Автор: Адам М. Грант
Джерело: Информационный бюллетень Американской Психологической Ассоциации
Что объединяет Gmail, The Godfather, LED- технология освещения, Pontiac Fiero, и Post-it® Notes?
Каждая из этих революционных инноваций появилась из творческих идей, разработанных сотрудниками, работающими над проектами вне объема их должностных обязанностей [Mainemelis, 2010]. Креативность - валюта социального прогресса и признак успеха в организациях. Чтобы осуществлять инновационную деятельность, адаптироваться, выделяться и выжывать, организации нуждаются в креативности своих сотрудников. Все же большинство организаций полагается на небольшое количество персонала, задействованного в творческой деятельности, теряя возможность ввести более широкий диапазон перспектив для их продуктов услуг и процессов работы. Что заставляет сотрудников производить творческие идеи в повседневной работе?
Больше трех десятилетий психологи изучали внутреннюю мотивацию как двигатель креативности [Amabile, 1996]. Основное предположение в том, что когда сотрудники наслаждаются самой работой, они обрабатывают информацию гибко, испытывают положительное влияние и становятся склонными к риску и попыткам развивать и усовершенствовать идеи. [Elsbach & Hargadon, 2006; Shalley, Zhou, & Oldham, 2004].
Однако исследование показало непоследовательные результаты [George, 2007]. На практике всесторонние опросы сотрудников, измеряющие их внутреннюю мотивацию и креативность, ранжируются наравне с более объективными проявлениями креативности, такими как патенты, сведения об изобретении и отчеты. Внутренняя мотивация связана со значительно более высокой креативностью только в некоторых из этих исследований, но во всех. В экспериментальной деятельности исследователи управляют внутренней мотивацией, обеспечивая выбор задач, привлекая внимание к различным причинам работы над задачей или изменяя вознаграждения и оценочные давления, а затем опытные наблюдатели оценивают креативность труда каждого участника. Снова, некоторые эксперименты показали, что стимулирование внутренней мотивации увеличивает креативность, тогда как другие стимулы - нет. Эти противоречивые результаты поднимают критический вопрос: действительно ли внутренняя мотивация важна для креативности?
Хотя внутренняя мотивация может способствовать креативности, этого может быть недостаточно. Рассмотрим случай Спенсера Сильвера, химика в области 3M. В 1968 Сильвер обнаружил полимер, который функционировал как повторно используемый пластырь. Сильвер исследовал возможности для использования клея как спрей или фон информационного табло. Поскольку он не преуспевал в том, чтобы идентифицировать более практическую цель для клея, компания не признавала его творческой идеей [3M, 2009; Бэкстер, 1995]. Перемотаем на шесть лет к 1974. Коллега Сильвера, Артур Фрай, пел в церковном хоре. Он пытался держать страницу в своей книге песнопений, но его закладка продолжала выпадать. Фрэй понял, что у не допускающего склеивания пластыря, обнаруженного Сильвером, могла бы быть стоимость как повторно используемая закладка. Вместе, Сильвер и Фрай изобрели Post-it® Notes, которые поступают в продажу в 1980 и быстро достигли ошеломляющего успеха. Что объясняет 12-летнюю задержку между открытием Сильвера повторно используемого пластыря и появлением Post-it® Notes?
Креативность - производство идей, которые и новы, и полезны [Amabile, 1996]. Сильвер развил свежую идею, но изо всех сил пытался идентифицировать полезное применение. Мог ли Сильвер разработать концепт Post-it® Note ранее, без взгляда Фрая?
Образец Сильвера характерен для сотрудников, которых ведет исключительно внутренняя мотивация. Отдельно, внутренняя мотивация имеет тенденцию фокусировать вниманию на новинку. Согласно теориям мотивированного рассуждения, наши желания и интересы направляют наше внимание [Kunda, 1990; Никерсон, 1998]. Когда сотрудники внутренне мотивированы, они способны к оригинальным перспективам и новым открытиям, которые привлекают, вовлекают и удерживают их интерес [Ryan & Deci, 2000; Сильвия, 2008]. Однако то, что ново для отдельного сотрудника, может не обязательно быть полезно для других. Как Сильвия [2008: 58], заключила, “интерес привлекает людей к новым, незнакомым вещам и многие из этих вещей, окажутся тривиальными”.
