Автор: А. О. Лейва, Т. С. Матрос
Источник: Материалы VІІI Международной научной конференции студентов и аспирантов Социология в (пост) современности
– 15–16 апреля 2010 года. – г. Харьков, социологический факультет Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 6)
А. О. Лейва, Т. С. Матрос Проблемы квалификации кадров средней школы в Украине и мире. Исследование нехватки квалифицированных преподавателей, отсутствие молодых преподавателей, нехватки преподавателей по отдельным дисциплинам в украинских школах.
Важнейшей функцией культуры наряду со способностью аккумулировать и сохранять накопленное знание является способность передавать его последующим поколениям. Данная функция осуществляется через систему образования. Состояние образовательной системы в современном мире крайне противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, причем во второй половине ушедшего века в системе образования в мире прошло подготовку больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Огромные достижения в сфере образования легли в основу грандиозных социальных преобразований и научно-технологического прогресса. С другой стороны, бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются резким обострением проблем в этой сфере в ХХI веке.
На сегодняшний день для многих стран актуальной проблемой в образовании является нехватка квалифицированных преподавателей, отсутствие молодых преподавателей в школах, нехватка преподавателей по отдельным дисциплинам. Общеизвестно, что качество персонала в украинской высшей школе за последние два десятилетия существенно ухудшилось к этому привели утечка мозгов
как за границу, так и в смежные отрасли из-за недостаточного финансирования, а также постепенное старение преподавательского персонала в условиях стремительного научного прогресса в мире, на смену же приходят слабые молодые кадры [3].
Чувство неудовлетворенности своим положением, низкая заработная плата, невысокий уровень преподавания, отсутствие нормальных условий в школе и перспектив для профессионального роста вынуждают многих учителей уходить из профессии, иногда всего после нескольких лет работы. По данным экспертов для того, чтобы достичь цели обеспечения всеобщего начального образования к 2015 году, потребуется 18 миллионов новых учителей начальной школы.
Я считаю, что необходим плановый подход государств к подготовке квалифицированных учителей. Для более последовательного планирования в этой области необходимо подготовить полные и подробные данные об учителях, школах и учащихся, об инвестициях из государственных и частных источников, профессиональных ожиданиях преподавателей и проблемах в системе образования.
Учительская среда неоднородна. Есть педагоги по призванию – и это счастье для учащихся. Есть среди учителей лица, попавшие в профессию случайно, и с ними можно и нужно работать. А есть те, кто не любит детей, и лучше было бы, если бы они вовсе ушли из школы. Я считаю, что так же, как механизм поддержки учителей, надо разрабатывать механизм избавления от педагогов, кому не место в школе. В советское время плохих учителей было практически невозможно уволить, и сейчас это столь же непросто. Механизмы отсеивания неспособных к работе учителей могут быть связаны с аттестацией педагогических кадров, дифференциацией их зарплаты. Возможно, могли бы повлиять и родители, которые все чаще пытаются строить отношения со школой на правовой основе и обращаться к закону. Однако родители боятся идти на правовой конфликт – в подобном случае, скорее всего, им пришлось бы перевести ребенка в другую школу, а если так, то зачем включаться в конфликт?
Сегодня все учителя – математики, историки, биологи – проходят курсы повышения квалификации по отдельности, каждый по своему предмету. Между тем новые образовательные стандарты ориентированы на достижение интегративных результатов, которые могут быть получены лишь при взаимодействии учебных предметов.
Однако, нехватка учителей – это только одна сторона медали. Серьезной проблемой является также низкое качество профессиональной подготовки преподавателей. В развивающихся странах нередки случаи, когда уровень подготовки учителей не превышает неполного курса средней школы. Я считаю, что в создавшейся обстановке единственно возможное решение заключается в проведении последовательной политики, направленной на качественную подготовку необходимого количества учителей, а также обеспечение их стабильного социального статуса [2].
Какой смысл, к примеру, в изучении биологии? Понятно, что дети должны разбираться в мире животных и растений. Но помимо этого биология учит еще наблюдению и классификации. И есть способ деятельности, который легче всего сформировать именно на этих уроках и который может быть использован за рамками этой дисциплины – систематизация. А на химии, к примеру, школьники осваивают такой метод познания, как эксперимент. Эти метапредметные результаты, способы деятельности применимы в разных предметных областях и вне их. И важно, чтобы учителя перешагнули
предметную ограниченность.
Для того чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году понадобится дополнительно 18 миллионов преподавателей. Из них четыре миллиона потребуется только на африканском континенте. На сегодняшний день даже в богатых странах катастрофически не хватает учителей, а многие из преподавателей в промышленно развитых странах недостаточно квалифицированы. Я подчеркиваю, что нехватка учителей продолжает оставаться острой проблемой [4].
Во многих странах мира есть дети, которые не имеют возможности посещать школу или иным образом приобретать элементарные навыки чтения, письма и счета в силу нехватки квалифицированных преподавателей. Это отрицательно сказывается не только на будущем самих детей, но и на развитии общества этих стран в целом.
Чувство неудовлетворенности своим положением, низкая заработная плата, невысокий уровень преподавания, отсутствие нормальных условий в школе и перспектив для профессионального роста вынуждают многих учителей уходить из профессии, иногда всего после нескольких лет работы.
Об образовании// Начальная школа. – 1991. – № 9. – с. 18.