Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка на основе методологии сценарного моделирования бизнес-процессов.
Авторы: Горынина Г. Г., Семенюта О. Г.
Источник: Горынина Г. Г., д. э. н., проф. Семенюта О. Г. Журнал Известия ВУЗов. Северо-кавказский регион
// Г. Г. Горынина, д. э. н., проф., О. Г. Семенюта, д. э. н., проф.
Банк России, учитывая рекомендации Всемирного банка и МВФ, в феврале 2004 представил новую редакцию стратегии развития банковской системы. Уже опубликованные документы ЦБ, среди которых Подходы к организации стресс-тестирования в кредитных организациях
[1], напрямую обязывают кредитные организации уделять постоянное внимание актуальности стресс-тестов.для более полного учета состояния и перспектив развития кредитной организации
. Роль системы стресс-тестирования состоит в том, чтобы оценить устойчивость банка к резким изменениям внешних экономических факторов.
Анализ практических методик, применяемых для планирования показателей развития финансовой организации и внедренных в наиболее крупных банках – лидерах рынка, показывает, что традиционные подходы в этой области заключаются в формировании прогнозного баланса, плана по доходам/расходам и плана капитальных вложений [2]. Процесс формирования бюджета основан на прогнозах ставок, курсов валют, динамики цен на фондовом рынке.
По опубликованным данным лишь единичные банки заявляют о наличии систем стресс-тестирования банковской деятельности. В качестве примера можно привести Систему Поддержки Принятия Решений (СППР) в Альфа-банке
[3], динамические модели ЛОКО-банка
[4] и КБ БФГ-кредит
[5], позволяющие получить несколько вариантов финансового плана банка на начальном этапе планирования непосредственно топ-менеджером. Основным достоинством этого метода является комплексное видение перспектив развития банка, оценка чувствительности баланса и финансовых результатов банка к резким колебаниям рыночной конъюнктуры. Однако, применительно к многофилиальной кредитной организации этот метод недостаточно учитывает такие важные факторы, как региональная специфика доходности, стоимости и рыночных перспектив изменения продаж отдельных банковских продуктов.
Абсолютное большинство банков, внедривших в том или ином виде систему планирования, идут по пути прогноза доходов, затрат и прибыли по Центрам Финансового Учета [2]. В данном подходе планирование осуществляется от достигнутого
непосредственно структурными подразделениями и отражает мнение конкретных менеджеров о перспективах развития своего
направления или подразделения. Этот метод в большей мере может учесть региональную и продуктовую диверсификацию продаж банковских услуг, но исключает комплексный и сбалансированный сценарный анализ перспектив его деятельности в целом.
Задача комплексного стратегического планирования и стресс-тестирования перспектив реализации стратегии может быть решена на основе динамической модели, которая обеспечивает учет, как общих желаемых целей развития банка, так и частных возможностей роста бизнеса его отделений и филиалов. Современный уровень стратегического финансового менеджмента предполагает применение методологии инжиниринга бизнес-процессов на базе Системы Сбалансированных показателей (ССП) [6]. Данный подход заключается в последовательном решении следующих задач:
- формулировке целей банка в 4-х основных аспектах его деятельности – образовательно-интелектуальном, процессном, продуктовом и финансовом;
- отражении этих целей на стратегической карте банка;
- определении методов расчета и граничных значений для контрольных параметров, измеряющих эффективность достижения отдельных целей - ключевых показателей эффективности. Они приведены в выделенных серых полях стратегической карты, и представляют собой в общем случае параметры динамической моде
В предлагаемой статье рассматривается динамическая модель, действующая в ростовском банке Центр-инвест
- Модель стратегического бизнес- плана для многофилиального банка. Этот программный комплекс использует методологию ССП для целей кратко и среднесрочного планирования (до 5 лет), и связан с системами мониторинга фактических значений ключевых показателей эффективности, что позволяет оперативно выявлять проблемы развития отдельных продуктовых направлений банка и оценивать общие перспективы выполнения бизнес- плана в целом.
В соответствии с комплексом требований, предъявляемых пользователем, модель обеспечивает возможность задания оптимальной в сложившихся экономических условиях структуры баланса банка, с учетом требований к ее диверсификации по видам активов, их срокам погашения, валютам, доходности/стоимости активов и пассивов. Определение балансовых и доходно-стоимостных параметров модели производится на основе корреляционных зависимостей. Эти зависимости описывают влияние основных внешнеэкономических факторов, к числу которых относятся процентная, монетарная и курсовая политика Центрального банка. Процедура проверки корректности исходных данных автоматизирована, а выявленные корреляционные зависимости проходят регулярную верификацию и актуализацию.
