Назад в библиотеку

КРЕАТИВНОСТЬ – РЕАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО И ОЦЕНИВАЕМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

Авторы: В.В.Суворов

Источник: http://novainfo.ru/archive/9/kreativnost-kak-faktor-samorealizacii-lichnosti-v-professionalnoy-deyatelnosti

«Все течет, все изменяется» - слова, сказанные древнегреческим философом Гераклитом, приобретают все большую актуальность для нас сегодня. Современное общество, активно функционируя, развивается с большой скоростью, что, безусловно, порой порождает сложные, неоднозначначные и противоречивые ситуации. Развитие науки и расширение информационного пространства задают высокий уровень конкуренции и усиливают темп возможных изменений, которые касаются разнообразных сторон жизни человека. С одной стороны, данная ситуация предоставляет возможности для успешной самореализации личности во всех сферах деятельности. С другой стороны, современные условия предъявляют и высокие требования к способности принимать решения самостоятельно, разрабатывать и реализовывать нестандартные и принципиально новые идеи, применять гибкость в поведении при решении разнообразных задач. Все эти характеристики входят в понятие креативности.

В психологических исследованиях природа креативности трактуется неоднозначно. Несмотря на огромное количество исследований, направленных на изучение многообразия проявлений аспектов креативности, остается недостаточно разработанной проблема взаимосвязи креативности и самореализации личности.

Профессиональная сфера является одной из основных сфер жиз­недеятельности. Многие ученые отмечают ее как ведущую сферу самореализации личности. В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического исследования особенностей креативности как одного из факторов самореализации личности в профессиональной деятельности.

Впервые понятие креативности (от лат. сreatio – созидание) было использовано Д. Симпсоном в 1922 году для определения способности человека отказываться от стереотипных способов мышления. Однако, как справедливо замечает В. В. Суворов, «креативность лишь недавно (немногим более полувека) приобрела в психологии значение реального феномена, признанного предмета исследования...» [6].

В современной психологии исследователи, принадлежащие к самым разнообразным школам психологического знания, дают разные ответы на вопросы, касающиеся природы, структуры и содержания понятия креативности. В настоящее время существует два основных направления в изучении проблемы креативности: когнитивное и личностное.

Креативность в русле когнитивного направления психологии рассматривается как универсальная познавательная творческая способность (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Я. А. Пономарев, Р. Стернберг, С. А. Медник и др.). Важно отметить, что именно после исследований Дж. Гилфордом креативности как творческой способности, присущей в разной степени всем людям, данная тематика начала активно изучаться в психологии. Дж. Гилфорд, разрабатывая свою теорию, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей и допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос [5].

Личностный подход к изучению креативности представлен исследователями экзистенциально – гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Эмэбайл и др.), где креативность рассматривается с позиции своеобразия личностных особенностей человека. А. Маслоу определял креативность как одну из важных черт личности самоактуализирующего человека [3].

Современные исследователи предлагают рассматривать креативность и в русле ряда других направлений. Так, например, Т. А. Барышева предлагает рассматривать в изучении креативности деятельностное направление [6]. Данное направление основывается на изучении продукта творческой деятельности (Л. С. Выготский, В. М. Аллахвердов, Д. Макферсон, К. Тейлор, М. Мессик и др.).

Итак, под креативностью мы понимаем многокомпонентное психологическое образование, определяющее творческие возможности человека посредством специфических когнитивных и мотивационно-личностных свойств, актуализирующихся в проблемной ситуации.

Концепция самореализации тесно связано с развитием гуманистической психологии, рассматривается прежде всего в трудах таких зарубежных психологов гуманистического направления, как К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу и т.д. Наиболее близкими к понятию «самореализация» являются понятия «самоактуализация» и «самоосуществление». А. Маслоу отмечает, что человек обладает врожденными потребностями, способностями. Здоровое, нормальное и желательное развитие заключается в актуализации этой природы, в реализации этих возможностей. Внутренняя природа, на его взгляд, «слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но... она вряд ли исчезает у здорового человека — а быть может, и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации» [3]. В отечественной психологической литературе термин «самореализация» не употреблялся вплоть до конца 1990-х гг. Истоки представлений о самореализации личности лежат в трудах В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, М.Р. Гинзбурга и др. Все эти концепции касаются феномена самореализации человека, в основе которой лежат потребности роста, развития и самосовершенствования.

