Назад в библиотеку

Международный опыт сокращения выбросов парниковых газов и его применение в РФ

Автор: Бабков-Эстеркин А. С.
Источник:Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2011. – № 10. – C. 131–135.

Аннотация

Бабков-Эстеркин А. С. Международный опыт сокращения выбросов парниковых газов и его применение в Российской Федерации. Освещена проблематика загрязнения атмосферного воздуха парниковыми газами и международный опыт в области их сокращения. Рассматриваются рыночные механизмы торговлю квотами на эмиссию парниковых газов и оценивается потенциал участия в них России, работа российских органов власти по их реализации и проблематика включения российских предприятий в существующие рыночные механизмы.

Постановка задачи

В последние десятилетия остро встает вопрос о нарастающих тенденциях изменения климата на планете, что приводит к прямым колоссальным убыткам всех развитых и развивающихся стран. Это вызвано тем, что изменение климата приводит к ежегодно повторяющимся техногенным и природным катастрофам, среди которых лесные пожары, наводнения и ураганы, упадок сельского хозяйства, засуха, смена океанских течений, нехватка питьевой воды, затопление прибрежных территорий.

Процесс изменения климата делает крайне актуальным вопросы объединения мирового сообщества с целью снижения влияния на климат, для чего активно начинают использоваться экономические инструменты.

Анализ экономической целесообразности включения российских предприятий в международные механизмы по торговле квотами на выбросы в атмосферу и оценка модернизации производств путем перехода на более экологичные технологии показали высокую рентабельность даже в условиях российской экономики.

В настоящий момент определено 5 основных парниковых газов, каждый обладает своим потенциалом глобального потепления.

Выбросы парниковых газов имеют естественное и антропогенное происхождение. Естественным путем в атмосферу попадает больше парниковых газов, чем в результате антропогенного фактора, но на сегодняшний день контролировать мы можем только собственные источники. Основным загрязнителем является теплоэнергетика и нефтепереработка. В нефтепереработке важно отметить лидирующее положение российских предприятий в сжигании попутных газов, которые давно улавливаются в большинстве промышленно развитых стран и продаются в виде полипропилена – очень востребованного нефтепродукта.

В 1972 году в Стокгольме прошла Первая Всемирная конференция по окружающей среде и развитию, где была принята программа ООН по окружающей среде (UNEP). Она стала самой масштабной формой международного сотрудничества в решении общемировых экологических проблем.

Успешным примером работы это международного органа в решении глобальных экологических проблемы стали Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол 1987 г. – которыми удалось фактически устранить промышленные выбросы основных разрушающих озон веществ в атмосферу.

На сегодняшний день основной глобальной проблемой стал климат.

В докладе UNEP декабрьской конференции 2009 года в Копенгагене была озвучена оценка, что к 2020 году необходимо добиться снижения выбросов парниковых газов минимум на 20 % от уровня 1990 года, иначе существует риск прохождения точки не возврата в процессе изменения климата.

В 1997 году в Японии был принят Киотский протокол к Рамочной Конвенции по изменению климата. Он был подписан более чем 120 странами, на долю которых приходилось не менее 55 % мировых выбросов. В рамках этого протокола были разработаны рыночные механизмы по торговле квотами на Единицы сокращения выбросов (ЕСВ), для стимулирования стран участниц сокращать выбросы и даже зарабатывать на этом, привлекая средства в модернизацию.

Для торговли квотами по всему миру открываются международные, региональные и внутренние Климатические биржи по продаже квот и фьючерсных сделок на проекты по снижению эмиссий.

Первая климатическая биржа была открыта в Чикаго в конце 90-х годов, несмотря на то, что США не ратифицировали КП, она действует и сегодня, но основной объем сделок осуществляется на Европейских биржах. Среди основных стоит выделить Европейскую климатическую биржу в Амстердаме, Лондонскую нефтяную биржу в Лондоне и СТВ, внутреннюю биржу квот в Евросоюзе. На мировом уровне доля сделок приходится на Монреальскую климатическую биржу в Канаде, конкуренцию которой скоро составит еще не открывшаяся Азиатская климатическая биржа в Гонконге.

Рынок квот предполагает две схемы. Промышленная компания, которая не укладывается в установленные для нее нормативы по объемам выбросов парниковых газов в атмосферу, может либо купить недостающие ей квоты на рынке, либо компенсировать это превышение через инвестиции в новые проекты в других странах, в основном развивающихся. Путь инвестиций в модернизацию собственного производства, тоже может быть выполнен через разные статьи Киотского протокола.

Если в итоге объем выбросов окажется ниже нормативного, предприятие уже само сможет продавать излишки на рынке.

