Назад в библиотеку

ФОРМИРОВАНИЕ УПОРЯДОЧЕННОГО МНОЖЕСТВА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

 

Авторы: В.Р. Аглеев, В.А. Сучков

Источник: Ссылка

Рассмотрена проблема оценки качества организационных структур, предложена методика структуризации критериев такой оценки.

 

Очевидно, что качество управления непосредственно влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Поэтому, начиная с определенного уровня, повышение эффективности производства немыслимо без совершенствования системы управления. Качество управления определяется качеством управленческих решений, а именно организацией процесса принятия решений. Уровень принимаемых в организациях решений определяется качеством организационной структуры и подбором соответствующего управленческого кадрового состава. Эффективная организационная структура управления должна способствовать реализации системы целей предприятия, исключать дублирование функций, обеспечивать оперативное принятие управленческих решений, а также их реализацию. Основная проблема заключается в том, что построение организационной структуры не является оптимизационной задачей, имеющей единственное решение, поскольку структура должна удовлетворять системе противоречивых требований. Поэтому важна объективная оценка организационной структуры как на стадии поиска и выделения «узких мест», так и на этапе оценки результатов ее совершенствования.

Как правило, оценка производится на основе критериев. Целесообразно выделять общие и частные показатели. Общие (или интегральные) показатели характеризуют организационную структуру в целом, ее рациональность. Существуют различные подходы таких оценок с позиций различных научных дисциплин, таких как теория управления, теория систем, теория информации, теория графов и др. Среди общих критериев можно перечислить производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность принятия управленческих решений, надежность. Сюда же относится группа показателей выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление, критерий сбалансированности распределения прав и ответственности [1], степень централизации и ряд других. К общим критериям можно отнести показатели степени однородности по функциональному, информационному, кадровому, проблемному и другим признакам. Оценка организационной структуры общими критериями соответствует процедуре анализа «сверху - вниз». Такие показатели дают интегральную оценку одного свойства всей организационной структуры.

Применение частных показателей, напротив, позволяет оценить организационную структуру «снизу-вверх». При этом обследуются отдельные функциональные службы, процесс реализации основных целей, квалификация кадров и степень ее соответствия решаемым задачам, обеспеченность уровней надлежащими ресурсами и полномочиями их использования и распоряжения. Этот список подлежит дальнейшему уточнению и дополнению при применении аппарата системного анализа. Результатом такого анализа является комплекс показателей, который целесообразно рассматривать совместно.

Одним из подходов, применимых при рассмотрении частных показателей качества организационной структуры, является моделирование «идеальной» структуры с различных точек зрения. В частности, для этой цели предлагается использовать модели входов системы, жизненного цикла, жизнедеятельности, «черного ящика» и ряд других [2]. При этом, акцентируя внимание на отдельных составляющих модели и связях, можно переходить к следующим моделям, наиболее полно отражающим изучаемые явления. Таким образом, получим различные последовательности моделей по различным аспектам организационной структуры, выстроенные в иерархическом порядке. На нижних уровнях ветвей будут находиться специфические критерии оценки выполнения сформулированных простых задач. При этом получаются типовые наборы критериев по различным укрупненным задачам. Такое упорядоченное множество критериев оценки позволяет осуществлять анализ до необходимой глубины и ширины, т.е. с точностью до конкретного исполнителя. Возможен и обратный процесс – создание агрегированных условий и ограничений, соблюдение которых необходимо для качественного функционирования составляющих системы.

 

 

 

Список литературы

 

1. Б.З.Мильнер Организация программно-целевого управления. М.:«Наука»,1980. –375 с.

2. Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко Введение в системный анализ. М.: Высш. шк., 1989. – 367 с.