Назад в библиотеку

Перспективы снижения выбросов парниковых газов

Авторы: Савченко А. В., Панасенко А. И.
Источник:Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: сборник докладов IX Международной научной конференции аспирантов и студентов / ДонНТУ, ДонНУ. – Донецк: ГВУЗ ДонНТУ, 2015. – C. 387-389.

Аннотация

Савченко А. В., Панасенко А. И. Перспективы снижения выбросов парниковых газов. В докладе приведен анализ итогов выполнения Киотского протокола, направленного на снижение мировых выбросов парниковых газов. Проанализированы перспективные направления подготовки посткиотского соглашения.

Постановка задачи

В конце ХХ века человечество пришло к пониманию необходимости решения одной из сложнейших и чрезвычайно опасных экологических проблем, связанной с глобальным изменением климата. Одним из объяснений глобального изменения климата является модель парникового эффекта. Согласно этой модели, накапливаемые в атмосфере парниковые газы (ПГ), в числе которых углерода диоксид, метан, оксид азота (I) и другие, препятствуют прохождению отражаемых от поверхности Земли солнечных лучей, и, таким образом, способствуют повышению температуры на планете. Если не предпринимать действий, направленных на предотвращение климатических изменений, то к 2030 г. более 30 млн. людей станут климатическими мигрантами. Понятно, что в связи с этим встанут серьезные проблемы их размещения, трудоустройства, обеспечения безопасности и т. п.

Инструментами для снижения выбросов парниковых газов в настоящее время являются гибкие механизмы Киотского протокола, действие первого базового периода которого завершилось в 2012 году. 8 декабря 2012 года на конференции ООН по изменению климата в городе Доха (Катар) было разработано новое соглашение на следующий период – 2013–2020 гг. Однако, Россия, Канада, Япония, Новая Зеландия отказались принимать участие во втором периоде реализации Киотского протокола.

К концу 2012 г. Германия, Франция, Великобритания – крупнейшие страны ЕС уверенно выполняли планы по снижению выбросов парниковых газов. Кроме того, для России и Украины характерен большой запас квот. Только за счет продажи квот Японии в государственный бюджет Украины в 2009–2010 гг. поступило 470 млн. евро. Полученные средства Украина обязалась направить на различные экологические проекты (529 проектов тепловой санации социальных зданий в различных областях Украины и 7 проектов, предусматривающих использование технологий из Японии, в том числе по модернизации вагонов метрополитенов в Киеве и замены автомобилей Министерства внутренних дел Украины).

В рамках реализации Киотского протокола происходит успешная отладка и развитие рыночного подхода к регулированию выбросов – работает европейская торговая система. Украина может входить в данную систему торговли через проекты по снижению выбросов (проекты совместного осуществления). Очень быстро растет число и объемы проектов по снижению выбросов. В Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата уже подано более 1500 проектов, около 760 проектов прошли полную регистрацию и началось их выполнение. Только уже одобренные проекты к 2012 г. обеспечили снижение мировых выбросов на 1 млрд. тонн углерода диоксида. Большинство проектов в развивающихся странах используют экономический механизм чистого развития Киотского протокола. Для стран с переходной экономикой работает другой механизм – проекты совместного осуществления, который заработал совсем недавно [1].

В Украине на конец 2014 г. подписаны и реализуются более 200 проектов, из которых 75 проектов реализуются в Донецкой области. Большинство проектов относятся к сектору Шахты/добыча минерального сырья. Среди них мощнейший в Европе проект – Утилизация шахтного метана на шахте им. А. Ф. Засядько [2].

Вместе с тем, у Киотского протокола есть две стороны медали. С одной стороны, общественность говорит о том, что он бесполезен, с другой стороны –  механизмы протокола влияют на снижение выбросов парниковых газов.

Недостатком Киотского протокола является то, что промышленное развитие многих стран-участниц резко затормозилось, и, соответственно, выбросы парниковых газов в них значительно уменьшились. А другие страны, в частности, Индия и Китай, наоборот, увеличили количество выбрасываемых парниковых газов в десятки, а то и сотни раз. То есть, получилось, что к моменту начала действия Киотского протокола участниками соглашений стали совсем не те государства, которым действительно нужно было ограничивать выбросы парниковых газов.

