Автор: А.А. Каракозов, С.Н. Парфенюк, А.Н. Рязанов
А.А. Каракозов, С.Н. Парфенюк, А.Н. Рязанов Теоретический анализ рабочего цикла гидравлического ударного механизма для лик-видации прихватов бурового снаряда в скважинах с низким уровнем промывочной жидкости.
В настоящей статье представлены результаты теоретического анализа
рабочего цикла гидравлического ударного механизма для ликвидации
прихватов бурового снаряда в скважинах с низким уровнем промывочной
жидкости, реализующего для разгона бойка давление столба жидкости в
бурильной колонне.
Прихваты бурового снаряда являются одним из наиболее тяжёлых видов аварий в геологоразведочном бурении. Несмотря на значительные успехи как в разработке мер по их предупреждению, так и в создании новых технических средств для борьбы с ними, на ликвидацию прихватов ежегодно затрачиваются значительные силы и средства.
При борьбе с прихватами в бурении достаточно широко используются ударные механизмы (УМЛП), причём их принципиальные схемы [1, 2] достаточно традиционны и не претерпели существенных изменений на протяжении многих лет. В Донецком национальном техническом университете (ДонНТУ) был предложен ряд устройств, реализующих для разгона бойка давление столба жидкости в скважине [3, 4]. Однако эти устройства не могут использоваться в случаях, когда прихваты обусловлены резким падением уровня жидкости в скважине вследствие поглощения промывочной жидкости, что очень часто наблюдается при бурении скважин на полях угольных шахт Донбасса. Для работы в подобных ситуациях в ДонНТУ была предложена новая конструктивная схема ударного механизма, реализующего для разгона бойка давление столба жидкости в бурильных трубах [4, 5].
Принцип действия механизма заключается в следующем. УМЛП может включаться в состав бурового снаряда или спускаться в скважину после аварии, соединяясь с прихваченным снарядом. При этом скважина остается пустой или частично заполненной жидкостью, а бурильная колонна заполняется промывочной жидкостью так, чтобы её уровень в трубах значительно превышал уровень в скважине. Затем подбойковая полость корпуса механизма соединяется с полостью бурильной колонны, и поршень-боёк перемещается под действием перепада давления между бурильными трубами и скважиной. В конечной точке траектории он наносит удар по наковальне, который передается прихваченному снаряду. Затем поршень-боёк принудительно возвращается в исходное положение, после чего цикл работы можно повторить. Аварийный снаряд освобождается от прихвата под воздействием ударных нагрузок и пульсаций давления промывочной жидкости в зоне работы механизма.
Основным параметром, определяющим эффективность работы устройства, является скорость его бойка в момент удара. Поэтому для определения энергетических характеристик механизма в конкретных условиях эксплуатации необходимо установление закономерностей изменения скорости бойка во времени в зависимости от конструктивных и технологических факторов, основанное на детальном анализе рабочего цикла УМЛП.
Ниже представлены результаты разработки математической модели рабочего цикла гидравлического ударного механизма для ликвидации прихватов бурового снаряда в скважинах с низким уровнем промывочной жидкости.
Математическая модель рабочего цикла предложенного УМЛП составлена на основании ранее разработанных моделей работы [3, 6] ударных механизмов, реализующих для разгона бойка давление столба жидкости в скважине, с учетом следующих допущений:
Схема к анализу рабочего цикла УМЛП приведена на рис. 1. При работе поршень-боёк, разгоняясь под действием перепада давления между бурильными трубами и скважиной, наносит удар по наковальне, который через шток, передаётся на прихваченный снаряд.
Уравнение движения бойка под действием разности давления жидкости в бурильных трубах и скважине примет вид:
|
, |
(1) |
где m – масса поршня-бойка, кг; – ускорение бойка, м/с2; p – давление жидкости в цилиндре механизма, Па; F – рабочая площадь поршня-бойка, м2; R – сила механического трения в цилиндре механизма, Н; g - ускорение свободного падения, м/с2.
