Українська   English
ДонНТУ Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Переход Украины к рыночной экономике определил необходимость реализации новой, адекватной современным условиям государственной градостроительной политики. Главным инструментом реализации этой политики выступает система градостроительного кадастра – государственного, регионального и базового (местного) уровней. Градостроительная реформа в государстве, которая началась со вступлением в силу 12 марта 2011 Закона Украины О регулировании градостроительной деятельности создала законодательные основания для образования и функционирования градостроительного кадастра и обусловила активизацию этих процессов в Украине. Во исполнение положений Закона Украины О регулировании градостроительной деятельности было принято постановление Кабинета Министров Украины от 25 мая 2011 г. № 559 О градостроительном кадастре, которым утверждено Положение о градостроительном кадастре, Типовое положение о Службе градостроительного кадастра с определением организационной структуры, порядка создания и функционального назначения градостроительного кадастра.

Создание соответствующей автоматизированной системы должно стать интегрированным корпоративным решением, которое базируется на современных геоинформационных технологиях с созданием центрального хранилища данных (с включением в единую систему информационных ресурсов отраслевых кадастров, градостроительных кадастров районного и городского уровня и другую, обусловленную законодательством информацию) и определением единства организационных, технических и технологических принципов построения геоинформационных подсистем разного уровня [1].

1. Актуальность темы

На данный момент в Украине процесс создания такой автоматизированной системы градостроительного кадастра еще на завершен. Это объясняется тем, что информационные отношения в градостроительстве (отношения создания и предоставления пользователям необходимой информации для разработки градостроительной документации) не регламентированы, что создает проблемы как для формирования, так и получения информации. Отсутствуют должным образом стандартизированные электронные базы данных, содержащие сведения, необходимые для разработки градостроительной документации. Отсутствуют базы данных или механизмы (стандарты) передачи данных в виде набора геопространственных данных, которые могут быть использованы в качестве исходных данных для проектирования. В связи с этим, существующая градостроительная документация имеет разный набор данных и формат их представления, и поэтому эти данные не могут быть напрямую занесены в градостроительный кадастр [1].

Таким образом актуальной является задача автоматизации процесса наполнения данными градостроительного кадастра, решение которой позволит избежать ошибок при передаче информации.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель работы – структурировать исходные данные для градостроительного кадастра местного уровня и разработать алгоритм для автоматизации процесса наполнения кадастра данными.

Основные задачи исследования:

  1. Исследование опыта развитых стран в вопросах ведения градостроительного кадастра и автоматизации.
  2. Разроботка алгоритмов автоматизации процесса наполнения данными градостроительного кадастра.
  3. Разработка программ автоматизации с последующей апрорбацией.

Объект исследования: градостроительный кадастр

Предмет исследования: база данных градостроительного кадастра

В рамках магистерской работы планируется получение программного модуля наполнения данными градостроительного кадастра из градостроительной, землеустроительной и другой проектной документации для дальнейшего использования в процессе эксплуатации. Программный модуль будет разрабатываться для прогрммы ArcGIS 10.1.

Для экспериментальной оценки полученного модуля будет использован проект, созданный в программе ArcGIS, с топографической съемкой г. Курахово и соответствующим набором атрибутивных данных.

3. Обзор исследований и разработок

С целью выявления путей эффективного управления данными градостроительного кадастра было проанализитровано законодательство следующих стран:

3.1 Градостроительный кадастр Республики Беларусь

Градостроительный кадастр является одним из важнейших элементов информационно-правового обеспечения деятельности центральных и местных исполнительных органов в области территориального планирования и управления градостроительной деятельностью. В Республике Беларусь он представляет собой единую трехуровневую систему, соответствующую уровням государственного управления, и включает кадастры: республиканский, региональные (областей и г. Минска) и местные (городов, административных районов, других территориальных единиц) [2].

Единство системы градостроительного кадастра всех территориальных уровней обеспечивается однотипной правовой, нормативной и методической базой создания и ведения кадастров. Градостроительный кадастр каждого уровня содержит обязательный присущий этому уровню набор сведений.

