Автор: The economist journal
Автор перевода: Бальди О. А.
Источник: www.economist.com
WINDY говорит, что разговор об инновациях отупляющим образом богат. Необычно, однако, гранды, принимающие участие в конференции в Париже на этой неделе, организованной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) получил некоторый резкий совет. Мозговой центр богатой страны представил вдумчивый новый отчет о том, как правительства могут добиться большего успеха в стимулировании и измерениях инноваций.
Гранды были также необычайно внимательными. Многие правительства сталкиваются не только с медленным экономическим ростом, но и с большими дефицитами и тяжелыми долгами. В то же время, такие проблемы, как глобальное потепление и рост цен на природные ресурсы требуют их внимания. Инновации, как утверждает ОЭСР, предлагают выход. Они уже являются главным двигателем производительности в богатом мире и тем самым представляют заманчивую перспективу устойчивого экономического роста без больших затрат. Это также может позволить доступным способом исправить наиболее острые глобальные проблемы, утверждает Джон Као, основатель Института Крупномасштабных Инноваций, который пропагандирует внедрение призовых и конкурсных систем для поощрения открытий в сфере социальных трудностей.
Но какой же лучший способ ускорения развития инноваций для правительства? Разумно и предсказуемо, ОЭСР призывает инвестировать в образование, научные исследования и "инфраструктуры по поддержанию знаний" (например, широкополосные интернет-сети и интеллектуальные электросети). Экономить на этом, когда денег мало, пишет агентство, означает вызвать рост, от которого пострадаешь в долгосрочной перспективе.
Агентство также предлагает еще несколько новых рекомендаций. Советует правительствам не только поощрять предложения инноваций (например, финансируя исследования), но и попытаться стимулировать спрос. Экономики, в конце концов, развиваются не от изобретений новых продуктов или услуг, а от их распространения. В странах, в которых умеют превращать новые идеи в прибыль, таких как Америка и Норвегия, даже недавно созданные фирмы создают ценную интеллектуальную собственность (см. таблицу).
Если правительства хотят видеть расцвет чистых технологий, они должны использовать налоги для предотвращения внешних экологических последствий (например, углерода), а не возиться с технологиями для домашних животных. Правила государственной закупки в пользу экологически чистых продуктов могут стимулировать этот рынок, говорит Эндрю Уайкофф из ОЭСР, но он предупреждает, что такие правила не должны использоваться для прикрытия "ползучего протекционизма". Действительно, в докладе иностранным фирмам рекомендуется открыть внутренние исследовательские программы, чтобы воспользоваться талантливыми идеями из-за рубежа.
ОЭСР призывает правительства пересмотреть свою политику в свете глобализации и информационной экономики, отмечая, что "нематериальные активы", такие как сети знаний и открытые бизнес-модели в настоящее время составляют большую часть стоимости компаний в богатых странах, и что многие компании создают прибыльные инновации практически без внутрифирменных исследований. Например, большинство важных для iPod исследований было сделано другими фирмами, тогда как в Apple смогли извлечь огромную прибыль за счёт мастерства в области дизайна, интеграции систем и маркетинга.
Генри Чесбро из Университета Калифорнии в Беркли одобряет то, что ОЭСР сделала акцент на нематериальных активах и открытых инновациях, однако считает, что в докладе по-прежнему "слишком много о понятиях продуктов R&D". Он отмечает, что услуги составляют больше половины экономической активности в большинстве богатых стран, но не существует общих стандартов для измерения их изобретательности. Тем не менее многие новые процессы, такие как продажа ПО как услуга через Интернет, в свою очередь открыли путь для других нововведений.
Г-н Као тоже считает, что ОЭСР могли бы пойти дальше. Он хочет, чтобы они измерили стоимость, созданную социальными сетями и связанными с ними нововведений. Он хвалит их результаты как улучшение неточной и однобокой инновационной политики прошлого: "Это приближает нас к тому дню, когда инновации действительно станут дисциплиной."