В Киотском протоколе выделены три рыночные механизма:

В рамках этих механизмов Стороны могут передавать друг другу часть национальной квоты или приобретать их через совместные проекты.

Киотский протокол и его механизмы действуют на 5-летний период с 2008 по 2012. Торговля квотами продолжится и после 2012 г., тем более что мировой рынок квот уже прошел отметку в 100 млрд. долларов.

Россия ратифицировала Киотский протокол в начале 2005 года, на сегодня наш уровень выбросов в результате упадка производства в 90-х почти на 30 % ниже своего лимита. Россия находится на третьем месте в мире по выбросам в окружающую среду и при этом на первом по их сокращению.

Российская электроэнергетическая монополия является крупнейшим в мире производителем парниковых газов. Из труб ныне расформированного РАО ЕЭС России еще недавно в воздух выделялось около 2 % мирового объема углекислого газа, выбрасываемого человечеством в атмосферу.

Основными участниками рынка квот в России являются теплоэнергетические компании оставшиеся после РАО ЕЭС России и компании нефтегазового сектора, такие как Газпром. Меньшие компании пока не видят целесообразности в модернизации и работают на устаревшем оборудовании.

Российская промышленность очень расточительно расходует энергию, в связи с чем, прямые потери от отсутствия энергосберегающих технологий составляют 45 % всей потребляемой электроэнергии страны. В связи с этим новый курс администрации президента, нацелен на скорейшую реализацию принятой программы повышения энергоэффективности российской экономии.

Удельная стоимость снижения 1 тонны выбросов парниковых газов предприятием Европы составляет от 65 до 200 Евро в зависимости от отрасли, а в России от 10–20 Евро на идентичные отрасли.

В российской экономике уже имеется опыт реализованного Российско-Японского Проекта Совместного Осуществления модернизации участка Газовой сети и узлов в Амурской области, который позволил уменьшить:

Что касается малых предприятий, то на примере Подольского цементного завода, работающего на относительно старом, но классическом для российских цементных предприятиях оборудовании, производящего цемент путем обжига известняка, был рассчитан вариант модернизации данного завода в рамках проекта ПСО.

Предприятие разработало электродуговой плазменный реактор, имеющий более высокие производственные характеристики, позволяющие практически полностью улавливать и реализовывать образующийся углекислый газ.

Проект модернизации стоит около 295 млн. рублей.

Приведенные расчеты показали, что воплощение проекта, может только за счет передачи квот в рамках ПСО и реализации продуктов из уловленного углекислого газа, приносить предприятию ежегодно около 65 млн. рублей, это соответствует практически 21,5 % стоимости модернизации.

Очевидно, что стоит обратить внимание российским предприятиям на экологические возможности и перспективы модернизации.

Анализ национальной экономики в области сокращения выбросов ПГ в атмосферу показал, что предприятиям на сегодняшний день выгодней платить за превышение выбросов, чем вкладывать средства в разработку проекта модернизации, прохождения экспертиз, сертификации и последующую модернизацию, даже если средства на это потенциально имеются. Слишком велики также бюрократические проблемы в этом направлении.

В связи с этим, на государственном уровне необходимо наладить внутренний рынок квот между предприятиями и установить более высокие лимиты на превышение ПДВ по опыту Европейских стран. Эта мера позволит стимулировать соблюдение установленных норм на выбросы и выполнять основные меры по предотвращению превышению выбросов. Дополнительно это создаст балансное равновесие между квотами и платежами, побуждая не откладывать модернизацию.

Учитывая серьезный потенциал российской экономики по сокращению эмиссий ПГ и отсутствие доступных площадок для его реализации, необходимо организовать собственную региональную климатическую биржу квот, охватив страны СНГ.

Использование механизма реализации проектов совместного осуществления может обеспечить значительный приток инвестиций в экономику России, так как она обладает огромным потенциалом энергосбережения и более низким уровнем издержек на реализацию энергосберегающих мероприятий.

Низкое количество российских проектов, отданных на определение соответствия нормам КП, является показателем сложности выхода частных предприятий на рынок углеродных квот, а также отсутствием информированности о возможностях и перспективах экологической модернизации.

Последние изменения в национальном законодательстве свидетельствуют о благоприятных тенденциях в исследуемом направлении:

  1. Комплекс мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации (утв. расп. Правительства РФ от 18 августа 2009 г. N 1166-р).
  2. Климатическая доктрина Российской Федерации (Принята распоряжением Президента РФ от 12 декабря 2009 г.).
  3. Федеральный закон от 23.11.09 г. № 261–ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.