По­этому и термин «самореализация» (self-realization) часто является синонимом «реализации своих возможностей» (self-fulfillment) и «самоактуализации» (self-actualization). Все они описывают очень близкие явления: полную реали­зацию наших подлинных возможностей (К. Хорни); стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способно­стей (К. Роджерс); внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения (Ф. Перлз); стремление человека стать тем, чем он может стать (А. Маслоу). Некоторое различие интерпретации терми­нов "самореализация" и "самоактуализация" связано с разными акцентами: на субъективном, внутреннем, или объективном, внешнем, плане существования личности. В этом смысле термин "самоактуализация" отражает данный про­цесс в большей степени как бы во внутреннем плане личности, а "самореализация" — в большей степени во внешнем. Однако как самоактуа­лизация — это всегда актуализация, т.е. выражение, себя, своей истинной природы вовне, так и самореализация — это всегда реализация своего под­линного «Я» [2].

Профессиональная сфера, несомненно, является одной из основных сфер жиз­недеятельности. Нередко ее отмечают как ведущую сферу самореализации личности. Изменчивость современного мира, конкуренция на рынке труда, возрастающие требования профессии - все это побуждает людей быть креативными. Креативность выступает тем важным фактором развития личности, определяющим ее готовность отказываться от существующих стереотипов и изменяться.

Признание приоритета творческих способностей как фактора позитивного роста и самосовершенствования человека является ключевым положением гуманистической психологии. Важная роль в разрешении вопроса о взаимосвязи креативности и самореализации личности принадлежит исследованиям А. Маслоу [3]. Именно он ввел прагматический критерий успешности для оценки степени самоактуализации как внешнего проявления креативных процессов. «Проблема креативности – это проблема креативной личности (а не продуктов креативной деятельности, не креативного поведения и т.п.). Креативная личность – это особая, даже особенная разновидность человека, а не просто человек, приобретший некое новое умение, вроде умения кататься на коньках, и не человек, делающий какие-то вещи, на которые он «способен», но которые не являются его сущностью, не заложены в его природе». Таким образом, А. Маслоу одним из первых выделяет креативность личности как важную характеристику самореализации и самоактуализации личности. При этом он считает, что «творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем функциям самовыражения», определяя креативность как качество, которое может быть применено к любой задаче в жизни человека, и соответственно, в профессиональной деятельности в том числе.

Э. Фромм рассматривает креативность как ответ на противоречия человеческого существования в современном обществе. В ней проявляется способность человека к продуктивному мышлению, благодаря которой осуществляется творческое самовыражение человека во всех сферах жизни [цит. по 1].

Креативная личность использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал, движется к полному познанию себя и своих переживаний. Данная идея, высказанная К. Роджерсом [4], представляется наиболее ценной в свете нашей работы.

При исследовании данного вопроса мы также можем опираться на концепцию Л. А. Коростылевой. По ее словам, «...самореализация как процесс реализации себя - это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» [2]. Таким образом, мы можем говорить о том, что самореализация предполагает сбалансированное, гармоничное развитие личности путем приложения необходимых усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. Следует отметить, что понятие «потенциал» многими учеными выделяется в качестве основного понятия, объединяющего зоны исследования креативности и самореализации личности.

Уровень и характер самореализации у разных людей различается в силу разных факторов (индивидуально-личностных, ситуативных факторов). В контексте нашего исследования это является важным, так как к индивидуально – личностным факторам может быть отнесена и креативность личности.

Подтверждение того, что креативность является фактором самореализации личности, мы можем найти и в современных исследованиях, так, Л.А. Коростылева в числе факторов, благоприятствующих профессиональной самореализации, выделяет креативность и способность к инновациям как умение генерировать новые идеи [2].

Н.Ю. Хрящева говорит о том, что «Человек может проявлять креативность и через проблематизацию при­вычных хорошо знакомых ситуаций. Именно так совершаются открытия создается что-то новое. Креативный человек способен быть участником, субъектом процесса времени, отказаться от фиксированных представлений, воспринимая актуальное положение и тем самым создавая условия для все­стороннего проявления и реализации своих возможностей» [цит по 2].

Таким образом, проблема креативности как фактора самореализации личности является актуальной в условиях современного мира.

Из проведенного анализа литературы мы видим, что ключевым в данном вопросе является признание креативности как качества, которое может быть применено к любой сфере в жизни человека, и соответственно, к профессиональной деятельности.

Литература:

Барышева, Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: Дисс. ... доктора психол. наук: 19. 00. 13 / Т.А. Барышева. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб, 2005.

Коростылева, Л.А. Самореализация. Основные сферы жизнедеятельности: Дисс. ... доктора психол. наук.: 19.00.01/ Л.А. Коростылева. СПбГУ. - СПб., 2001.

Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу.— СПб.: Евразия, 1999.

Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/К. Роджерс. – М.: Группа «Прогресс», «Универ-сум», 1994.

Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

Суворов, В.В. Интеллект и креативность в постнеклассической науке. Интеллект неискусственный /В.В. Суворов. - М.: Изд-во МГУ, 2006.