Автор: Насибуллов Р.Р.
Источник: Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспоримо. При этом информационные технологии повсеместно используются как для поддержки традиционной системы образования, так и для внедрения новой модели – дистанционного обучения. В течение последних двух десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ.
Система дистанционного обучения – это индивидуальное обучение в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде, позволяющее, помимо обычных образовательных задач, решать достаточно эффективно и другие задачи. Например, поиск информации в системах телекоммуникаций и связи; ее обработку; обобщение и анализ; и, пожалуй, самое главное – умение ориентироваться в незнакомой ситуации и совершенствование своих знаний. А также дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас это средство обучения, использующее аудио-, видеотехнику, Интернет и спутниковые каналы связи. Становление информационного общества влечёт за собой радикальные изменения в сфере производства и деловой активности людей, а также и во всей, социальной сфере. Будущим поколениям предстоит решать проблему адаптации к условиям жизни в обществе, где решающую роль будет играть не вещество и энергия, а информация и научные знания – факторы, которые станут определять как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития [1, С. 28].
Информационные и коммуникационные технологии, используемые в социальной сфере, рождаются благодаря развитию компьютерных технологий спутникового телевидении, почтовой связи и являются в свою очередь важным компонентом системы высшего профессионального образования.
Применение таких технологий значительно сокращает расстояние между потребителем образовательных услуг и высшим учебным заведением. Образовательные ресурсы становятся равнодоступными всем вне зависимости от географического расположения потребителя. Разрабатывается огромное число систем дистанционного и виртуального обучения. Одно из самых прогрессивных достижений – виртуальное погружение в предметную область. Кроме того, современный студент имеет возможность поддерживать со своим учебным заведением дистанционную связь. Все это предоставляет огромный выбор обучаемому.
Как следствие, нормой жизни в современном обществе становится наличие нескольких высших образований, которые теперь чаше всего получают даже не в смежной области. Фундаментальная подготовка, развитие интеллектуального потенциала – главные требования к человеку в современном обществе. Узкой предметной специализации уже недостаточно. Достичь этого можно только путем внедрения новых концептуальных принципов обучения.
У человека в такой среде формируется определенный уровень информационной культуры. Главная задача процесса обучения в высших учебных заведениях не предоставление информации, а обучение способам её получения и использования. Вузы предлагают свои услуги в виде передачи технологий получения и применения знаний.
В основу международного высшего образования сегодня положены абсолютно новые принципы. На главных позициях стоит так называемый принцип социального участия. Каждый потребитель в сфере обучения теперь имеет право предъявлять собственные требования к форме и содержанию образовательного процесса, влиять на выбор учебной информации и ресурсов. В высших учебных заведениях обра щают особое внимание на интересы обучаемых, имеющих потребности в определенном уровне знаний на конкретной предметной отрасли. Другими словами, образование постепенно становится частью экономической сферы, системой, которую разрабатывают главным образом с учетом интересов потребителя. Как известно, любой товар поступает на рынок только при определенных условиях, которые потом обеспечивают ему стабильное экономическое положение. Ориентацию современной образовательной системы на потребителя определяет, безусловно, развитие инновационных и коммуникационных технологий.
Классическая дидактика высшей школы с её сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения не всегда оперативно реагирует на обоснование образовательных процессов в вузе, а иногда и сдерживает внедрение новых приёмов и способов обучения. Общая дидактика остается теоретической, методика обучения – практической. Требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику. Функция прикладной дидактики берёт на себя технологии обучения.
Педагогические инновационные процессы стали изучаться гораздо позже – примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее двух десятилетий в нашей стране. Развитие педагогической инноватики в России связано с массовым общественно-педагогическим движением. В зрелый советский период возникла потребность в развитии школ и получении быстрого образования. Но из-за нехватки кадров в педагогической сфере эти процессы проходили достаточно медленно. Однако как раз в то время возрос массовый характер применения всего нового. Тогда стали появляться первые предпосылки инновационных технологий. В связи с этим понятия, «новшество», «новое», «инновация» стали употреблять не только по отношению к экономической сфере, но и к социальной, в частности, педагогической.
Таким образом, становится понятно, что инновационные технологии впервые появились в экономической сфере, а потом уже стали использоваться в педагогике. В то же время рыночные и произ-водственные отношения, как это ни странно, главным образом являлись катализатором развития инновационных технологий в образовании [3, С. 7].
