Реферат по теме выпускной работы
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Обзор и анализ технологий подготовки коксующегося угля до магистрального гидротранспорта
- 3.1 Магистральный гидравлический транспорт угля
- 3.2 Факторы влияния гидротранспорта на коксующиеся свойства угля
- 3.3 Современные технологии гидротранспорта коксующегося угля
- Выводы
- Список источников
ВВЕДЕНИЕ
Рост мировых цен на нефтепродукты обусловил повышение интереса к углю как приоритетного теплоносителю и сырья в химической и других отраслях промышленности. Концепция развития угольной промышленности Украины (2008 г.) предусматривает увеличение объема добычи на 27% (96,5 млн. тонн) до 2015 года. Вместе с тем, для передачи больших количеств угля на значительные расстояния наиболее выгодным является гидротранспортирование.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Актуальность работы обусловлена важностью исследования и разработкой технологий подготовки коксующегося угля к магистральному гидравлическому транспортированию. Магистральные гидротранспортные системы (МГТС) имеют ряд принципиальных преимуществ перед традиционными технологиями передачи угля на дальние расстояния, и поэтому являются перспективными на расстояниях от первых сотен до 1-2 тыс. км. В тоже время, как показали предыдущие исследования, коксующийся уголь при передаче на дальние расстояния гидротранспортом частично теряет свои коксующиеся свойства. Рядом научных исследовательских организаций, в частности, НПО «Хаймек» (Донецк) и ДонНТУ в 1990-200 гг. разработали основы альтернативных технологий, которые позволяют частично уменьшать негативное влияние факторов гидротранспорта на коксующиеся свойства угля. Но эти технологии требуют дальнейшего совершенствования с применением техники и технологий обогащения полезных ископаемых.
Таким образом, проблема исследования и усовершенствования технологии подготовки коксующегося угля к магистральному гидравлическому транспортированию требуют дальнейшего изучения и развития отечественной наукой. Это и обусловливает целесообразность выбора именно этой темы магистерской работы.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачей настоящей работы является исследование и совершенствование технологии подготовки коксующегося угля передаваемое гидротранспортом на дальние расстояния (200-500 км и более). Для этого предлагается совмещения процессов гидротранспортирования и частичной масляной агломерации с целью разработки новой высокоэффективной технологии для использования в конечном итоге в промышленных гидротранспортных системах.
3. ОБЗОР И АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ КОКСУЮЩЕГОСЯ УГЛЯ ДО МАГИСТРАЛЬНОГО ГИДРОТРАНСПОРТА
3.1. Магистральный гидравлический транспорт угля

Рисунок 1 – Анимация работы схемы трубопроводной гидротранспортной системы (объем 208 кб, 9 кадров, задержка между кадрами 1 с)
Трубопроводная гидротранспортного система состоит из трех основных терминалов (рис.1): подготовительного, линейной части с насосами и приемного. В состав подготовительного терминала входит обогатительная фабрика с дробильно-сортировочным отделением и комплекс пульпоприготовления. Приготовление гидросмеси на главной станции выполняется по следующей схеме:
- Классификация концентрата коксующегося угля с получением двух классов крупности 0-3 и 3-100 мм;
- Дробление концентрата класса 3-100 мм до крупности 3 мм;
- Подача воды в смесительные резервуары емкостью до тысячи м3 для обеспечения массовой концентрации 50 %.
Из резервуаров пульпа насосами подается в главную насосную станцию.
На главной насосной станции гидросмесь центробежными насосами нагнетается в аккумулирующий резервуар, из которого она закачивается в трубопровод.
Транспортировка гидросмеси осуществляется на десятки и сотни километров, в отдельных проектах - первые тысячи. При скорости движения смеси 1,37-1,98 м/с и температуре 25 - 30 C в 10 C угля находится в контакте с водой до нескольких десятков суток. Гидросмесь проходя ряд насосных станций, подвергается перепаду давления от 80-100 МПА. Здесь же наиболее активно происходит измельчение угля.
Для обеспечения бесперебойной работы гидротранспортной системы на промежуточных насосных станциях сооружаются парки-хранилища угольной пульпы, обеспечивающие опорожнение участков трубопровода. В конце углепровода, на конечной приемной станции, гидросмесь еще находится под определенным давлением, поэтому направление движения потока меняют с горизонтального на вертикальный и аккумулируют в резервуарах. Далее гидросмесь направляется на обезвоживание.
Основные характеристики крупных гидротранспортных систем приведены в таблице 1. Из таблицы видно, что длина работающих трубопроводов достигает 480 км, а размер максимального куска материала не превышает 3 мм. Наиболее известной системой прошлого столетия была система Блэк Меса - Мохейв, закрыта из-за проблем с водоснабжением [1]. Последний новейший проект магистрального трубопровода Уханского проектно и научно - исследовательского института угольных технологий [2] называется «Шэн-Вэй». Его пропускная способность 10,00 млн. т/ч, длина трубопровода - 729 км [3].
