем
Образовательные системы | Положительные качества систем |
Udacity | +много курсов; + видео лекции со встроенными тестами и последующими домашними работами; |
Coursera | +домашние задания; +интерактивные упражнения; |
edX | +видео уроки; +встроенное тестирование с обратной связью; |
Moodle | +CMS; |
Duolingo | +возможность обучения иностранному языку с нуля; +сначала можно сдать тест, чтобы определить уровень знаний человека; +программа организована иерархически, в виде дерева достижений; +за каждый пройденный урок идет начисление баллов, и переход на новый уровень, при достижении определенного количества. |
Список требований к обучающей системе:
В разрабатываемой системе планируется реализовать перечисленный список требований и включить наиболее востребованные функции из существующих обучающих программ, курсов, проектов интернета.
Учебный материал разрабатываемой обучающей системы будет представлена в нескольких формах:
Предполагается, что это наиболее удачное сочетание форм, потому как их суммарная эффективность очень велика, что позволит студенту в кратчайшие сроки качественно освоить материал.
Что касается первой формы, то по оценкам рядов специалистов ее эффективность составляет около 50% [3], что логично, потому что наглядность в изучении материала очень важна.
Представление информации в виде текстового материала не такое эффективное, но в сочетании с другими формами производит положительный эффект, так как самообразование – неотъемлемая часть развития студента, улучшения навыков.
Данные, полученные на основе собственного опыта – эффективность такой формы около 80%. Это и есть результаты сдачи проверочных тестов, экзаменов. Студент может самостоятельно оценить накопил ли он достаточно опыта в изучении конкретной темы, для того, чтобы пойти дальше, либо же нет.
На рис.1 представлена архитектура разрабатываемой системы.
Для четкого понимания строения системы необходимо разработать ее архитектуру. Архитектура служит полезным, общим руководством к пониманию обучающих систем, основанных на информационных технологиях, которые широко применяются и адаптируются со временем [4].
Архитектура содержит в себе:
После сдачи экзамена, преподавателю предоставляется документ с результатами студентов, которые будут учтены при окончательном оценивании.
На главной странице сайта студент выбирает понравившийся курс, но сначала ему необходимо пройти пробное тестирование, составленное по всем темам, которое поможет определить уровень его знаний и соответственно, по результатам, определиться с выбором курса и выбором уровня прохождения. Скриншот главной страницы изображен на рис. 2.
Вся наглядность и последовательность этапов обучения изображена с помощью блок-схемы на рис. 3.
Результаты тестирования планируется накапливать в базу данных по каждой группе и после прохождения тестов выводить рейтинг по результатам тестирования группы.
Результаты прохождения экзамена будут учтены преподавателем при окончательном оценивании студентов по курсу.
В пробных и проверочных тестах планируются разноплановые виды заданий:
В тестах планируется ввести «Систему жизней», которая подразумевает, что при каждом неверном ответе отнимается жизнь. При потере трех жизней тест проходится снова.
Выводы. В статье были рассмотрены популярные системы дистанционного обучения и выполнен сравнительный анализ их положительных качеств. В разрабатываемой системе планируется реализовать все положительные аспекты существующих обучающих программ, курсов, проектов интернета. В данный момент начата программная реализация обучающей системы. В дальнейшем планируется тестирование данной учебно-образовательной платформы для учебного курса WEB-технологии.
Разрабатываемую образовательную систему планируется сделать простой, доступной и легко расширяемой для создания полноценной online-системы дистанционного образования.
1. Процько Е.Г., Приходько Т.А. «Разработка алгоритма работы системы асинхронного дистанционного обучения с подсистемой тестирования знаний»// Інформатика та комп’ютерні технології / Збірка праць IX міжнародної науково-технічної конференції студентів, аспірантів та молодих науковців – 4-6 листопада 2013 р., Донецьк, ДонНТУ. – 2013. 482 с. 479-482.
2. Бизнес модели бесплатного обучения на Coursera, edX и Udacity. Режим доступа:http://habrahabr.ru/sandbox/50831/
3. Представление учебного материала. Режим доступа:http://www.znannya.org/?view=elearning-tools-6-2-1
4. Преимущества и область применения архитектуры ИОС. Режим доступа:http://dstudy.ru/?item=f8f8fe70-3cb8-407e-9f7e-c22a64c3e3e8