Градостроительный кадастр включает в свой состав цифровую карту территории, базы данных, характеризующих объекты кадастрового учета, в том числе базы данных регистров и реестров. С помощью цифровых топографических карт (моделей местности) осуществляется территориальная привязка атрибутивных данных для конкретных информационных единиц кадастра. Объектный состав кадастра определяется согласно Классификатору и составу данных Государственного градостроительного кадастра (КМ 02250.01–98).

Информационные системы градостроительного кадастра территориального уровня

Рисунок 1 – Информационные системы градостроительного кадастра территориального уровня

Информационная система градостроительного кадастра каждого территориального уровня состоит из следующих двух основных частей (рис. 1): банка картографических данных и банка градостроительных данных. Связь между информационными единицами градостроительного кадастра, содержащихся в этих банках данных, обеспечивается с помощью ключевых реквизитов, которые включаются в число характеристик объекта (например, координаты объекта). Конкретный способ связи между информационными единицами в банке картографических данных и их изображением на картах определяется программным обеспечением, используемым для ведения кадастра [3].

3.2 Градостроительный кадастр Российской Федерации

Государственный градостроительный кадастр Российской Федерации (РФ) представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации об объектах следующих территориальных уровней:

Ведение градостроительного кадастра осуществляется на основе использования информационных компьютерных технологий. При компьютерной организации информация градостроительного кадастра состоит из трех основных частей: базы данных (БД), картографической информации и информационно-поисковой системы (ИПС) (рис. 2).

Информация градостроительного кадастра РФ

Рисунок 2 – Информация градостроительного кадастра РФ
(анимация: 7 кадров, 6 циклов повторения, 44 килобайт)

Сведения БД подаются от информационных учетных единиц, в качестве которых используются территориальные объекты, зоны, земельные участки и прочее.

Картографическая информация отражает местоположение и конфигурацию тех учетных единиц, для которых картографическая привязка целесообразна (участки территории, линейные участки коммуникаций, точечные объекты), и представляется совокупностью электронных карт (планов), на которых в надлежащих масштабах изображена территория всего объекта или отдельных его частей.

Конкретный способ связи между информацией БД и картографической информацией определяется программным обеспечением, используемым для ведения кадастра.

ИПС включает сведения о проектных, изыскательских, нормативных, правовых документах и может быть реализована как БД или как текстовая ИПС, куда заносятся реквизиты документов, информация об их местонахождении и при необходимости аннотации или рефераты. Описание документов также может сочетаться с картографической информацией [5].

С целью обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства в Российской Федерации созданы информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

ИСОГД представляет собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и других необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений [6].

Система ИСОГД поддерживает следующие функции:

  1. Ведение документооборота органов архитектуры и градостроительства:
    1. Ведение книг и разделов ИСОГД, использование системы классификации и кодирования ИСОГД.
    2. Регистрация и размещение сведений в информационном фонде ИСОГД.
    3. Формирование пакетов сведений и предоставления сведений ИСОГД заинтересованным лицам.
    4. Ведение реестров документов. Ведение реестров объектов. Запросы и поиск по параметрам в реестрах.
    5. Автоматизированное формирование основной градостроительной документации.
    6. Подготовка отчетов.
    7. Хранение отсканированных образов документов.
    8. Установка связей между документами и связей документов с объектами.
    9. Изменение состояния актуальности документов. Отображение связей документов с изменениями и дополнениями к документам.
  2. Поддержка связи информационной карточки документа или объекта с электронной картой города:
    1. Формирование документов, использующих данные электронной карты, таких, как схема расположения земельного участка и т. д.
    2. Формирование пакетов сведений, выдаваемых из ИСОГД по выбранной территории по разделам ИСОГД.
    3. Поддержка рабочих мест отдела картографии.
  3. Поддержка специальных функций системы:
    1. Ведение адресного реестра.
    2. Поддержка рабочих мест отдела инженерных сетей.
  4. Мониторинг градостроительной деятельности:
    1. Ведение информационных карт территориальных и функциональных зон, зон с особыми условиями использования территории, линий градостроительного регулирования.
    2. Связь данных генерального плана и правил землепользования и застройки с градостроительными документами и объектами.
    3. Использование данных градостроительного регламента при автоматизированном формировании документов и отчетов [8].