Основные объемные и доходно-стоимостные параметры модели описаны на стратегической карте банка. Для расчета оптимистичного (максимального) и пессимистичного (минимального) сценариев развития предусмотрены различные наборы параметров. Вероятный сценарий определен как взвешенный между оптимистичным и пессимистичным, и в частном случае может быть средним между ними. По итогам расчета каждого сценария производится контроль результатов на их соответствие допустимым уровням рисков и эффективности деятельности. При этом реализован алгоритм распределения балансовых и финансовых показателей между Центрами Финансового Учета и филиалами банка.
Модель реализована на основе формулы баланса банка, которая имеет вид:
А = П+К+Р, где
А – чистые активы,
П- привлеченные средства (ресурсная база банка),
К – капитал (собственные средства)
Р – резервы на потери по ссудам и вложениям в ценные бумаги.
В структуре активов (А) можно выделить несколько основных составных частей, среди которых отдельно рассматриваются высоколиквидные активы, обеспечивающие бесперебойную работу банка по всем его расчетам; доходные (рисковые) активы; фонд обязательных резервов (ФОР) и фонд страхования банковских вкладов, формируемые согласно нормативным требованиям Центрального Банка России; основные средства и нематериальные активы – иммобилизованные активы, являющие собственностью акционеров банка.
В стабильно работающем банке, проводящем взвешенную рисковую политику, в общем случае должны выполняться ряд балансовых соотношений, задающих граничные значения для объемов каждого вида активов (А), исходя из имеющихся или прогнозируемых объемов ресурсной базы (П).
Таким образом, структура баланса банка должна удовлетворять ряду критериев оптимальности [7]. Например, для соблюдения норм риска ликвидности банк должен располагать достаточным уровнем покрытия высоколиквидными активами волатильных обязательств с учетом валюты позиций. Допустимый диапазон значений для данного параметра – от 1 до 1,6. Также необходимо соблюдение принципа наиболее полного размещения привлеченных средств в доходные активы (оптимально 100% размещение), а капитал банка должен быть достаточен для адекватного покрытия рисков по активам. Одновременно банк не должен быть перекапитализирован
, что свидетельствует о недостаточном доверии кредиторов и неэффективном использовании капитала. Обычно, на 1 рубль капитала должно приходится не менее 3 и не более 7 рублей привлеченных средств. В структуре капитала капитал 1 уровня, состоящий из акционерного капитала и нераспределенной прибыли, должен составлять не менее 50%.
Для ограничения валютных рисков вводится норматив валютной позиции банка, в объеме, не превышающем 10% от стоимости капитала.
Структура привлеченных средств должна быть оптимизирована как по срочности - доля срочных ресурсов должна быть не менее 50% от общей суммы ресурсов, так и по видам. Например, превышение доли МБК в привлеченных средствах свыше 20% повышает риск ликвидности при дефиците межбанковских ресурсов на открытом рынке и является нежелательным при формировании плановой структуры пассивов. Доходные активы также должны быть диверсифицированы по видам и срочности для оптимизации процентного риска и риска ликвидности. В частности, не рекомендуется формировать кредитные активы в размере, большем, чем 80% от привлеченных средств, планировать рост портфеля длинных ссуд при отсутствии ресурсов адекватной срочности. При этом должен быть обеспечен достаточный уровень покрытия кредитных рисков и рисков фондового портфеля создаваемыми резервами на потери по ссудам и ценным бумагам. В практике российских банков диапазоном оптимальных значений этого показателя является 2-5% от объема рисковых активов.
Таким образом, построение прогноза имеет два основных этапа. Сначала на основе исторических данных о достигнутых объемах и структуре привлеченных средств банка с учетом потенциала регионального рынка ресурсов, планируемой доли банка на нем, потенциальных потребностях и возможностях валютных контрагентов банка, критериев оптимальности, рассмотренных выше, моделируется годовая динамика развития отдельных агрегированных позиций ресурсной базы. Эти позиции, а именно: П1-вклады, П2-средства на расчетных счетах, П3- депозиты юридических лиц, П4-собственные векселя, П5- межбанковские кредиты, задаются в разрезе сроков привлечения, валют и стоимости привлечения на конец каждого квартала. Предполагается использование 7 временных диапазонов, 2 видов валют и одного показателя средневзвешенной стоимости для каждой позиции. Таким образом, каждая позиция по ресурсной базе будет характеризоваться объемом, валютой, сроком, стоимостью
Продолжение данной работы: http://bankir.ru/tehnologii/s ...