Мотоциклы Ява - вечная ценность!
Долго думал над темой индивидуального раздела и, в конце концов, решил написать, о том к чему сам причастен и о том, чем пользуюсь сам, это мотоцикл Ява.
Владельцем данной техники я стал с весны 2013 года.
Мотоцикл Ява был самой известной и любимой маркой в СССР, по техническим характеристикам он не уступал европейским и американским маркам.
В Советском Союзе иметь мотоцикл марки JAWA
считалось престижным. Это, пожалуй, был единственный мотоцикл в Советском Союзе, который относился к иностранцам
.
Ява (Jawa) – марка дорожных мотоциклов, производимых в Праге (Чехия) одноименным концерном. В советские времена мотоциклы Ява считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.
Название мотоциклов Ява
не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. Frantisek Janecek) и от названия фирмы Вандерер
(Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой Ява
История
Первая модель Явы, выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела четырехтактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Успех к марке пришел с освоением в 1931 г. легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объемом цилиндра 175 см3. В 1934 г. была освоена четырехтактная Ява с объемом двигателя 350 см3, затем двухтактная с объемом двигателя 250 см3. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда Ява-Робот.
После оккупации Чехословакии в 1938 г. завод перешел под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако разработка новых моделей мотоциклов на нем продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и задней подвеской свечного типа конструкции DKW.
После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель Явы 250 произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль. За мягкость хода мотоцикл получил прозвище Перак
(пружинящий).
В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим Чешским предприятием CZ.
Мотоциклы Ява успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 60-70-х годах XX века мотоциклы Ява с четырехтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс, Айвен Мейджер, Оле Ольсен и многие другие спортсмены. На мотоциклах Ява неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы Ява.
В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов Ява 250-623 и 350-633, отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973 г. в серию пошла модель Ява 350-634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объемом двигателя 250 см3 прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться. Общее количество выпущенных мотоциклов Ява в 80-х годах превысило 3000000 шт.
После распада СЭВ производство мотоциклов Ява резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.
Мотоцикл в СССР
СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей.
Одним из народных названий данной модели Явы стало Ява-старуха
либо просто старуха
. Старухи с одноцилиндровым двигателем в народе назывались чекушки
, из-за объёма 250 кубических сантиметров.
Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х – «Ява 350 638». Первая Ява 638 носила индекс 5. Она была схожа с моделью 634. Различия были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее — в черный. У 634-й модели крылья окрашивались в светло серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic). Позже появилась Ява 350/638/00 , за характерную форму задней части её еще называли Ява-Пенал
. Ещё её называли (Банан или Белка) из-за заднего спойлера. Позже появилась Ява 350/638 с индексом 000, которая получила народное название Люкс
или Супер
Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели 634), и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также изменились шильдики, расположенные на бензобаке и боковых крышках. Место металлических шильдиков заняли наклейки.
Чешский мотоциклетный бренд Jawa производил не только мотоциклы, но и много моделей мопедов, таких как Jawa Stadion S11
, Jawa 50 Pioner
, JAWETTA 551
, Jawa Babetta
Рекомендуемые источники
- Дилер по продаже мотоциклов Ява [электронный ресурс]. — Режим доступа: jawnoe.ru
- Сайт компании производителя [электронный ресурс]. — Режим доступа: www.jawa.eu
- Ява (мотоцикл) [электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org