Кроме того в РФ также введена система требоаний к градостроительной документации. Эта ситема представляет собой комплект документов, устанавливающих требования к структуре и объектному составу градостроительной документации, классификации и атрибутам ее объектов (объекты опорного плана и градостроительного регулирования) в электронном виде, а также программное обеспечение для автоматизации процессов разработки градостроительной документации.

Целью создания системы требований является повышение качества градостроительной документации, автоматизация процессов ее подготовки и использования. Применение системы требований позволяет:

В состав системы требований к градостроительной документации входит программное обеспечение, позволяющее использовать ее при разработке соответствующих документов, автоматизировать процессы их подготовки, вносить изменения в систему требований, автоматизировать процессы проверки разработанных документов на соответствие системе тренований.

Использование системы требований к градостроительной документации в качестве основы банков данных ИСОГД является обязательным условием, обеспечивающим автоматизацию процессов при исполнении функций и предоставлении услуг в сфере градостроительства (например, подготовка градостроительного плана земельного участка, проекта разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (рис. 3).

Пример автоматизации процессов предоставления услуг в сфере градостроительства

Рисунок 3 – Пример автоматизации процессов предоставления услуг в сфере градостроительства

Система требований к градостроительной документации определяет правила ее формирования и представления, работу с данными, но не ограничивает выбор программного обеспечения, т. е. использовать систему требований можно в сочетании с теми программами, которые наиболее удобны и привычны для проектировщиков и пользователей градостроительной документации, например, MapInfo (Pitney Bowes Software, Inc., США), ГИС ИнГео (ЦСИ Интегро, Уфа), ArcGIS (ESRI, Inc., США), ГИС Карта 2005 (КБ ПАНОРАМА) и т. д. [9].

3.3 Система планирования Великобритании

В Великобритании такого понятия как градостроительный кадастр нет, вместо него существует система планирования использования земель. Эта система планирования наиболее четко начала развиваться с 1947 г. Она имеет несколько уровней: государственный (национальный), региональный и местный (рис. 4).

Система планирования в Великобритании

Рисунок 4 – Система планирования в Великобритании

Государственный уровень планирования получил свое начало с утверждения сети стандартных районов Великобритании (1947 г.), экономико‑планировочных районов (1964 г.) и правительственных районов и графств. С различных аспектов правительство определяет национальную политику планирования и правила, регулирующие функционирование системы.

Относительно регионального уровня в Англии органы регионального планирования (в Лондоне, мэр) готовят и производят Региональные Пространственные Стратегии (Regional Spatial Strategy – RSS) (в Лондоне, Стратегии пространственного развития), отражающие потребности и стремления к развитию и землепользования сроком на 10–15 лет. Каждая стратегия RSS должна отражать и основываться на политике, установленной на национальном уровне. Стратегии RSS могут включать политику относительно территории или части территории, более чем одного местного органа планирования, что позволяет суб‑региональное планирование.

На местном уровне местные органы власти по планированию (кроме советов графств) изготавливают Структуры локального (местного) Развития (Local Development Framework – LDF), которые включают папку документов для подачи стратегии пространственного планирования минеральных ресурсов для территории. Структуры локального развития включают в себя:

Документы местного развития, которыми могут быть либо документы плана развития (Development Plan Documents – DPDs) или дополнительные документы планирования (Supplementary Planning Documents – SPDs), должны отражать и опираться на национальную и региональную политику, с учетом местных потребностей и изменчивости (вариаций) [10].

Местные планы (LDF) разрабатывают для всех территорий на уровне округов (муниципалитетов) специальные местные комиссии по планированию и застройке на основе утвержденного окружного плана.