Таблица 1 - Основные характеристики современных углепроводов
Система | Длина, км | Диаметр, мм | Производи- тельность за год (млн. т/год) | Количество насосных станций | Уровень внедрения |
Кадиc – Ист Лэйк (США, Огайо) | 174 | 254 | 1,3 | 4 | Законсервированный. Работал в 1957-1963 гг. |
Блэк Меса – Мохейв (США, Аризона) | 440 | 457 | 4,4 | 3 | Законсервированный. Работал в 1970-2006 гг. |
Белово – Новосибирск (Россия) | 252 | 500 | 3 | 3 | Законсервированный. Работал в 1990-1994 гг. |
Фрейлинг – Емиль (Франция) | 9 | 386 | 2,5 – 3,0 | – | Находится в эксплуатации с 1952 года. |
Порто Торрес (Италия) | 4 | 406 | 3,5 – 4,1 | – | Находится в эксплуатации. |
Шэн - Вэй (Китай) | 729 | 559-610 | 10 | 6 | Находится в эксплуатации. |
3.2. Факторы влияния гидротранспорта на коксующиеся свойства угля
Ухудшение коксующихся свойств угля при гидравлическом транспортировании разные авторы связывают с различными технологическими факторами. Гидродинамическое воздействие турбулентных потоков в трубопроводе, а также механические удары в насосах, арматуре, на трассе гидротранспортной системы приводят к механохимической деструкции угольных частиц с разрывом химических связей и образованием новых поверхностей раздела «уголь - вода» [4]. При этом наиболее вероятный разрыв в боковых цепях макромолекул угольного вещества с образованием свободных радикалов, обладающих повышенной реакционной способностью, в том числе по отношению к дисперсионной среде (воде). Кроме того, длительный контакт с водой ведет, очевидно, к гидролитической деструкции угля. Наблюдаются явления перехода в водную фазу гуминовых кислот [4,5]. Большинство исследователей указывают на негативную роль именно фактора измельчения материала в гидротранспортного системе. В.Коршунов установил, что переход части угля в класс 0,5 мм изменяет температурные зоны термохимических процессов коксования, а это негативно влияет на прочности кокса [6].
В целях измельчения В.Коршунов рекомендует предельные расстояния транспортировки, при которых сохраняются коксующиеся свойства угля марок Г6, Г17, К2 - соответственно 20, 40 и 100 км.
Кроме измельчения при гидротранспортировании, обнаружен эффект перераспределения петрографических микрокомпонентов по классам крупности [7]. В частности, наблюдается значительное переизмельчение витринитовой части шихты до размеров 10 мкм и меньше. При этом главным образом переизмельчение витринита угля марки Г. Содержание его в мелких классах увеличивается по сравнению с исходной шихтой в два раза (рис.2).

Рисунок 2 - Витринитовая часть угольной шихты, класс - 0,063 мм: а, б - до и после гидротранспортирования на расстояние 450 км.
Ю.Гет связывает изменение коксующихся свойств угля с изменением формы угольных зерен в трубопроводе - их обкаткой [8]. На рис.3 показано эффект обкатки зерен, обнаружен украинскими учеными при исследовании гидротранспорта на стенде типа «тор».

Рисунок 3 - Изменение формы зерен угля марки Ж при гидравлическом транспортировании на расстояние 450 км :1-15 мм; 2-12 мм; 3-10 мм; 4-5 мм; 5-2,5 мм.
Г.Ригби объясняет ухудшение коксующихся свойств угля обволакиванием угольных зерен глинами, что по его мнению, увеличивает хрупкость кокса [9]. Относительно эффектов, связанных с влиянием глин, наблюдалось еще одно явление - глинистый материал вымывался с первичного угольного вещества и обволакивал зерна угля, в частности тонкие, полностью или частично, исключая их из процесса спекания (по поверхности контакта с глиной).
В.Ердман, Р. Кёллинг и Д.Ляйнингер считают, что ухудшение коксуемости угля при гидравлическом транспортировании обуславливается его окислением [10].
3.3. Современные технологии гидротранспорта коксующегося угля
В Украине уникальную технологию дальнего транспортирования коксующегося угля разработана Донецким национальным техническим университетом и НПО «Хаймек» [11].
