Выговский А.Д., ст. гр. УГП-09 Науч. руков.: Кравченко А.А., к.т.н., доц. ГВУЗ "Донецкий национальный технический университет", г. Донецк
Одной из ведущих отраслей экономики является угольная промышленность. К сожалению, в течение последних лет государственная политика по отношению к отрасли по разным причинам осуществлялась недостаточно эффективно, прежде всего, в сфере финансирования. Угольная отрасль требует постоянных инвестиций, а нынешняя экономическая ситуация в стране не позволяет осуществлять бесперебойное инвестирование данной отрасли. Таким образом, инвесторами могут выступать банки, государство, частные компании и т.д. Наряду с другими формами привлечения инвестиций в угольную промышленность, такие как приватизация целостного комплекса, совместная государственная и частная отработка части шахтного поля, в последнее время получила развитие концессия.
Цель исследования: проанализировать концессию, как форму привлечения частного капитала в угольную промышленность Украины.
Концессия, как форма экономических взаимоотношений государства и частного капитала была известна давно и называлась откупом. Откуп - передача государством за определённую плату на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Система откупов — по существу прообраз концессий, форма договора государства с предпринимателями. Изначально откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций. Впервые откупы получили распространение в Древнем Иране (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.). На данный момент в Украине недостаточно частных и государственных инвестиций для подготовки и оснащения новых очистных забоев. Например, для подготовки одного очистного забоя при столбовой системе отработки требуется порядка 100 млн. грн.[1] Для решения этой проблемы Министерство угольной промышленности Украины предложила в качестве варианта приватизацию шахт. Но есть весьма перспективная альтернатива - концессия.
В законе Украины о концессиях с изменениями и дополнениями, внесёнными законами Украины от 10 января 2002 года N 2921-III [2], понятие концессия трактуется, как — предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владение), при условии взятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска. Понятие концессии: Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п.
В мировой практики приняты следующие типы концессионных соглашения: BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству;
BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». Концессионер строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера;
ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;
ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача» — владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определённого срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление» — форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.
Но тем не менее с учетом особенностей угольной промышленности Украины 8 июля 2011 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины № 3687-VI «Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности»[3]
Концессия - весьма выгодная форма государственно-частного партнёрства. При концессии государство передаёт частному лицу объект, который вместо того что бы простаивать - будет работать, а по истечении концессии, государство получает эффективно работающий бизнес.
Согласно Закону Украины № 3687-VI «Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности» [3], передачи в аренду или концессию подлежат следующие объекты топливно-энергетического комплекса:
Главное преимущество концессии над арендой в том, что она обязывает концессионера к некоторым обязательствам выгодным для государства. Главные преимущества концессии угольного месторождения:
Концессия может принести дополнительные преимущества непосредственно работникам предприятий, ведь шахтеры будут вовремя получать высокую зарплату, а количество рабочих мест увеличится. Денежные вливания позволят снизить травматизм, обеспечить горняков спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, качественно оздоровить шахтеров и членов их семей. Также крупный концессионер в состоянии обеспечить развитие инфраструктуры, реконструкцию и ремонт предприятий социальной сферы и отдыха.
Инвестор становится обязанным по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам предприятия, реализации других социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством, финансированию в необходимом объеме расходов на реализацию мер охраны труда, обязательные для соблюдения и исполнения при осуществлении хозяйственной деятельности по добыче угля. Особенно тщательно нужно подходить к отбору компаний, которым будут переданы в управление шахты. Поскольку «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» не подлежат приватизации — эти объекты являются стратегическими для энергетического баланса страны, условия конкурса по концессии должны быть прописаны очень жестко, а квалификационные требования к участникам должны предусматривать существенный опыт и гарантии того, что уголь будет поступать в первую очередь на украинские ТЭС. Весной 2011 г. (постановлением №443 от 4 апреля) Кабинет министров Украины разрешил передачу в концессию целостных имущественных комплексов двух государственных угледобывающих предприятий Луганской области - «Ровенькиантрацита» и «Свердловантрацита».
В июле 2011 года Фонд госимущества определил оценщиком ЦИК «Ровенькиантрацита» компанию ООО "Юрекс-Консалтинг", а ЦИК «Свердловантрацита» - ООО "Консалтинговую компанию "Увекон". [4]
Согласно Закону Украины № 3687-VI «Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности» [3] особенностями концессии топливно-энергетического комплекса является:
Экономика США 19-20 века построена на концессии, и как мы можем заметить сейчас - построена весьма успешно.
Основной причиной неэффективной работы угольной отрасли является даже не столько нехватка инвестиций, а неправильное управление. На данный момент улучшить и стабилизировать состояние угольной промышленности можно не только путём приватизации, но и путём концессии. Для этого необходимо усовершенствовать Закон Украины № 3687-VI «Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности»[3].В основу усовершенствования должно лечь 3 главных правила: никакой объект нельзя приватизировать (в том числе и шахту); концессионер обязан каждый месяц выплачивать концессионный платеж, который будет, не только оговорен в концессионном договоре, но и будет зависеть от прибыли; концессионный договор заключается не более, чем на 25 лет(для дальнейшего усовершенствования того или иного объекта, т.е. у концессионера должен быть стимул быстрее вложить деньги, что бы предприятие как можно раньше стало приносить больше прибыли).