Назад в библиотеку

Интеллектуальный капитал и его роль в интелектуализации хозяйственной деятельности

Автор: А. Муртазин.
Источник: Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского.
Ссылка: http://psibook.com/sociology.


Переход от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной изменяются конкурентные преимущества организаций, на первое место выходят знания и интеллектуальный капитал. Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира. Интеллектуализация, в экономической действительности в целом и в практике конкретного предприятия в частности, является необходимым условием перехода к новому постиндустриальному этапу развития экономической системы.

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все субъекты рыночных отношений.

При переходе от доиндустриальной и индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии развития изменяются конкурентные преимущества организаций. На смену природным ресурсам в индустриальном обществе в качестве доминирующих факторов производства выступают труд и капитал, а в современном обществе на первое место постепенно выходят знания и интеллектуальный капитал. В современной конкуренции решающую роль играет не столько население, как в доиндустриальном обществе, и не столько доступ к рынкам, как в индустриальном, сколько качество и интенсивность непрерывного обучения людей и организаций.

Термин «интеллектуальный капитал» появился в начале 1990-х гг. и обозначал «сумму всех знаний всех работников предприятия, которая предоставляет ему конкурентное преимущество на рынке». При этом под знанием понимались патенты, процессы управленческие навыки, технологии, информация о клиентах и поставщиках, а также опыт [2]. Позднее в связи с нарастанием процесса информатизации общества и экономики, с превращением индустриальной экономической системы в постиндустриальную, термин «интеллектуальный капитал» был уточнен следующим образом: «Это знание, которым владеют работники; это электронная сеть, позволяющая корпорации реагировать на изменение рыночной ситуации быстрее конкурентов; это партнерство компании и клиента, укрепляющее связи между ними и вновь и вновь привлекающее потребителя» [2]. Также существует трактовка «интеллектуального капитала» как знания, которые могут быть преобразованы в стоимость.

Так как же влияют знания и информация на современное общество? Прежде всего экономику с высоким уровнем интеллектуального капитала характеризует постоянный рост капитализации высоконаучных фирм. В начале 1980-х гг. Индекс Доу-Джонса стал показывать возрастающий отрыв рыночной капитализации некоторых фирм от стоимости реальных активов – зданий, сооружений, оборудования и запасов [3]. Так коэффициент Тобина (отношение рыночной стоимости акций предприятия к стоимости его основных фондов) например для фирмы Майкрософт, равен 5 [3]. Такое соотношение связано не только со спекулятивным разогревом рынка ценных бумаг высокотехнологичных фирм. Достаточно серьезные исследования свидетельствуют о стабильном росте стоимости интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал не связан напрямую с материальными ценностями, он определяется в первую очередь человеческим, организационным и потребительским капиталом.

Если одни термином «человеческий капитал» обозначают знания и творческие способности работников, то другие подразумевают не только духовные, но и физические способности человека. Получается, что с одной стороны «интеллектуальный капитал» уже, чем «человеческий». Но с другой стороны – шире, потому что включает, кроме человеческих способностей, результаты и условия творческого труда (интеллектуальное оборудование, патенты, связи с потребителями), [2] т. е. организационный и потребительский капитал.

Итак, в структуре интеллектуального капитала различают человеческий, организационный и потребительский капитал. Представление об основных составляющих интеллектуального капитала и данная терминология являются весьма распространенными в научной литературе, посвященной проблемам формирования и использования интеллектуального капитала.

Человеческий капитал является той частью интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Организационный, или структурный капитал – та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, бренды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал – это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.

Потребительский, или клиентский капитал – это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала – создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

С третьей структурной составляющей интеллектуального капитала – потребительским, или клиентским капиталом – связано все шире распространяющееся понятие брендов (торговых марок).

Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира. Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время значительная часть российских предприятий характеризуется незначительным капиталом этого вида. В стране в целом величина интеллектуального капитала также существенно ниже той, которая могла бы быть в случае более успешного экономического развития.

В России имеются существенные резервы для бурного роста интеллектуального капитала и интеллектуализации хозяйственной деятельности. Накоплен значительный человеческий капитал, что выражается в высоком уровне образования населения и значительной части работников, занятых наукой [4]. Однако организационный и потребительский капитал развит недостаточно. При успешном развитии этих двух составляющих интеллектуального капитала можно получить значительный эффект, выраженный в росте интеллектуального капитала страны в целом и отдельных экономических субъектов.

Интеллектуализация, или развитие наукоемких начал в экономической действительности в целом и в практике конкретного предприятия в частности, является необходимым условием перехода к новому постиндустриальному этапу развития экономической системы [1]. Индустриальный этап развития человеческой цивилизации привел к растущей ограниченности природной среды, что привело к дисгармонии человека и природы и, как следствие, нарастанию системы экологических и социально-экономических противоречий [1]. Необходимость интеллектуализации экономического развития предстает здесь как насущная потребность сохранности и среды человеческого обитания, и самого человека.

Список литературы

  1. Воронин В., Интеллектуализация хозяйственной деятельности // Экономист. – 2007. – № 7. – С. 60–64.
  2. Логачев В., Жернов Е. «Интеллектуальный капитал» с позиции трудовой теории стоимости // Экономист. – 2006. – № 9. – С. 36–41.
  3. Полозков С., Семенов Т. Исследование различий влияния знания и информации на развитие общества // Экономист. – 2005. – № 2. – С. 46–50.
  4. Рамазанов А. Интеллектуализация отношений собственности // Экономист. – 2005. – № 2. – С 57–61.