Местный план разрабатывают на период 10–15 лет. Он содержит подробное изложение стратегии развития города и карту в масштабе 1:10 000 или 1:25 000. В плане нет функционального зонирования, а даны основные требования к видам использования земель и застройку территории, схемы развития транспорта и инженерных сетей.

В Великобритании, как и в большинстве других стран Европы, одним из механизмов планирования использования земель является зонирование территории городов. Оно определяет целевое назначение каждого земельного участка и перспективы его использования. Зонирование территории осуществляют местные органы власти (муниципалитеты), в которых есть комитеты по планированию и застройке.

По мнению английских специалистов, информационная основа управления земельными ресурсами в Великобритании отличается от других европейских стран. Так, они считают, что если в Европе планирование использования, оценка земли, управления земельными ресурсами осуществляется на основе земельного кадастра, то в Великобритании формального земельного кадастра нет. Информация о характере владения недвижимостью, недвижимости и использовании земли находится в ведении различных организаций: соответственно в Королевской государственной земельной регистрационной палате, Управлении по оценке недвижимости и Департаменте по защите окружающей среды [11].

Выводы

Анализ опыта создания кадастра за рубежом показывает, что в Великобритании отсутствует аналог градостроительного кадастра в нашем понимании. Вместе с тем широко распространены системы, решающие задачи регистрации и хранения информации об объектах недвижимости, а также планировочных ограничениях и сервитутах.

В государствах бывшего СССР (Российской Федерации, Беларуси) градостроительный кадастр развивается в формах, близких к украинской модели. Дальнейшее развитие градостроительного кадастра в Украине должно происходить путем обеспечения поступления информации об объектах градостроительства и обеспечения связей с другими информационными системами, которые создаются как на местном, так и на региональном уровнях.

Реализация надлежащей информационной политики для нужд градостроительной деятельности, ее технологическое обеспечение в соответствии с новейшими технологиями, внедрение современных информационных систем для обработки и отображения информации предусматривает автоматизацию решения широкого круга задач по управлению развитием территорий на местном, региональном и государственном уровнях путем внедрения расчетных задач и систем моделирования по различным направлениям градостроительной деятельности.

Решение этих вопросов даст возможность значительно повысить оперативность и качество вопросов, касающихся градостроительной деятельности, обеспечения устойчивого развития территорий Украины.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Ю. Палеха, Т. Нечаєва, В. Смілка. Містобудівний кадастр – інформаційна основа оновлення містобудівної документації у місті Києві. – 2012. – [Электронный ресурс]  – http://irbis–nbuv.gov.ua... .
  2. Положение о порядке создания и ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь, мониторинга объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности – утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687. – [Электронный ресурс]  – http://www.unece.org/... .
  3. Строительные нормы Республики Беларусь CНБ 3.01.02–98 Состав, содержание, порядок создания и ведения государственного градостроительного кадастра, Приказ Министерства архитектуры и строительства РБ от 31.12.1998 № 437.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 856 О ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации. – [Электронный ресурс]  – http://pravo.gov.ru... .
  5. Строительные нормы и правила Российской Федерации 14‑01‑96 Основные положения создания и ведения градостроительного кадастра Российской Федерации от 01.12.1996. – [Электронный ресурс]  – http://www.stroybm.ru... .
  6. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190–ФЗ. – [Электронный ресурс]  – http://pravo.gov.ru... .
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 Об информационном обеспечении градостроительной деятельности. – [Электронный ресурс]  – http://pravo.gov.ru... .
  8. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности для муниципальных образований /Служба градостроительного кадастра города Москвы, ГУП ИТЦ Москомархитектуры – г. Москва, 2009 г.
  9. А. А. Зенков (ИТП Град, Омск). Система требований как обязательное условие обеспечения качества документации. – 2009 – [Электронный ресурс] – http://www.gisa.ru/59933.html.
  10. The Planning System: General Principles/Published by the Office of the Deputy Prime Minister. Printed in the UK, January 2005.
  11. Особенности планирования и организации использования земель в Великобритании. Нижневартовск, 2011. – [Электронный ресурс]  – http://bibliofond.ru.