При определении значения p следует иметь в виду, что перемещение поршня-бойка происходит за счет волны повышенного давления, образующейся при обеспечении свободного доступа жидкости через распределительные отверстия в подпоршневую камеру (упругое расширение столба жидкости), и силы, обусловленной разностью уровней жидкости в скважине и бурильных трубах. С учетом вышеизложенного, давление на поршень-боёк можно определить по формуле:
|
, |
(2) |
где – плотность жидкости, кг/м3; h – высота столба жидкости в бурильных трубах, м; H – уровень жидкости в скважине, м; c – скорость распространения гидроударной волны, м/с; V0 – скорость течения жидкости в цилиндре механизма, м/с; – скорость перемещения бойка, м/с.
Тогда уравнение (1) с учетом (2) примет вид:
|
. |
(3) |
Упростив форму записи и выполнив преобразования, уравнение (3) для случая, когда скважина частично заполнена жидкостью (H0) можно переписать в виде
|
, |
(4) |
где ; .
В результате интегрирования уравнения (4) получим формулу для определения скорости бойка устройства:
|
, |
(5) |
где t – текущее значение времени, с.
Для нахождения значений V0 необходимо знать скорость потока в цилиндре механизма, обусловленную разностью уровней жидкости в скважине и бурильных трубах. Значение скорости определяется в результате решения уравнения баланса энергии жидкости, составленного для сечений I-I и II-II (рис.1):
, |
(6) |
где V1, V2 – скорости движения жидкости соответственно в сечениях I-I и II-II, м/с; НП – потери напора на преодоление гидравлических сопротивлений, м; НИ – потери напора на преодоление сил инерции столба жидкости, м; НБ – потери напора, обусловленные весом бойка, м.
Потери напора на преодоление гидравлических сопротивлений являются суммой местных гидравлических потерь и потерь по длине (пренебрегая потерями напора между корпусом устройства и стенками скважины):
|
НП = (Нсоед + Нрасш + Нвых + Нотв + Ннап + Ннап) + (НДБТ + Нскв), |
(7) |
где Нсоед – потери на соединениях внутри колонны бурильных труб, м; Нрасш – потери при резком расширении потока жидкости, м; Нвых – потери в выхлопных отверстиях, м; Нотв – потери во впускных отверстиях, м; Ннап – потери при изменении направления движения потока, м; НДБТ – потери по длине бурильных труб, м; Нскв – потери по длине скважины, м.
Они определяются по известным формулам гидравлики [8, 9]. Так потери напора на соединениях внутри колонны бурильных труб определяются по формуле:
|
, |
(8) |
где – коэффициент местных сопротивлений; dБТ, dсоед – соответственно внутренний диаметр бурильных труб и соединений, м; β – коэффициент, учитывающий вид соединений бурильных труб; nс1 – количество соединений внутри колонны труб на участке h; – коэффициент соотношения площадей; – площадь канала бурильных труб, м2.
Потери напора при резком расширении потока:
|
, |
(9) |
где – коэффициент расширения потока; – площадь живого сечения скважины, м2; Dскв – диаметр скважины, м; DБТ – наружный диаметр бурильных труб, м; – площадь зазаора между корпусом устройства и стенками скважины, м2; Dкорп – наружный диаметр корпуса устройства, м; .
Потери напора в выхлопных отверстиях корпуса:
|
, |
(10) |
где – коэффициент сжатия потока при течении через отверстия; nвых, Fвых – соответственно количество и площадь сечения (м2) выхлопных отверстий в устройстве.
Потери напора при изменении направления движения жидкости (с учётом величины угла поворота потока):
|
. |
(11) |
Потери напора во впускных отверстиях устройства:
|
, |
(12) |
где – коэффициент сжатия потока; nотв, Fотв – соответственно количество и площадь сечения (м2) впускных отверстий; .