Чтобы произвести идеи, которые также полезны, как и новы, для сотрудников важно изучать мнения других. Рассматривая точки зрения клиентов, наблюдатели, коллеги или поставщики могут повысить эффективность. Во-первых, принятие во внимание других точек зрения предоставляет сотрудникам доступ к новым идеям. Во-вторых, изучение сторонних перспектив предоставляет сотрудникам критерий отбора идей, которые следует развивать. Если бы Сильвер рассмотрел потребности различных групп людей, то он, возможно, идентифицировал более широкий диапазон потребностей в его повторно используемом пластыре.
Узагальнюючи існуючі підходи вчених та враховуючи загальновідому специфіку інноваційної діяльності, можна зазначити, що інноваційна активність персоналу як об’єкт мотивації - це здатність та прагнення працівників до розробки і впровадження нововведень шляхом застосування творчих, професійних та інтелектуальних здібностей за умов формування керівництвом потреби персоналу у пізнанні та продукуванні нових знань.
Что заставляет сотрудников использовать такой тип мышления? Теории мотивированного рассуждения обращаются к просоциальной мотивации, желанию принести пользу другим [De Dreu & Nauta, 2009]. Исследование предполагает, что многие сотрудники заботятся о выгоде других, используя это как руководящий принцип в жизни [Schwartz & Bardi, 2001] и как основную ценность на работе [Cable & Edwards, 2004; Colby, Sippola, & Phelps, 2001; Ruiz-Quintanilla & England, 1996]. Когда сотрудники будут просоциально мотивированны, они более вероятно, примут точки зрения других, чтобы понять их потребности и предпочтения [De Dreu, Weingart, & Kwon, 2000]. Таким образом, креативность сотрудника может быть самой высокой, когда сотрудники и внутренне, и просоциально мотивированы: они движимы генерацией идей, основанных на объединении желания наслаждаться процессом разработки идей и производить результаты, приносящие пользу другим людям. Внутренняя мотивация привлекает внимание к новинке, а просоциальная мотивация поощряет принятие сторонних точек зрения, убеждаясь, что свежие идеи сотрудников полезны.
Чтобы проверить эти аргументы, мы с коллегой провели две учебно-производственных практики и научный эксперимент [Grant&Berry, 2011]. Наше первое исследование проводилось на Американской военной базе. Мы распространили опросники среди 90 сотрудников, в которых выявлялись их уровни внутренней и просоциальной мотивации на работе. Девять месяцев спустя наблюдатели оценили креативность каждого сотрудника. Творческие идеи, произведенные во время исследования, включали новые и улучшенные методы обучения, протоколы безопасности, планы относительно ремонта оборудования и стратегии развертывания сил безопасности, с целью охраны базы. Как предсказано, внутренняя мотивация способствовала более высокому уровню креативности, когда сотрудники были также в просоциальном отношении мотивированы.
В нашем втором исследовании мы стремились повторить эти результаты в различном урегулировании и добавить к модели перспективное мышление. Мы собрали данные опросов 111 сотрудников станции водоочистки, которые сообщали об уровне внутренней мотивации, просоциальной мотивации и стремлениях принимать точки коллег. Наблюдатели оценили креативность каждого сотрудника, которая включила новые и полезные предложения для обработки вопросов о клиенте и жалоб, обновление технических процедур, сокращение загрязнения и развитие более эффективных процессов работы. И снова, внутренняя мотивация была связана с более высокой креативностью только когда сотрудники проявляли и просоциальную мотивацию. Далее, принятие сторонней перспективы появилось в качестве ключевого объяснительного механизма: просоциальная мотивация предсказала более высокое принятие сторонней точки зрения, и это усилило отношения между внутренней мотивацией и креативностью.
Наше заключительное исследование проводилось в лаборатории, где мы стремились продемонстрировать причинную связь и получить беспристрастные рейтинги креативности с участниками, работающими над той же самой задачей. Мы пригласили 100 студентов-деловодов, чтобы участвовать. Мы управляли внутренней мотивацией, прося, чтобы участники выбрали между двумя задачами, сообщая им, что прошлые участники оценили одну как “интересную” и одну как “скучную”. Все участники выбрали “интересную” задачу. В условиях высокой внутренней мотивации, мы приняли их выбор; в условиях низкой внутренней мотивации мы отклонили их выбор, объясняя, что другая задача была более полезной.
Мы управляли просоциальной мотивацией, объясняя, что местная музыкальная группа сталкивалась с трудностями в получении прибыли. В условиях высокой просоциальной мотивации участники узнали, что музыкальная группа нуждалась в следующем: группа была их работой на полную ставку, и у каждого участника была семья, нуждающаяся в поддержке. В условиях низкой просоциальной мотивации, участники узнали, что музыка была хобби, и хотя участники любили играть, они не зависели от дохода.
