Назад в библиотеку

Взаимосвязь между уровнем образования и уровнем безработицы

Автор: Бальди О. А.
Источник: Сборник материалов "Актуальные проблемы занятости населения Украины" / II Молодежная междисциплинарная научно-практическая конференция. – Донецк: ДонНТУ, 2014, Выпуск 2, с. 95-97.

Проблема безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество. В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни общества, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию, как в отдельной стране, так и в мире в целом. Экономически активное население не находит себе работу и становится «лишним» Образование и безработица тесно взаимосвязанные социальные явления и процессы, присущие современному обществу. Поэтому изучение данной проблемы стоит в числе наиважнейших задач в любой цивилизованной стране.

Для изучения данной проблемы необходимо рассмотреть более подробно взаимосвязь образования и безработицы. Целью образования является обеспечение людей такими профессиональными навыками и знаниями, которые позволят им быстро и легко адаптироваться к меняющимся требованиям трудовой жизни. Исходя из этого, образование для каждого из нас превратилось в реальную экономическую необходимость. Не имея высокого уровня образования, человек может не реализовать себя в трудовой деятельности, что повлияет не только на его образ жизни, но и повлечет за собой ряд экономических и социальных потерь всего общества.

Взаимовлияние уровней образования и безработицы можно рассмотреть в двух аспектах: связь между уровнем образования и вероятностью перехода в категорию безработных; связь между уровнем образования и продолжительностью незанятости и поиска работы. Относительно первого аспекта, можно утверждать, что с ростом уровня образования и профессиональной квалификации вероятность потерять работу и перейти в категорию безработных уменьшается, и наоборот. При поиске сотрудников работодатели в первую очередь обращают внимание на уровень образование претендентов. В современных условиях кризиса для сокращения фонда оплаты труда на предприятиях часто происходит сокращение сотрудников. В первую очередь предприятиям целесообразно сокращать менее образованных работников. Работникам с высшим уровнем образования обычно легче осваивать новую технику и качественно приспосабливаться к изменениям и инновациям на предприятии. Чем большим специфическим человеческим капиталом владеет работник, тем меньше его шансы быть уволенным. Что же касается второго аспекта, то тут не все так однозначно. Человек с более высоким уровнем образования оценивает довольно высоко свою рабочую силу. В условиях кризиса работодателю не всегда есть смысл нанимать высококвалифицированного работника. Но действует и ряд других факторов. Высококвалифицированные работники могут выполнять более широкий спектр задач, который соответствует их образованию и ниже. Все это свидетельствует о том, что образование тесно связано с таким явлением как безработица. У высококвалифицированных кадров больше шансов найти работу и в случае необходимости переквалифицироваться. Однако это только в теории. Нельзя однозначно быть уверенным, что образование поможет найти достойную работу и не оказаться в числе безработных [3].

В Украине в нынешнее время как раз таки наличие образования не является гарантией не оказаться в числе безработных. Официально зафиксированный уровень безработицы в Украине один из самых низких в мире. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, в первом полугодии 2013 года в Центры занятости обращались только 1,6% от экономически активного населения. И зачастую украинские чиновники дальше говорят, что уровень безработицы в Украине 1,6%. Международная организация труда (МОТ) приводит совсем другие показатели, которые кажутся гораздо ближе к реальности. Методика исследований проста – учитываются не только официально зарегистрированные безработные, но и те, кто находится в поисках работы самостоятельно, без помощи бирж труда. Так, по данным МОТ, средний уровень безработицы среди экономически активного населения в Украине достигает 7,5%[4].

Почему же тогда люди с высшим образованием не могут найти работу по специальности и попадают в число безработных. Около 17% от общего количества выпускников вузов, в том числе профтехучилищ страны, после окончания учебных заведений остаются без работы. Исследования показали наличие в системе высшего образования негативных процессов, которые и стали причиной дисбаланса между спросом рынка труда и качеством высшего образования. В системе высшего образования можно выделить следующие проблемы:

- качество образования не соответствует ожиданиям работодателей. Уровень подготовки выпускников украинских вузов и ожидаемый уровень квалификации молодых специалистов существенно различаются;

- количество выпускников не соответствует потребностям экономики. На рынке труда наблюдается дефицит специалистов определенных профессий и относительный избыток других;

- система образования не развивает важные для конкурентоспособности навыки. В Украине низкое качество преподавания менеджмента, который является ключевой составляющей продуктивности компаний в современном мире;

- выделенные на образование средства тратятся неэффективно. В Украине большая часть выделяемых из бюджета средств на образование тратится на оплату труда и коммунальные платежи, по оценкам экспертов, доля этих расходов составляет более 70%);

- учебным заведениям Украины не хватает финансовой и академической автономии. Система образования в стране является централизованной, чтобы изменить учебный план, утвердить расходы и произвести серьезные изменения либо нововведения, необходимо получить одобрение вышестоящего Министерства и пройти сложную бюрократическую процедуру, что в какой-то степени касается и частных вузов [1].

Таким образом, повышение качества образования оказывает позитивное влияние на решение проблемы занятости населения. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что реализация стратегии повышения качества высшего образования возможна только на основании социального партнерства высшего образования с работодателями. В этих условиях можно решить проблемы трудоустройства выпускников и обеспечить различные виды экономической деятельности квалифицированными кадрами, а главное — создать условия для инновационного развития.

Литература

1. Длугопольский А.В Образование как фактор формирования человеческого капитала и экономического роста (на примере Украины) // Теоритическая экономика-2013.-№3.- с.25-29.
2. Дисбаланс нарастает. Высшее образование в Украине все сильнее не удовлетворяет спрос компаний. Євроосвіта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.euroosvita.net
3. Влияние уровня образования на занятость. Энтелехея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: entelehia.ru
4. Уровень безработицы в Украине. Министерство финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: index.minfin.com.ua