Потери по длине бурильных труб можно определить по формуле:
|
, |
(13) |
где λ1 – коэффициент гидравлических сопротивлений; ℓ1 – длина участка бурильных труб, м (ℓ1 = h).
Потери по длине скважины складываются из непосредственно потерь по длине и потерь на местных сопротивлениях (соединениях бурильных труб) – для труб муфто-замкового соединения:
|
, |
(14) |
где λ2 – коэффициент гидравлических сопротивлений; ℓ2 – длина участка бурильных труб, находящихся в жидкости, м; ℓ2 = Н - ℓу; (ℓу – длина устройства, м); Δ2 = Dскв – DБТ; – коэффициент потерь в местных сопротивлениях; nс2 – количество соединений бурильных труб на участке H; .
Потери напора на преодоление сил инерции складываются из следующих составляющих:
|
, |
(15) |
где НИБТ – потери на преодоление сил инерции столба жидкости в бурильных трубах; НИскв – потери на преодоление сил инерции столба жидкости в скважине; НИБ – потери на преодоление сил инерции движения бойка.
Значения потерь можно определить по следующим формулам:
|
; ; . |
(16) |
Потери напора, обусловленные весом бойка, определяются по формуле:
|
(17) |
После подстановки выражений и упрощения получим уравнение следующего вида:
|
, |
(18) |
где ; ; .
Поскольку величины HДБТ и Hскв зависят от величины V0, а вид их представления определяется видом и режимами течения жидкости, то рассмотрим следующие случаи.
1. Ньютоновская жидкость.
При ламинарном режиме течения выражение для определения коэффициента гидравлических сопротивлений имеет вид
|
, |
(19) |
где Re – число Рейнольдса.
Значение числа Рейнольдса определяется по известной формуле:
|
(20) |
где V – скорость течения жидкости, м/с; d – диаметр канала течения, м; – кинематическая вязкость жидкости, м2/с.
Подставляя соответствующие значения, получим следующие выражения:
, где ; , где .
В результате уравнение (18) примет вид:
|
, |
(21) |
где ; ; .
При турбулентном режиме течения выражение для определения коэффициента гидравлических сопротивлений имеет вид:
|
. |
(22) |
После подстановки получим:
, где ;
, где ;
В результате уравнение (18) примет вид:
|
, |
(23) |
где .
2. Неньютоновская жидкость.
При рассмотрении рабочего цикла УМЛП в расчётах для неньютоновской жидкости использовалась модель Шведова-Бингама [9].
При ламинарном режиме течения коэффициент гидравлических сопротивлений имеет вид:
|
, |
(24) |
где Re* – обобщенное число Рейнольдса.
Для данного вида жидкости значение обобщённого числа Рейнольдса можно определить по формуле:
|
, |
(25) |
где η – структурная вязкость, Па∙с; 0 – динамическое напряжение сдвига, Па.
Подставляя соответствующие значения, получим следующие выражения:
, где ; ;
, где ;
В результате уравнение (18) преобразовывается к виду:
|
, |
(26) |
где ; .
При турбулентном режиме течения жидкости коэффициент гидравлических сопротивлений определяется по формуле Шищенко:
|
. |
(27) |
Тогда
, где ; ;; ; .
, где ; ; , ; ; .
Подставляем данные выражения в уравнение (18) и получаем:
|
(28) |
где .
Используя приведенные выше зависимости, при помощи пакета MathCad был определён характер изменения скорости бойка на протяжении рабочего цикла (t 2h/c) для различных условий эксплуатации механизма.
На рис. 2 и в табл. 1-2 приведены расчётные зависимости для устройства, предназначенного для эксплуатации в скважинах диаметром 93 мм (бурильная колонна СБТМ-50; промывочные жидкости – вода и глинистый раствор с параметрами: =1150 кг/м3, 0=2 Па, =0,007 Па.с). Анализ зависимости скорости бойка от величины рабочего хода (рис.2) позволяет сделать вывод о достаточно высоких энергетических параметрах механизма. Ход бойка устройства должен регулироваться в зависимости от уровня жидкости в бурильных трубах (h). Целесообразно выбирать его значение, соответствующее времени 2h/c, в случае, если отсутствуют ограничения по общей длине устройства и по прочности его составных частей.