Мы попросили участников разработать идеи для музыкальной группы, чтобы они могли увеличить свои доходы. Затем распространили среди участников опрос, в котором они указали на свои уровни внутренней мотивации (удовольствие от решения задачи), просоциальной мотивации (желание помочь участникам группы), и перспективного мышления (фокусировка внимания на потребности членов группы и их точки зрения) Как ожидалось, наши манипуляции были эффективными, и два опытных судьи оценили креативность идей каждого участника. Креативность была самой высокой в условии, включающем высокие уровни и внутренней и просоциальной мотивации; другие три условия не отличались значительно друг от друга. Далее, это взаимодействие было снова объяснено принятием перспективного мышления: просоциальная мотивация поощрила участников принимать точки зрения участников группы, и это увеличило вклад внутренней мотивации к креативности.
Вместе, эти исследования показывают, что одна только внутренняя мотивация может не быть достаточной, чтобы стимулировать креативность. У этих результатов есть важные стратегические значения. Как психологи, мы несем ответственность к созданию условий, которые способствуют просоциальной мотивации и принятию перспективы в трудовых организациях.
Ключевой шаг в этом направлении вовлекает помещающих сотрудников в прямой контакт с конечными пользователями их продуктов и услуг. Много сотрудников выполняют работу, которая приносит пользу другим людям, но испытывают недостаток в возможности видеть свой непосредственный вклад. [Grant, 2007, 2008a]. Представьте, например, инженеров, которые проектируют автомобили для безымянных водителей и пассажиров, авторов, которые пишут для безликих читателей и медицинских исследователей, которые разрабатывают лекарства и вакцины для неизвестных пациентов. Психологическое исследование предполагает, что установление контакта между сотрудниками и конечными пользователями может катализировать просоциальную мотивацию и принятие сторонней перспективы. Например, исследование предполагает, что воздействие нужд других - влиятельный двигатель сочувствия и просоциальной мотивации [Batson & Shaw, 1991], и контакт с различными группами уменьшает предубеждение, открывая дверь для идентификации [Pettigrew & Tropp, 2006]. Когда у сотрудников есть контакт с конечными пользователями, они видят, как их работа имеет значение в жизнях конечных пользователей, развивая более сильное беспокойство о помощи им (просоциальная мотивация) и получение более глубокого понимания их предпочтений и точек зрения (перспективное мышление). Это может заставить их работать усерднее и более осведомленно, а значит - эффективнее.
Чтобы исследовать эти гипотезы, я провел ряд практических экспериментов с представителями сбора пожертвований на университет с выпускников. Хотя деньги на пожертвование помогают финансировать студенческие стипендии, посетители редко получают информацию об этом важном последствии их работы. Одной случайной группе представителей сборов, согласно эксперименту, необходимо было встретиться со стипендиатом, а две другие - для контроля условий. [Grant and others, 2007]. Студент провел меньше чем десять минут, описывая, какое стипендия имела значение в его жизни. В следующем месяце сборщики, у которых был контакт со стипендиатом, работали усерднее и эффективнее, со средним еженедельно увеличивающимся числом посетителей на 142% в минутах по телефону, и 171% в собранных деньгах на пожертвование [Grant and others, 2007]. В другом эксперименте 15-минутное посещение другого стипендиата заставило посетителей увеличивать средний еженедельный доход больше чем на 400%, с 411.74$ до 2,083.52$, приводя к прибыли в размере 38,451$ для организации всего за одну неделю [Grant, 2008b]. В обоих исследованиях контрольные группы не показали существенных изменений. Кроме того, не должно было быть контакта с конечным пользователем, пока он предоставляет новую информацию о воздействии и социальной ценности их работы: сборщики были мотивированы, чтобы работать старательнее, когда ранее их менеджер посетил, чтобы выразить благодарность за их усилия [Grant & Gino, 2010].
Последующие исследования показали, что контакт с конечными пользователями заставляет сотрудников работать не только усерднее, но также и более осведомленно и более творчески. В дополнение к проведению большего количества времени по телефону и совершению большего количества звонков, встреча стипендиата предоставляет доступ сотрудников к историям, которыми они могут поделиться по телефону с выпускниками. После контакта со стипендиатом сотрудники, более вероятно, скажут выпускникам о том, как определенные студенты могут извлечь выгоду из их пожертвований, и это увеличивает вероятность того, что выпускники пожертвуют средства.
