Автор: Лимарчук К. В., Ганич О. А.
Источник: Реформування національного та міжнародного права: перспективи та пріоритети / Міжнародна науково – практична конференція – Одеса, «Причорноморська Фундація права», 17–18 січня – 2014 р., с. 66–68.
Защита интеллектуальной собственности – это система правовых мер, направленных на установление и признание прав интеллектуальной собственности в случае их нарушения, а также действия по обеспечению незыблемости и неприкосновенности этих прав [1, с. 294].
В специальном законодательстве Украины по вопросам интеллектуальной собственности определено достаточно много способов защиты прав интеллектуальной собственности. Как правило, владелец нарушенных прав интеллектуальной собственности может воспользоваться не любым, а каким‑то конкретным способом защиты этих прав.
В совокупности с низким уровнем стимулирования инновационной активности в стране, а также проблемами, связанными с реформированием науки и образования, вопросы защиты интеллектуальной собственности приобретают для Украины стратегический характер. Если некий автор не уверен, что его права на созданный продукт будут обеспечены адекватной системой правовой защиты, скорее всего, он с готовностью продаст плоды своего труда другому государству [2, с. 60].
На современном этапе развития экономики обеспечение защиты интеллектуальной собственности должно быть важнейшим направлением государственной правовой и экономической политики Украины. Проблемы охраны интеллектуальной собственности сегодня вышли в мире на первый план и стали уже не просто юридическим или коммерческим вопросом. А в Украине большинство сфер интеллектуальной собственности не достаточно защищены, что соответственно приводит к плачебным последствиям для ее собственников.
По уровню защиты прав интеллектуальной собственности Украина заняла 32‑е место среди 36 стран мира. Таковы данные четвертого ежегодного отчета «Глобальный индекс интеллектуальной собственности» подготовленного международной юридической фирмой Taylor Wessing [3].
Украина попала на первое место в списке стран с неблагополучной ситуацией в сфере соблюдения прав на интеллектуальную собственность. А это не только заставляет нашу страну еще больше задуматься о более плодотворной защите интеллектуальной собственности, но и ведет за собой определенные риски. Признание Украины пиратом №1 содержит несколько рисков для страны. Украинские компании, привыкнув к пиратству, не смогут конкурировать на открытом рынке. Также нынешняя ситуация лишает мотивации отечественных программистов создавать собственный продукт, так как пиратство не дает им монетизировать свои знания. Третий риск состоит в том, что массовое распространение пиратства влечет за собой такое же массовое распространение киберпреступности [4].
Усиление защиты прав интеллектуальной собственности в Украине связано с приведением законодательства Украины в соответствие с законодательством ЕС, и в соответствии с Законом Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» от от 18 марта 2004 г., №1629–IV.
Так, в Украине в необходимой мере не обеспечена защита биотехнологических изобретений, сроки охраны прав интеллектуальной собственности на определенные объекты (промышленные образцы, сорта растений и т. п.) не отвечают соответствующим срокам в ЕС, гражданско‑правовые и таможенные средства защиты требуют усовершенствования в соответствии с требованиями Директивов ЕС 2004/48/ЕС от 29 апреля 2004 года об обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности и Регламента ЕС 1383/2003 от 22 июля 2003 года о таможенных мерах в отношении товаров, которые вызывают подозрения в нарушении прав интеллектуальной собственности, и мер, которые должны приниматься к товарам, в отношении которых выявлены нарушения таких прав [5, с. 66].
Украина должна принимать энергичные усилия для усиления защиты прав интеллектуальной собственности. Это необходимо не только с точки зрения выполнения наших международных обязательств, а, в первую очередь, это является неотъемлемой частью поддержки развития национальной ІТ‑отрасли. Украинские программисты должны иметь надежные гарантии, что их труд будет приносить им соответствующие доходы благодаря надежной защите авторских прав на программное обеспечение [5, с. 69].
Нельзя не согласиться с мнением многих ученых о том, что низкие стандарты защиты интеллектуальной собственности в Украине в значительной мере определяются недостатком квалифицированных специалистов в этой сфере. Лишь с 2000 г. в этом вопросе стали появляться некоторые позитивные сдвиги. Но и сегодня мощность образовательной системы низкая и не может удовлетворить спрос на специалистов этого профиля.
Характерным для Украины является также недооценка в обществе значимости защиты прав интеллектуальной собственности. Такое явление в значительной мере следствием культурно – нравственного наследия прошлого, когда в обществе преобладала государственная собственность на результат творчества, а результаты деятельности в научной и культурной сферах считались достоянием всего народа. Это, прежде всего, означает, что деформация правовых понятий у значительной части граждан поддерживается неприхотливостью их требований к качеству предложения, что является нормой для малообеспеченных слоев населения [5, с. 70].
В настоящее время существует довольно широкий круг специальных законов по защите отдельных объектов интеллектуальной собственности. Однако для усовершенствования действующей нормативно‑правовой базы необходима разработка и принятие отдельных законодательных актов по таким объектам: географические обозначения, коммерческая тайна, породы животных, биотехнологии, репрография, техника связи. Необходима также разработка положения (национального стандарта) оценки нематериальных активов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности.
Бесспорно, созданная нормативно‑правовая база в целом решает вопросы, связанные с предоставлением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, связанных с их использованием. Вместе с этим целый ряд положений в правовом аспекте действующего гражданского законодательства еще не урегулирован.