Зависимость влияния массы бойка (m) на рабочую характеристику устройства представлена в табл. 1. Из полученных данных следует, что с увеличением массы бойка его скорость снижается практически прямолинейно, хотя энергия удара изменяется незначительно. При этом, с увеличением уровня жидкости в бурильных трубах, влияние массы бойка на значение его максимальной скорости в расчётных пределах резко снижается.
Из табл. 2 видно, что повышение уровня жидкости в скважине (H) резко снижает скорость бойка, уменьшая ее, в конечном итоге, до нулевой величины.
Из табл. 1-2 также видно, что скорость бойка для случая использования неньютоновской жидкости всегда несколько выше, чем при работе с водой, что объясняется, прежде всего, повышенной плотностью глинистого раствора, обуславливающей более высокое гидростатическое давление в рассматриваемой системе.
Таблица 1 – Значение максимальной скорости бойка в зависимости от массы бойка при различных уровнях жидкости в трубах.
m, кг |
Ньютоновская жидкость |
Неньютоновская жидкость |
||||
h=100 м |
h=300 м |
h=500 м |
h=100 м |
h=300 м |
h=500 м |
|
20 |
0,432 |
2,756 |
4,806 |
0,436 |
2,738 |
4,702 |
30 |
0,392 |
2,716 |
4,770 |
0,401 |
2,704 |
4,672 |
40 |
0,353 |
2,676 |
4,735 |
0,367 |
2,669 |
4,643 |
50 |
0,313 |
2,635 |
4,699 |
0,333 |
2,635 |
4,613 |
60 |
0,274 |
2,595 |
4,663 |
0,299 |
2,601 |
4,583 |
70 |
0,236 |
2,556 |
4,627 |
0,265 |
2,567 |
4,553 |
Таблица 2 – Значение максимальной скорости бойка в зависимости от уровня жидкости в скважине при различных уровнях жидкости в трубах.
Н, м |
Ньютоновская жидкость |
Неньютоновская жидкость |
||||
h=150 м |
h=200 м |
h=300 м |
h=150 м |
h=200 м |
h=300 м |
|
25 |
1,214 |
1,804 |
2,934 |
1,237 |
1,823 |
2,929 |
50 |
0,906 |
1,495 |
2,635 |
0,923 |
1,513 |
2,635 |
75 |
0,605 |
1,192 |
2,339 |
0,617 |
1,206 |
2,342 |
100 |
0,311 |
0,894 |
2,044 |
0,319 |
0,900 |
2,049 |
125 |
0,023 |
0,599 |
1,750 |
0,029 |
0,601 |
1,756 |
По значению предударной скорости бойка определяется величина силового воздействия на зону прихвата. Усилие в штоке устройства при ударе определяется по формуле [10]:
|
, |
(29) |
где f1, f2, f3 – площади поперечного сечения, соответственно, бойка, наковальни и штока УМЛП, м2; м – плотность материала элементов механизма, кг/м3; см – скорость распространения ударной волны в элементах устройства, м/с.
Тогда усилие, передаваемое на зону прихвата (с учетом отражения волны упругой деформации от границы прихвата и от перехода со штока на аварийный инструмент), определяется соотношением:
|
, |
(30) |
где ; fc – площадь поперечного сечения прихваченного снаряда, м2.
Предлагаемая методика расчета позволяет получить основные закономерности работы устройств для ликвидации прихватов бурового снаряда, реализующих для разгона бойка гидростатическое давление жидкости в бурильных трубах. Полученные зависимости, в конечном итоге, дают возможность оценить энергетические показатели механизма в конкретных условиях эксплуатации и являются базой для их проектирования по заданным параметрам.