Другие исследования показали, что, когда радиологи видят фотографию пациента, они сообщают о большем сочувствии, пишут более длинные отчеты и достигают большей диагностической точности [Turner, Hadas Halperin, & Raveh, 2008; Grant & Parker, 2009], и когда спасатели читают истории о коллегах, спасающих тонущих пловцов, они чувствуют свои усилия более ценными, что мотивирует их работать больше часов и тратить больше времени помогая плавающим. [Grant, 2008a]. Далее, Сети и Николсон [2001, p. 159], обнаружили, что когда у команд разработки продукта есть контакт с клиентами, они мотивированы на разработку новых идей, создавая продукты, которые, более вероятно, превысят предсказания по продажам и долям на рынке: контакт с клиентами “Может увеличить обязательство участников бороться за превосходящие результаты, которые могут лучше удовлетворить потребности клиентов. Прямое воздействие делает абстрактные проблемы, стоявшие перед клиентами, реальными для команды разработки продукта”.
Какие типы методов организации могут использоваться, чтобы соединить сотрудников с конечными пользователями, делая возможными условия для просоциальной мотивации и принятия перспективы? В недавней статье [Grant, 2011], я утверждал, что вместо того, чтобы передать сами вдохновляющие сообщения, лидеры и менеджеры могут “привлекать вдохновение на стороне” у конечных пользователей. Вот пять лучших методов для аутсорсинга творческого вдохновения с примерами от организаций, которые ввели их:
1. Создайте события для сотрудников, с целью встречи с конечными пользователями:
Facebook приглашает к посещению пользователей, чтобы донести до разработчиков, как те повторно соединились с семьей и друзьями, а Microsoft поощряет разработчиков наблюдать за пользователями, проверяющими новые продукты;
Deere & Company приглашает фермеров, которые покупают тракторы, посетить фабрику и получить золотой ключ от сотрудников сборочного конвейера;
Medtronic устраивает ежегодную вечеринку, в которой пациенты говорят продавцам, инженерам и техническому персоналу, как медицинская технология компании преобразовала их жизни, и у Больницы Св. Луки есть Ночь Героев, в которую члены команды травматологии сталкиваются лицом к лицу с людьми, жизни которых они спасли.
2. Распространите истории для сотрудников, из которых они могут узнать о перспективах конечных пользователей:
Wells Fargo создает видео для банкиров, на котором клиенты описывают, как низкопроцентные кредиты изменили их жизни;
Ресторан «Оливковый сад» практикует письма персоналу от клиентов о том, почему они приняли решение праздновать ключевые моменты их жизней именно в этом ресторане;
Клуб Volvo Saved My Life (досл. «Вольво спас мою жизнь») собирает видео и письма от водителей, жизни которых были спасены проектами безопасности компании.
3. Соберите и распространите данные по предпочтениям конечных пользователей:
В крупном супермаркете большинство сотрудников полагало, что клиенты заботятся, прежде всего, о цене. Консалтинговая фирма Оливера Уаймана собрала данные по потребительским предпочтениям и жалобам, позволяя сотрудникам видеть, что свежесть еды – не цена – была центральным беспокойством.
Medco, компания здравоохранения, собирает обратную связь от пациентов с нестандартным опытом и предоставляет обратную связь, чтобы заставить фармацевтов предоставлять исключительную услугу.
4. Пригласите сотрудников делиться собственными историями:
У отеля Карлтон Ритц есть ежедневные 15-минутные встречи, на которых сотрудники рассказывают истории о восхищенных постояльцах гостиницы;
Филиал Merrill Lynch начинает еженедельные встречи команд с сотрудников, описывающих незабываемые случаи помощи клиентам.
5. Превратите сотрудников в конечных пользователей:
В Патагонии сотрудники поощрены испытать наружные спортивные продукты компании в полевых условиях;
В отелях Четыре Сезона домоправительницы и клерки проводят ориентацию, проводя ночь в их собственных отелях.
Чтобы способствовать креативности, недостаточно сделать работу интересной, вызывающей и вовлекающей. Мы также должны развить политику и методы, которые позволяют сотрудникам понять воздействие своей работы на прошлых, текущих и потенциальных конечных пользователей. Просоциальная мотивация и принятие перспективы может быть вызывать развитие полезных и новых идей. Так, эти принципы были сильно продемонстрированы Р. Бакминстером Фаллером, одним из самых творческих людей в новейшей истории. Фаллер часто признается “Да Винчи 20-го века” за его новые, полезные вклады как изобретателя, инженера, архитектора, математика и поэта. Размышляя над его творческими успехами, включая геодезический купол [Fuller & Kuromiya, 1981, p. 125], он написал, что, “Чем больше число тех, на кого я работал, тем более положительно эффективным я стал. Так, очевидно если бы я работал вечно… на все человечество, я был бы оптимально эффективным”.
