Назад в библиотеку

Государственное регулирование интеллектуальной собственности в Украине

Автор: Чернышова О. В., Ганич О. А.
Источник: Чернышова О. В. Государственное регулирование интеллектуальной собственности в Украине / О. В. Чернышова, О. А. Ганич // Актуальні питання публічного та приватного права. – Одесса. – № 3.


В настоящее время научно-инновационная сфера Украины предоставляет из себя совокупность региональных инновационных структур, как правило, локализованных в наиболее крупных и развитых промышленно-городских центрах, слабо связанных между собой интеграционными каналами. Обеспечение реальной защиты прав интеллектуальной собственности (далее – ИС) и её активного вовлечения в хозяйственный оборот представляется одним из наиболее плодотворных направлений государственной инновационной политики, направленной на создание национальной интеллектуальной собственности. При этом необходимо сосредоточить усилия исследователей на проблемах системного анализа и совершенствования законодательства, обеспечения первостепенного места объекта ИС в повседневном функционировании и взаимодействии различных научных и инновационных структур, внедрения в инновационный комплекс государственных институтов регулирования отношений ИС, возрастания удельного веса объектов ИС в национальном богатстве страны. Без рациональной стратегии в области ИС невозможно полное и эффективное использование интеллектуального потенциала – важнейшего ресурса развития современной экономики Украины.

Страны, в экономике которых преобладают наукоемкие отрасли, значительно обгоняют Украину по многим экономическим показателям. Это связано с тем, что большинство развитых стран перешли к постиндустриальной модели общества и экономики, а Украина не обладает необходимым моральным и материальным фундаментом для такой модели экономики. Ни для кого не секрет, что сейчас экономика Украины основана в основном на экспорте сырья. При сохранении подобного курса экономический рост для нашей страны невозможен, и в дальнейшем это может привести к тому, что в мировом распределении труда Украина станет своеобразной «шахтой», которая поставляет миру лишь полезные ископаемые. Для предотвращения исполнения подобных прогнозов экономика должна кардинально изменить свое направление [1].

Инновации и научная деятельность в экономике Украины, практически не оказывают никакого влияния, а так как в мире существует информационное общество, подобная ситуация недопустима. Поэтому в Украине необходимо решить проблемы, которые связанны с инновационными разработками и с недостаточным привлечением интеллектуального потенциала в экономику. Эти проблемы вызваны тем, что очень долгое время право интеллектуальной собственности было в руках государства. Только человеческая деятельность и активный обмен научно-технических инноваций внутри страны и за ее пределами, способствуют развитию института интеллектуальной собственности.

Еще одной проблемой является то, что в Украине пока не до конца развито законодательство, защищающее интеллектуальную собственность. Только недавно появились законы, которые в полной мере охватывают все части интеллектуальной собственности. Одной из самых негативных особенностей рынка интеллектуальной продукции является пиратство. Создатель фильма, книги, музыкального произведения или какой-либо программы для ЭВМ, даже, несмотря на авторское право, практически не застрахован от нелицензионного копирования и незаконной продажи его произведения. Из-за этого страдают не только создатели продукции, но и государство, так как с пиратской продукции налоги не поступают в бюджет. Это проблема вызвана не только наличием «пиратов», но и отсутствием в общественном сознании понятия «плагиат», «незаконно использование» [3, с. 156].

Главной задачей государства в этом случае является не только преследование пиратства по закону, но и внушения гражданам идеи, что любое нарушение прав на интеллектуальную собственность незаконно, даже если оно совершено не с целью получения прибыли.

Сейчас, к сожалению, на мировом рынке наукоёмких товаров изобретатели находятся в невыгодном положении. Наше законодательство создано таким образом, что продажа лицензий на использование патента практически не возможна, но при этом полная продажа прав на обладание и использование изобретения оформляется очень легко. Таким образом, государство препятствует тому, чтобы патент и право продажи лицензий оставалось в стране. Это способствует утечке многих изобретений в другие страны [3, с. 258].

Очень часто введение нового изобретения в производство занимает весьма длительный период времени. Это недопустимо, так как мировая экономика постоянно ускоряется, поэтому новшества должны быть сразу же внедрены в производство, чтобы избежать морального износа еще до выпуска [2, с. 53].

К сожалению, современное состояние новаторской деятельности не соответствует ни потребностям, ни ресурсам нашего государства. Украина постепенно теряет интеллектуальный потенциал. Значительно более выгодные условия в других странах для инновационной деятельности побуждают к миграции высококвалифицированных специалистов за границу, теряется уникальный фонд. Современные формы организации науки в Украине в последние годы подтвердили свою полную неспособность обеспечить высокий уровень развития как фундаментальной, так и прикладной наук. Учитывая это, необходима реорганизация управления научно-исследовательскими и конструкторскими работами [2, с. 50].

Успешное осуществление научно-технической и инновационной политики в Украине, невозможно без активизации творческой индивидуальности и изобретательства, что непосредственно связано с развитием как высшего, так и профессионального образования. Финансирование и, соответственно, материально-техническая база многих (особенно технических) высших учебных заведений сегодня устарела, требует обновления, как и методы обучения. Разрушенная также система научно-исследовательских отраслевых институтов, финансирование которых из государственного бюджета значительно сократилось. Частные предприятия, с одной стороны, признают недостаток высококвалифицированного персонала как тормозной фактор проведения нововведений, а с другой, не выделяют средств, для подготовки кадров и повышения квалификации, значительно снизилась мотивация к изобретательской деятельности [4].

Особенностью инновационной деятельности является то, что она предусматривает создание нового продукта, а это требует его регистрации, сертификации, определения правовых отношений по интеллектуальной собственности и ее защищености в процессе продвижения на рынок. Этот вид услуг обеспечивают соответствующие, инфраструктуре учреждения: патентные ведомства, лаборатории, которые имеют право проводить экспертизы и регистрации проектов, продукции.

Таким образом, сейчас перед инновационной экономикой стоит несколько задач, выполнение которых сыграет серьезную роль в её развитии, а именно: привлечение новых специалистов и создание исследовательских центров при ВУЗах; участие крупных предприятий для создания инновационных фондов, сотрудничающих с институтами; привлечение инвестиций в экономику для обновления оборудования, внедрения новых технологий, улучшения информационных систем; сокращение срока создания новых изделий и их вывод на национальный рынок; усовершенствовать законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности; ввести налоговые льготы для предприятий производящих наукоемкую продукцию; сформировать в сознании граждан идеи о неприкосновенности интеллектуальной собственности.

Все эти меры по преобразованию экономики требуют проведения долгой и затратной системы реформ со стороны государства.

Список использованной литературы

1. Меняйленко А. С., Чужба В. А. Правовые аспекты взлома и проникновения ИС в развитых странах мира и Украине // Наука на протязі нового тисячоліття. – 2001. – № 54. – С. 13.
2. Дахно И. И. Право интеллектуальной собственности / И. И. Дахно – Учеб. пособие. Киев: Лыбидь, 2003. – 140 c.
3. Гражданское право: В 2 т. Т. ІІ.: Учебник / Отв. ред. проф. Суханов Е.  А. – 2 е изд., перераб. и доп.  – Х.: БЕК, 2000.  – 704  с.
4. Фейгельсон В. М. Интеллектуальная собственность и внешнеэкономическая деятельность / В. М. Фейгельсон – Л.: ВНИИПИ, – 1997. – 114 с.