АОЗТ НПО «Хаймек» - акционерное общество закрытого типа «Научно-производственное объединение «Хаймек»» исследует, разрабатывает и внедряет технологии и аппараты в области гидротранспорта сыпучих материалов, в частности угля, приготовления новых видов топлива на основе угля, в частности высококонцентрированных водоугольных суспензий, растворов для бурения и т.д. [12]. В технологии «Хаймек» говорится, что в группу гидросмесей со свойствами условно - однородных сред можно отнести также мелкозернистые угольные с максимальным размером частиц 2-3 мм и определенным содержанием тонких (микронных) частиц. Подобные гидросмеси, как правило, готовят на основе обогащенного малозольного угля. Они являются наиболее подходящими к транспортировке магистральными гидротранспортными системами в составе топливно - энергетических комплексов и после соответствующей обработки могут быть использованы в качестве котельного топлива.
Технология Донецкого национального технического университета (ДонНТУ) предусматривает частичную масляную грануляцию угля с гидросмеси, что позволяет, во-первых, значительно повысить эффективность его механического обезвоживания на приемной станции, во-вторых, обеспечивает обволакивание угольных зерен масляными пленками что существенно уменьшает (или устраняет) окисление угольной поверхности и обволакивания ее размокшими глинами при транспортировке, в-третьих, обусловливает образование структур типа «центр - оболочка», радикально уменьшающие измельчение угольных зерен при гидротранспртувании [13].
ВЫВОДЫ
1. Гидравлический транспорт угля выгодно отличается от железнодорожного и имеет следующие преимущества:
- Минимальные удельные экономические издержки и транспортные потери продукта;
- Минимальные сроки строительства трубопроводов;
- Повышенную надежность;
- Возможность полной автоматизации;
- Экологическую чистоту;
- Независимость от погодных условий;
- Низкая техногенная нагрузка на окружающую среду.
Технологические решения магистрального гидротранспорта широко использовались 1970-1990 гг. Сегодня технологии магистрального гидротранспорта угля активно используются в Китае (Уханским проектным и научно - исследовательским институтом угольных технологий).
2. Однако исследования и практика эксплуатации магистральных гидротранспортных систем выявили ряд технических и технологических проблем, основной из которых является негативное влияние гидротранспорта на коксующиеся свойства угля, в частности через:
- Измельчение угля;
- Обкатка зерен;
- Обволакивания угольных зерен глинами;
Окисление угольной поверхности;
3. В Украине и мире разработаны технологии дальнего транспортировки коксующегося угля. Одним из перспективных является технология Донецкого национального технического университета, которая предусматривает частичную масляную грануляцию угля с гидросмеси.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Klein A.D. Black Mesa and Kayenta Mines, Life-of-Mine Plans and Water Supply Project [Federal Register: December 1, 2004 (Volume 69, Number 230)] – [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.epa.gov/...
- Wuhan Design & Research Institute of China Coal Technology & Engineering Group – [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.zmwhy.com.cn/...
- Білецький В.С., Потапенко С.Ю. Гідравлічний транспорт вугілля: стан і перспективи – [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://masters.donntu.ru/...
- Елишевич А. Т., Рыбаченко В. И., Белецкий В. С. и др.//XТТ. - 1984. № 1. С. 58—62.
- Schrick W.S., Smith L.G., Haas D. B., Husband W.H. Experimental studies on the hydraulic transport of coal. Third internat. confer. On the hydraulic transport in pipes. – May - 1974. Paper - B. 1. P. 14.
- Коршунов В.А. Исследование влияния гидравлического транспортирования на свойства коксующихся углей Кузбасса / Автореф. дис. канд. техн. наук. — Новокузнецк, 1974. - 33 с.
- Елишевич А. Т., Белецкий В. С., Гребенюк А. Ф., Маценко Г.П., Дедовец И.Г., Потапенко Ю.Н. Изменение технологических свойств коксующегося угля Кузбасса при дальнем гидравлическом транспортировании // ХТТ. - 1989 -N 4.- С.54-59.
- Gat LJ. Effect of pumping on the caking properties of coal // Canadien Mining and Metallurgical Bulletin. - 1974. - V. 67, No. 752.- P.71-74.
- Rigbi G.R., Jones C.V., Meiwaring D.E. / Slurry pipeline studies on the BHP-BPA 30-tonne per hour demonstration plant // 5-th Int. Conf. on the Hydraulic Transport of Solids in Pipes. Johannesburg, August 25-27.— 1982. — P. Dl.
- Erdman W., Rolling R., Leininger D. Moglichkeiten der Entwasserung hydraulisch geforderter Steinkohlen // Aufbereitungs-Technik. -1978. - Bd. 19, Nr. 8.-S. 357-362.
- Українські вугільні технології для XXI сторіччя – [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://ea.donntu.ru/...
- Офіційний сайт компанії АОЗТ НПО «Хаймек» – [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://hymec.com.ua/...
- Промышленный транспорт 6 // Издательство
Транспорт
– Москва,1984 г.