3M. (2009). Post-it®, the whole story: A NOTE-able achievement.
Amabile, T.M. (1996). Creativity in context. Boulder, CO: Westview Press.
Batson, C. D., & Shaw, L. L. (1991). Evidence for altruism: Toward a plurality of prosocial motives. Psychological Inquiry, 2, 107-122.
Baxter, M. (1995). Product design: A practical guide to systematic methods of new product development. London, UK: Chapman & Hall.
Cable, D. M., & Edwards, J. R. (2004). Complementary and supplementary fit: A theoretical and empirical integration. Journal of Applied Psychology, 89, 822-834.
Colby, A., Sippola, L., & Phelps, E. (2001). Social responsibility and paid work in contemporary American life. In A. Rossi (Ed.), Caring and doing for others: Social responsibility in the domains of family, work, and community (pp. 463-501). Chicago: University of Chicago Press.
De Dreu, C. K. W., & Nauta, A. (2009). Self-interest and other-orientation in organizational behavior: Implications for job performance, prosocial behavior, and personal initiative. Journal of Applied Psychology, 94, 913-926.
De Dreu, C. K. W., Weingart, L. R., & Kwon, S. (2000). Influence of social motives on integrative negotiation: A meta-analytic review and test of two theories. Journal of Personality and Social Psychology, 78, 889-905.
Elsbach, K. D., & Hargadon, A. B. (2006). Enhancing creativity through “mindless” work: A framework of workday design. Organization Science, 17, 470-483.
Fuller, R. B., & Kuromiya, K. (1981). Critical path. New York: St. Martin’s Press.
George, J. M. (2007). Creativity in organizations. Academy of Management Annals, 1, 439-477.
Grant, A. M. (2007). Relational job design and the motivation to make a prosocial difference. Academy of Management Review, 32, 393-417.
Grant, A. M. (2008a). The significance of task significance: Job performance effects, relational mechanisms, and boundary conditions. Journal of Applied Psychology, 93, 108-124.
Grant, A. M. (2008b). Employees without a cause: The motivational effects of prosocial impact in public service. International Public Management Journal, 11, 48-66.
Grant, A. M. (2011). How customers can rally your troops: End users can energize your workforce far better than your managers can. Harvard Business Review, June, 97-103.
Grant, A. M., & Berry, J. W. (2011). The necessity of others is the mother of invention: Intrinsic and prosocial motivations, perspective-taking, and creativity. Academy of Management Journal, 54, 73-96.
Grant, A. M., Campbell, E. M., Chen, G., Cottone, K., Lapedis, D., & Lee, K. (2007). Impact and the art of motivation maintenance: The effects of contact with beneficiaries on persistence behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 103, 53-67.
Grant, A. M., & Gino, F. (2010). A little thanks goes a long way: Explaining why gratitude expressions motivate prosocial behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 98, 946-955.
Grant, A. M., & Parker, S. K. (2009). Redesigning work design theories: The rise of relational and proactive perspectives. Academy of Management Annals, 3, 317-375
Kunda, Z. (1990). The case for motivated reasoning. Psychological Bulletin, 108, 480-498.
Mainemelis, C. (2010). Stealing fire: Creative deviance in the evolution of new ideas. Academy of Management Review, 35, 558-578.
Nickerson, R. S. (1998). Confirmation bias: A ubiquitous phenomenon in many guises. Review of General Psychology, 2, 175-220.
Pettigrew, T. F., & Tropp, L. R. (2006). A meta-analytic test of intergroup contact theory. Journal of Personality and Social Psychology, 90, 751-783.
Ruiz-Quintanilla, S. A., & England, G. W. (1996). How working is defined: Structure and stability. Journal of Organizational Behavior, 17, 515-540.
Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55, 68-78.
Schwartz, S. H., & Bardi, A. (2001). Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective. Journal of Cross-Cultural Psychology, 32, 268-290.
Sethi, R., & Nicholson, C. Y. (2001). Structural and contextual correlates of charged behavior in product development teams. Journal of Product Innovation Management, 18, 154-168.
Shalley, C. E., Zhou, J., & Oldham, G. R. (2004). The effects of personal and contextual characteristics on creativity: Where should we go from here? Journal of Management, 30, 933-958.
Silvia, P. (2008). Interest: The curious emotion. Current Directions in Psychological Science, 17, 57-60.
Turner, Y.N., Hadas-Halperin, I., & Raveh, D. (2008). Patient photos spur radiologist empathy and eye for detail. Paper presented at the annual meeting of the Radiological Society of North America, November.