Изоляция – платформа культурных инициатив
Изоляция – это неприбыльный негосударственный фонд, открытый в 2010 году, и расположенный в Донецке (Украина) на территории бывшего завода по производству изоляционных материалов. Арт‑центр «Изоляция» занимает огромное выставочное пространство на промышленной окраине Донецка [1]. Вокруг – и остановленные, и действующие предприятия. Художники любят смотреть на этот пейзаж с высоты – с соседнего террикона, ощущая, как они говорят, переход от индустриализации к пост‑индустриализации. Многоопытный бывший руководитель завода, изобретатель, рационализатор, трижды орденоносец, заслуженный работник промышленности Украины, доцент Иван Николаевич Михайлов, отдавший предприятию столько труда, просто не мог допустить, чтобы все кануло в Лету. Вместе с дочерью Любовью Ивановной он и создал благотворительный фонд «Изоляция», призванный, наверное, «от противного» не допускать изолированности жителей промышленных районов от культурной жизни. Мышление инженера‑изобретателя, экономиста, топ‑менеджера подсказало необычный путь решения такой задачи – создание мостов, диалогов между индустрией и искусством[1].
Фонд находится на территории бывшего завода по производству изоляционных материалов, что уже беспрецедентный случай, и его стоит посетить хотя бы потому, что в огромных павильонах бывшего завода сплелись индустриальный фундамент и творческий потенциал шахтерского края. «Изоляция» является платформой современного искусства не только Донбасса, но и всей Украины. За четыре года существования фонда, «Изоляция» осуществила ряд культурных, экологических и образовательных проектов, а также регулярно проводит мастер‑классы по современному искусству и необычные вечеринки. Так, одним из самых оригинальных проектов фонда является создание собственного путеводителя по Донецку. К его созданию мог быть причастен любой дончанин, кто мало‑мальски умеет обращаться с фотоаппаратом[3]. Изоляция осуществляет свою деятельность в трех взаимосвязанных направлениях: специальные арт‑проекты в диалоге с территорией Изоляции, образовательные программы и проекты, ориентированные на активизацию жизни сообществ.
Я познакомилась с центром благодаря начатому в середине лета 2012 г. совместному культурному проекту фонда «Изоляция» и итальянской Galleria Continua «В поисках Времени». В его рамках для начала были открыты экспозиции работ шести современных европейских художников. В основном демонстрировались инсталляции. Их в первые дни представляли сами авторы – Кадер Аттиа, Даниэл Бюрен, Паскаль Мартин Тайю, Моатаз Наср, Ханс Оп де Бэк, Леандро Эрлих. Как пояснили зрителям, общая концепция предусматривает переосмысление заводского прошлого на основе эстетических методов освоения индустриального пространства. Оно как бы одухотворяется новой жизнью. Все представленные фотографии были сделаны мной лично, очень жаль, что все они не смогли уместиться в данном разделе.
На выставке были представлены очень креативные проекты. В первую очередь заинтересовали огромные картины, которые можно было увидеть почти на всех стенах (рис. 2). Такой коллаж, не оставил бы равнодушным никого. На них можно смотреть бесконечно, и рассматривать разные новые вещи, которые там присутствуют. В стенах домов были расположены картины поменьше, и на окнах стояли дощечки с их авторами (рис. 3).
Аналогичные общие проекты Фонда запланированы на пять лет вперед. Сотрудники фонда поясняют: «Привлекаем художников к диалогу с первозданной энергией данного пространства. Заброшенные цехи, мертвое оборудование, материалы, которые больше никогда не будут использованы в промышленных целях, предметы, оставленные заводчанами на их рабочих местах, – все это работает как полотно, как сырье для созидания и даже как стимулирующая сила в процессе художественного творчества. Ведь современное искусство предпочитает обитать в пространствах, находящихся за чертой традиционных пантеонов культуры – музеев, галерей, филармоний и театров. Мы создаем новые возможности» [3].
Среди огромного пространства завода присутствовали большие и высокие гаражи. В них можно было присесть и насладиться окружающими тебя творениями. Когда ты заходишь внутрь, глаза разбегаются, ты не знаешь куда смотреть сначала, каждый раз отвлекаешься на новый вид. Старые металлические конструкции выглядят очень оптимистично (рис. 4). На застекленных столиках расположены имена авторов.
По пути к выходу можно было увидеть что‑то непонятное, завешенное темными шторами, из которых пробиваются свет, и играет музыка. Зайдя внутрь можно потеряться, и я желаю каждому такое почувствовать: ты стоишь в темноте, а вокруг тебя по периметру идут фотографии, на которых изображены эмоции людей. Завораживающее зрелище. Но мало того, когда ты подходишь к витражу, начинает играть музыка, это конечно, пугает, но и в тоже время безумно привлекает (рис. 5).
Еще одна выставка, которая привлекла мое внимание – это «Турбо‑реализм: Прорыв», под руководством Виктории Ивановой и Агнешки Пиндеры – кураторов проекта. В 1990‑е годы «турбо‑реализм» возник как литературное движение, оппозиционное основному течению русскоязычной фантастики. Кураторы предложили художникам использовать эту концепцию как стратегию для переосмысления постоянных и переменных величин в ходе каждого эксперимента. Три характеристики этой концепции служат тематическими связками проектов резидентов с Донецком, с Изоляцией и друг с другом: исследование альтернативных историй, гипер‑нарративность и эпикатастрофичность. Параллельно, «движущееся изображение» функционирует как дополняющий данную тематику набор оптических приборов, обеспечивающих доступ к пространствам различных измерений. Проект Пола Чейни объединяет стремления к космическим путешествиям с теориями о нехватке ресурсов и перенаселения Земли. Чейни развивает спекулятивный сценарий, в котором он ставит под вопрос уникальную способность человека к развитию и саморазрушению. Тягу человека к завоеванию и чрезмерному потреблению он рассматривает как реакцию на травму от ресурсной зависимости [1].
На этой выставке были предсталены в значительном количестве не картины, а сами экспозиции. Под стеклянной рамкой, размером выше человека прятались сумасшедшие на первый взгляд произведения. Я до конца так и не поняла, что они могли означать, но судя по названию выставки, это что‑то совершенно новое и необузданное (рис. 6). На выставке можно было заполнить анкеты, в которых содержались вопросы о мировоззрении, и смысле жизни. Ранее проведенные результаты уже были отображены на стенах. Множество людей с разными мыслями, с разными взглядами поражают. В который раз можно убедится, что в мире достаточно много взглядов на окружающее, и самое интересное было то, что люди писали свои фамилии и имена, хотя в анкетах этот пункт заполнялся по желанию.
Неизгладимое впечатление также приносили комнаты с барабанами, но барабаны были сделаны из кастрюль, и в них каждый мог постучать. Также в отдельных маленьких комнатах были представлены фотографии, и играла соответствующая музыка, которая отображала чувства этих фотографий. Одев наушники можно было понять, что прячет в себе человек на фото.
Словами не передашь все то, что можно увидеть в «Изоляции». Я рекомендую всем посетить подобные выставки, это как глоток чистого и нового, ты углубляешься в мир современного искусства и хочешь возвращаться туда снова и снова. Говоря простыми словами, можно сказать, что если Париж гордится Лувром, а Санкт‑Петербург Эрмитажем, то среди мест, где однозначно стоит побывать в Донецке – культурный фонд «Изоляция».