Дистанционное обучение прочно связано с инновационными технологиями обучения с помощью компьютеров и цифровых технологий. Важным средством дистанционного обучения являются компьютерные обучающие программы компьютерные телекоммуникационные сети. Но кроме этого существует множество других технологий дистанционного обучения. Некоторые из них еще недостаточно хорошо проработаны, другие давно обеспечили себе стабильное положение в российской системе образования, например, кейс технологии и сетевые технологии.
Цифровые технологии в сфере дистанционного обучения, получившие развитие в последнее десятилетие, включают в себя программы гипермедиа, что позволяет обучаемому самому контролировать порядок освоения информационного массива, а также базы данных, доступные через Internet и другие сети, и даже интегрированные комплексы данных, что рано или поздно даст обучаемым возможность соединяться с видео курсами, аудиоматериалами, базами данных и других программным обеспечением прямо из дома или с места работы.
Компьютерные программы для учебного процесса – это любое программное средство, которое специально разработано или адаптировано для применения в обучении и, для которого разработаны методики применения в учебном процессе.
Придавая большое значение развитию и интенсивному использованию системы дистанционного образования в России, надо рассматривать его не как самоцель, а как средство формирования основ образования для XXI века. Оно призвано быть образованием для всех, должно быть многовариантным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим разнообразные потребности специально-профессиональных и профессиональных групп, равно как и индивидуальные культурные запросы.
Эти и другие факторы заставляют искать пути повышения конкурентоспособности отечественного дистанционного обучения. Наиболее эффективным здесь представляется объединение усилий различных образовательных учреждений в направлении создания и внедрения новых информационных технологий.
Несмотря на значительные успехи, в области дистанционного обучения есть серьезные проблемы, связанные с разработкой и утверждением образовательных стандартов, методическим сопровож дением учебного процесса, осуществлением процедур сертификации тьюторов, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих деятельность в сфере дистанционного обучения.
Отмечается острота проблемы, связанной со специализированной подготовкой субъектов дистанционного учебного процесса как ключевой. Низкий уровень преподавания информатики и отсутствие практики применения компьютеров для решения даже традиционных задач подготовки специалистов создают проблемы, препятствующие реализации принципа преемственности обучения в школе и вузе. Необходимо обеспечить всеобщее курсовое обучение фасилитаторов: координаторов, кураторов, преподавателей, тьюторов, педагогов-технологов – с целью овладения современными методами, технологиями обучения, ознакомления с особенностями дистанционных учебных программ. Помимо знания предметного материала и педагогам-технологам для подготовки специалистов необходимо иметь широкие знания в области педагогики и психологии, в том числе владеть психологией межлич ностного общения, методикой дистанционного обучения и компьютерной грамотностью. Обязательным является также введение «буферного», пропедевтического, периода, направленного на формирование у обучаемых необходимых умений сначала хотя бы на уровне пользователя. Тогда единое образовательное пространство из лозунга станет реальностью.
В настоящее время использование курса дистанционного обучения как одной из инновационных технологий в системе подготовки специалистов способствуют как внешние, так и внутренние предпосылки. Внешние определяются социальным заказом, внутренние – потребностями самой системы подготовки специалистов. Мы полагаем, что внешние предпосылки являются одним из факторов формирования специального заказа, предъявляемого к системе дистанционного обучения. Внутренние предпосылки оказывают влияние на функционирование системы, перестройку её работы на основе использования технологий дистанционного обучения.
Таким образом, под дистанционным обучением следует понимать вид обучения, предполагающий преимущественно опосредованное взаимодействие педагога и обучающихся с активным использованием информационных и коммуникационных технологий, который направлен на развитие личности обучающегося и усвоение стандарта знаний, умений и навыков, согласованных сторонами процесса обучения.
1. Коймин, В.А. Информатика и дистанционное обучение/Пособие для преподавателей, учителей и
студентов педвузов//В.А. Коймин. - М.: Научная книга - 2009. - 98 с.
2. Кулемина, Е.Н. Дистанционное обучение и его социальные аспекты/Учебник для вузов // Е.Н.
Кулемина. - М.: Фонд Новое тысячелетие. - 2007. - 121 с.
3. Тихонов, А.Н. Технологии дистанционного обучения в России / А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников //
Высшее образование в России. - 2010. - №3 - С. 3-10.