Положительные моменты Киотского протокола основаны на том, что он процесс комплексного международного изучения изменений земного климата. И результаты этого комплексного исследования на сегодняшний момент говорят о том, что потепление развивается и вина человека в этом тоже есть. Пусть не антропогенная деятельность его спровоцировала, однако благодаря ей температура на планете возрастает быстрее, чем следовало бы.

Наиболее существенный итог реализации Киотского протокола – его роль своеобразного катализатора всей климатической деятельности в целом: развития по всему миру энергоэффективных технологий, возобновляемой энергетики и использования природного газа, поддержка науки и образования.

В 2009 г. в Копенгагене (Дания) в рамках конференции ООН по изменению климата проходила пятая встреча сторон Киотского протокола. Одной из целей конференции была разработка и подписание нового юридически обязательного международного договора, который должен был прийти на смену Киотскому протоколу, действие которого закончится в 2020 году. Страны подготовили к конференции в Копенгагене обязательства по количественным ограничениям выбросов парниковых газов. Серьезные обязательства взяла на себя Норвегия, заявив о 40 % снижении выбросов от уровня выбросов 1990 года. Среди участников переговоров, в частности, появились Австралия и США. Последние пока заявили о скромных обязательствах (минус 17 % от уровня 2005 года), но с оговоркой о намерении занять здесь позицию лидера. Украина взяла обязательства снизить выбросы парниковых газов по отношению к 1990 г. на 20 %, Россия – на 15–25 %, Белоруссия – 5–10 %, Евросоюз – 20–30 %, Казахстан – 15 %, Япония – 25 % [1].

К сожалению, итогом встречи явилось то, что участникам так и не удалось договориться и подписать юридически обязательный документ. США, Китай, Индия, Южная Африка и Бразилия приняли политическую декларацию – Копенгагенское соглашение, которая фиксирует определенные намерения стран, но не является юридически обязательным документом, а лишь принята к сведению участниками конференции.

Решение вопросов климатического характера продолжились в Канкуне (Мексика) в 2010 г. Правительства согласились усилить свои действия по борьбе с сокращением площади и деградацией лесов в развивающихся странах. Кроме того, стороны создают Технологический исполнительный комитет, а также Центр и Сеть климатических технологий, которые помогут развивать сотрудничество в сфере обмена технологиями. Был одобрен документ, посвященный правилам учета бореальных лесов и различных форм землепользования.

Достигнуто соглашение о создании Зеленого климатического фонда, в который пойдет значительная часть климатического финансирования, которое к 2020 году должно достичь 100 млрд. долларов в год. Создается Адаптационный комитет (Adaptation Committee), задачей которого является оценка и предотвращение рисков, решение вопросов компенсации ущерба наиболее слабым и уязвимым странам.

Участники Канкунской встречи решили, что в борьбе с глобальным потеплением ключевую роль должны, как и прежде, играть развитые страны. Правда, их обязательства по сокращению выбросов парниковых газов сформулированы довольно размыто: к 2020 г. абсолютная величина показателя должна сократиться на 25–40 % по сравнению с 1990 г.

В 2014 г. в Лиме (Перу) прошла 20-я конференция участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Проект документа, выработанный на конференции, станет основой для переговоров, которые подготовят следующую конференцию в декабре 2015 г. в Париже. Именно там должно быть достигнуто и подписано мировыми лидерами новое глобальное соглашение, которое в 2020 году придет на смену Киотскому протоколу. Впервые в истории борьбы с изменением климата все 196 стран ООН сообщили о готовности взять на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.

Пока итогового текста нового соглашения так и не существует. Впрочем, как не существует и четкого представления об участниках посткиотского соглашения, его финансовых механизмах и сроках действия, но посткиотское соглашение должно:

Перечень ссылок

  1. Кокорин А. О. Что будет после Киотского протокола? Международное соглашение об ограничении выбросов парниковых газов после 2012 г. / А. О. Кокорин, Г. В. Сафонов // WWF России, GOF. – 2007. – 24 с.
  2. Український реєстр вуглецевих одиниць [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.carbonunitsregistry.gov.ua.
  3. Appendix I – Quantified economy – wide emissions targets for 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://unfccc.int.